Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.09.2008 | Сергей Расов
Пентаграмма Нагорного Карабаха
Вооруженный конфликт на Северном Кавказе вновь вывел в центр внимания мировой политики проблему урегулирования ситуации в Нагорном Карабахе. В первой половине сентября, количество встреч и заявлений на высшем уровне побило все рекорды. К тому же, в Азербайджане официально стартовала кампания по выборам президента страны, что естественно, накладывает свой специфический отпечаток на урегулирование взаимоотношений армян и азербайджанцев.
Кратко восстановим хронологию событий.
Матч века
В начале сентября внимание Еревана и Баку приковано к отборочному матчу Чемпионата мира по футболу, который проходил шестого сентября в столице Армении. До самого последнего дня аналитики, политологи, пресса гадали, приедет или нет на футбольное рандеву президент Турции Абдулла Гюль? Напомним, что такое приглашение сделал своему коллеге лидер Армении Серж Саркисян, хотя уже долгие годы между Арменией и Турцией отсутствуют дипломатические отношения и закрыта граница со стороны Турции из-за конфликта в Нагорном Карабахе. Тема возможной встречи президентов Армении и Турции вызвала шквал комментариев и откликов, журналистов, экспертов, политиков. Официальная позиция Армении была благожелательной:
- Армения выступает за диалог без предусловий, заметил член комиссии по евроинтеграции Национального Собрания РА Армен Ашотян. Как власть, так и оппозиция сошлись во мнении, что это «уникальный шанс для того, чтобы разрушить тупик в армяно-турецких отношениях и выйти на новый уровень отношений».
В Азербайджане даже сама возможность потенциальной встречи вызвало резкое неприятие. Все азербайджанские политологи, дружно обвинили Турцию, что она решает свои проблемы и относиться к Азербайджану, как «к пасынку. В Турции пытались убедить соотечественников, что речь идет просто о футбольном матче и «не надо создавать проблемы, там, где их нет». Тем не менее, матч состоялся, футболисты Армении проиграли турецким визави, а на стадионе присутствовал президент Турции Абдулла Гюль. Кстати, чтобы не вызвать еще большего раздражения как у себя в стране, так и среди азербайджанцев, Абдулла Гуль въезжал на территорию Армении со стороны Грузии. Руководитель страны в интервью турецкой газете «Today'sZaman» заявил, что «мой визит сломал психологический барьер на Кавказе. Пригласив меня на матч, Саркисян сделал важный шаг. Если бы я не принял приглашения, весь мир говорил бы, что у меня не хватило на это духу». При этом он добавил, что на встрече с президентом Армении «подробно и детально» обсуждался нагорно-карабахский вопрос и «нынешняя конъюнктура благоприятна для урегулирования конфликта». Перед своим визитом в Азербайджан президент Турции Абдулла Гуль дал интервью агентству АПА, где в частности попытался успокоить и ближайших союзников на Кавказе:
- Месяц назад мы наблюдали, как в регионе содрогались камни – началась война между Россией и Грузией. В это дело оказались втянутыми даже большие государства. Нельзя сидеть молча в такой момент. Надо взять инициативу в свои руки, заявил глава государства. Кроме этого он добавил, что «Саркисян имеет добрые намерения и говорит с искренней убежденностью. Пол его словам, «Армения понимает, что она вынуждена сотрудничать со всеми странами мира, особенно с соседними странами. В противном случае, в регионе не будет мира, и Армения превратится в страну, которая препятствует установлению мира». Резюме интервью – «надо покончить со старой политикой и смотреть только вперед».
В Азербайджане известие о состоявшихся переговорах президентов Армении и Турции встретили враждебно. Почти 90% респондентов, согласно отчету центра мониторинга «Мнение» оценили визита Абдуллы Гюля в Ереван, негативно. Считая, что президент дружественной страны чуть ли не предал национальные интересы Турции и Азербайджана. Такое же количество опрошенных граждан посчитали, что «ереванский вояж не будет способствовать разрешению нагорно-карабахского конфликта, а 93% опрошенных высказались против возможного открытия армяно-турецкой границы, закрытой с началом оккупации Арменией Карабаха и прилегающих районов Азербайджана». В таком же ключе отозвалась пресса Азербайджана. Обвинив Абдуллу Гюля в том, что он проводит политику «отдающую цинизмом», стремиться к «имперским амбициям» и относиться «к Азербайджану как к собственной провинции». Организация Освобождения Карабаха в своем заявлении подчеркнула, что «руководство Турции ради своих интересов готово пожертвовать Азербайджаном и Карабахом. Эта позиция не присуща турецкому народу, а присуща турецкому руководству».
Разбор игры
Спустя несколько дней президент Турции Абдулла Гуль поспешил нанести свой визит Ильхаму Алиеву, для того чтобы проинформировать последнего о своих переговорах с Сержем Саркисяном и о продвижении инициативы Турции по созданию «Платформы безопасности и стабильности на Кавказе». Учитывая, что вслед за этой встречей в планах у азербайджанского лидера Алиева стоял визит в Москву к Дмитрию Медведеву, все ждали пресс-конференции президентов. По окончании встречи 10 сентября «с глазу на глаз» Ильхам Алиев и Абдулла Гюль выступили с заявлениями для печати. В частности президент Азербайджана Алиев подчеркнул, что «мы еще раз убедились, что наши позиции – едины, наши интересы – едины и в наших взглядах на эти события тоже различий нет. Это очень важно»:
- Мы хотим, чтобы этой оккупации был положен конец. Мы хотим решить вопрос мирным путем. Именно поэтому – несмотря на то, что более 15 лет переговоры идут безрезультатно, - мы по-прежнему привержены мирному процессу. Но вместе с тем ясно и то, что решение данного вопроса должно опираться исключительно на нормы и принципы международного права. Территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена, вооруженные силы Армении должны быть выведены со всех оккупированных земель. Миллион азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев должны возвратиться на родные земли. …Вновь говорю: чтобы сделать это, просто необходимы воля и мудрые шаги политического руководства Армении, твердо заявил президент Азербайджана.
