Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.09.2008 | Татьяна Становая
Ни либерал, ни консерватор
5 сентября первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов дал интервью газете «Ведомости». Интервью приобретает особую важность на фоне обострения отношений России и Запада. Это также первое интервью высокопоставленного чиновника, затронувшего внутриполитическую тематику после событий в Грузии.
Российское правительство учится работать в условиях, когда возможности интеграции в мировую экономику оказываются затруднительными. Речь идет о попытке сохранить либеральную ориентированность экономки, но так, чтобы все это было совместимо с позициями «дирижистов» и «патриотов». Интервью Игоря Шувалова, считающегося одни из самых влиятельных либералов внутри российской власти, более чем показательно: он демонстрирует стремление всех идеологических течений внутри правительства к консолидации и выработке более консенсусной позиции. Противоречия между условными «либералами» и «дирижистами» смягчаются.
Во-первых, Игорь Шувалов подтвердил курс на проведение либеральных реформ, прежде всего, в социально значимых сферах – здравоохранении и образовании. Сейчас у правительства, на фоне притока нефтедолларов, появляется много соблазнов увеличить содержание социальной сферы (и это делается), не идя на болезненные рыночные реформы. Шувалов четко дает понять, что система будет меняться. Он также подтвердил, что пенсионная реформа будет проходить по пути развития добровольного накопления: «государство будет обеспечивать лишь минимум, остальное – ответственность гражданина», - заявил Шувалов.
В числе других либеральных мер – замена госчиновников на независимых директоров в советах директоров госкомпаний. Пока принято решение лишь в отношении компаний со 100% госучастием. Заметим, что эта мера была расценена как символическая, не меняющая реальное положение дел: крупнейшие госкомпании («Газпром», «Роснефть») и т.д., считающееся политически влиятельными, казалось, освобождаются от прихода независимых директоров. Шувалов впервые подтвердил, что реформа затронет и эти компании. Однако признал, что процесс этот непростой и займет время. «Я считаю, что экономические свободы должны быть максимальными: налоговое бремя - минимальным, а поведение экономических субъектов - свободным. Но все это должно существовать вместе с жесткой ответственностью за неисполнение законодательства. Любой свободе отвечает определенная мера ответственности», - заявил Шувалов.
Во-вторых, он подтвердил курс на интеграцию в мировую экономическую систему, однако обвинил Запад в препятствовании России. «Официально заявляю: у нас нет никаких изоляционистских настроений… Наша задача - устоять. Мы чувствуем, как нас начинают прессовать, нас хотят заставить следовать ценностям других. И мы сейчас всем говорим: мы не против ваших ценностей, но будем создавать и отстаивать свои. Мы принимаем ваши ценности, но делать будем все по-своему», - заявил Шувалов, приведя в пример ситуацию вокруг Южной Осетии. Это заявление крайне важно с политической точки зрения: российские власти демонстрируют единство своей позиции, полный консенсус относительно действий России в Грузии и главное – совместимость этих действий с выбранной экономической моделью развития. Шувалов также подтвердил, что Россия не намерена использовать свою «мощь» как рычаг давления, прежде всего, в сфере энергетики. «На Западе просто не понимают, как Россия будет этой мощью пользоваться. И боятся этого. Например, почему-то говорят, что мы прекратим поставки нефти и газа. Мне даже странно это слышать. У нас, наоборот, жесткая установка: чтобы каждая капля, каждый кубометр дошли до потребителя. Никто кран закручивать не собирается», - заверил он, подтвердив актуальность концепции взаимозависимости потребителей и поставщиков.
Сюда же важно отнести и позицию России по ВТО: по словам Шувалова, Россия сделала все, чтобы оказаться в ВТО, «разве что не станцевали». «По всем направлениям мы предоставили возможность заключить с нами соглашения, но по многим позициям до сих пор даже не получили ответа. Все хотят решать только свои вопросы, а не задачу совместного партнерства. Европейцы нам говорят: снизьте экспортные пошлины на круглый лес. И сразу все становится ясно: с нами даже не хотят договариваться. Когда мы это поняли, то подготовили доклад председателю правительства, в котором говорится: зачем нам на себя накладывать какие-то ограничения из-за вступления в ВТО, если в ВТО нас пока никто принимать не собирается?», - говорит Шувалов, объясняя приостановку действия ограничений, введенных в связи с подготовкой к вступлению в ВТО. Вместе с тем он вновь подчеркнул, что вступление в ВТО остается «одним из главнейших приоритетов нашей экономической политики».
В-третьих, важнейшим приоритетом остается приоритет экономического развития и роста (как альтернатива сохранению экономической стабильности). Для этого сохраняется курс на снижение налогов (Шувалов признал, что существуют разногласия с Алексеем Кудриным), а также высокую роль государства, которое будет и дальше ориентироваться на поддержание так называемых институтов развития. Иными словами, речь идет не столько о создании более либеральных условий для развития частного бизнеса (позиция чистых либералов), сколько на активное привлечение госресурсов и госучастия для поднятия экономики. Также Шувалов отметил, что институты развития не обязательно будут создаваться в форме госкорпораций, возможно и создание акционерных обществ с госучастием.
В-четвертых, Шувалов прокомментировал ситуацию вокруг компании «Мечел», всерьез напугавшую инвесторов и либеральную общественность (стабилизация рынка произошла после того, как со стороны власти последовали четкие сигналы – никакого «передела» не будет). Первый вице-премьер полностью поддержал действия Владимира Путина, отметив, что факт «ручного управления» касался лишь одной компании, в то время как в целом такое вмешательство оказывает системное влияние на развитие институтов. «Вопрос решен? Решен. Быстро и эффективно. Все стали охать: второй ЮКОС. Какой ЮКОС? Две недели прошло - «Мечел» заключил долгосрочное соглашение, и им был предъявлен штраф. Все. Конец истории важен. Компания нормально работает, акции торгуются, законодательство соблюдается», - заявил он. Шувалов также не согласился с журналистом, назвавшим практику долгосрочных договоров «советской»: «длинный контракт в данном случае - это правильно. Долгосрочный контракт должен быть только в тех отраслях, где надо очень много вкладывать и где очень высокая волатильность по цене на сырье. Например, удобрения, уголь, металлы».
Наконец, в-пятых, Шувалов полностью поддержал введение новой системы контроля над иностранными инвестициями, что приписывалось «дирижистам». Будучи заместителем премьер-министра в комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, Шувалов отметил, что новая система – большой шаг вперед и охарактеризовал ее позитивно, с либеральной точки зрения. «Комиссия будет не ограничивать, а разрешать. Одно дело - когда инвестор бегает по кабинетам и рассовывает пакеты, договаривается, подмигивает и проводит большое количество зависимых и независимых консультаций. Другое - когда в законе прописан механизм подачи заявки и она рассматривается абсолютно открыто», - заявил он.
Шувалов подтверждает: политические власти сегодня в России уже не позиционируют себя ни как либеральная, ни как консервативная. На фоне обострения отношений России и Запада позиции разных идеологических течений сближаются, а в основе политики оказывается достаточно консенсусный для всех баланс приоритетов - развитие рыночной экономики с определяющей ролью государства и его ресурсов при сохранении частной инициативы. Такой баланс совместим и с либералами, и с «дирижистами». В то же время главная цель интервью Шувалова была в другом – показать, что события в Грузии не окажут никакого влияния на внутриполитические процессы в стране и курс на создание современной экономики останется прежним. Это интервью также является своего рода возвращением Шувалова в публичное поле после длительного перерыва.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.