В свою очередь президент Турции Абдулл Гуль выразил надежду, что «проблема Нагорного Карабаха между Азербайджаном и Арменией найдет свое решение путем диалога, взаимопонимания и взаимных встреч. С этой точки зрения я вернулся после визита в Армению с надеждами. Верю, что путем встреч этот вопрос будет решен.
Несомненно, скорейшее освобождение оккупированных земель станет очень большим шагом, и с установлением мира и безопасности в этом регионе возникнет очень эффективное экономическое сотрудничество».
Вернувшись из Азербайджана в Анкару, президент выразился яснее. В частности, он сказал, что позиция Турции по нагорно-карабахскому конфликту не изменилась и если верить турецкой прессе:
- Армяне склонны к освобождению оккупированных территорий Азербайджана. На встрече с Саркисяном я почувствовал это. Конечно же, оккупация завершится, беженцы вернутся в родные края. Также по его словам, Минская международная группа по разрешению конфликта «уже 17 лет работает в направлении решения проблемы, однако никаких результатов нет. Нужно предполагать, что и как будет через 17 лет». Президент Армении Серж Саркисян, комментируя итоги переговоров, заявил, «Гюль в случае необходимости готов содействовать урегулированию армяно-азербайджанских отношений, и я с радостью принял это, поскольку только ненормальный человек может отказаться от содействия», - сказал лидер Армении. Министр МИД Армении Эдвард Налбандян подтвердил, что армянская сторона получила предварительный вариант «Платформы мира и стабильности на Кавказе», но «документ нуждается в подробном обсуждении».
Спустя еще шесть дней, 16 сентября прошла встреча российского руководства с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Москве. Информация о ней весьма скудная. Вероятно, интенсивный торг вокруг карабахской проблемы продолжился.
Во-первых, Ильхам Алиев не стал делать упор на «территориальной целостности». Во-вторых, Дмитрий Медведев «выразил поддержку продолжению прямых переговоров президентов Азербайджана и Армении, заверил Ильхама Гейдаровича, что Россия будет и впредь оказывать необходимое содействие поиску взаимоприемлемого решения». Любопытное заявление вслед за этими переговорами сделал глава МИД РФ Сергей Лавров о том, что «признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии не создает прецедента для Приднестровья и Нагорного Карабаха».
Итоги политического футбола
Таким образом, в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха активно вовлечены пять государств: Армения, Азербайджан, Турция, США и Россия. Каждая из них преследует свои цели. С мая 1994 года стороны достигли режима прекращения огня и до сих пор под эгидой Минской группы ОБСЕ и при посредничестве России, Франции и США ведутся пока безуспешные мирные переговоры. Последние события показывают, что Минская группа ОБСЕ тихой сапой уходит в небытие, а Россия, США и Евросоюз предпринимают самостоятельные политические шаги, даже не ставя в известность, друг друга. Москве важно чтобы официальный Баку вежливо, но твердо разъяснил своим соотечественникам, что призывы к разрешению карабахской проблемы силовым путем, неприемлемы. Ни до, ни после президентских выборов, намеченных на середину октября 2008 года. Говорят, что прорабатывается вариант встречи Алиева и Саркисяна при посредничестве Медведева. Но, смысл в таком диалоге возможен только в том случае, если стороны уберут из своего лексикона воинственные заявления и начнут думать, как решать проблему...
Вопрос: что делать со статусом Нагорно-Карабахской Республики, существующей с 1991 года как де-факто независимое государство?
Инициатива Турции, по созданию «Платформы» это реальный шаг от военного противостояния к переговорному процессу. Если к этому подключиться Россия, то создание альянса позволит Москве и Анкаре упрочить позиции в Кавказском регионе, тем самым, ослабив влияние Вашингтона. Однако, учитывая, что в рамках «Платформы» предполагалось и участие Грузии, то трудно себе представить, как за одним столом будут сидеть представители Москвы и Тбилиси решающие вместе вопросы мира и спорных территорий.
Вопрос: сможет ли Турция примирить грузин, русских, осетин, абхазов, армян и азербайджанцев?
Для Армении вопрос открытия турецко-армянской границы, которая уже 15 «на замке», это почти как прорыв блокады для Ленинграда. Если раньше спасала дорога через Грузию, то теперь с учетом войны и она под угрозой.
Вопрос: сможет ли Армения отказаться от идеи признания «геноцида армян» в Османской империи, от территориальных претензий к Турции и пойти на «мировую» с Азербайджаном?
Не будем забывать об интересах США и Западной Европы, которые прекрасно понимают, что если они «потеряют» Азербайджан, то это повлечет за собой «кончину» всех или почти всех нефтегазовых проектов в обход России.
Это только самые простые вопросы, на которых, пока похоже нет ответов ни у одного участника переговорного процесса по Нагорному Карабаху.
Сергей Расов – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.