Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

17.11.2008 | Татьяна Становая

Новые внешнеполитические возможности для России

На прошедшей неделе прошло два важнейших для России и мировой политики саммита – саммит Россия-ЕС и саммит G20 в Вашингтоне. Россия попыталась использовать обе площадки для того, чтобы усилить свое влияние на реформу мировой финансовой системы и заявить о себе как о полноценном игроке, одном из полюсов мирового влияния. Причем сейчас для этого сложилась наиболее благоприятная атмосфера: проблема Грузии отошла на второй план, отношения с ЕС налаживаются, а в США избран новый президент.

Военные действия на Южном Кавказе, а также мировой финансовый кризис в сентябре-октябре осложнили проблему продвижения Россией своей внешнеполитической концепции, суть которой заключается в диверсификации отношений с Европой и США (активное развитие европейского направления при «замораживании» американского), а также значительном увеличении роли России на мировой арене. Отношения России и Запада серьезно ухудшились, действия Россия в Грузии консолидировано были признаны непропорциональными, а разногласия между ЕС и США (а также и внутри Европы) в оценке действий Москвы постепенно сгладились. Тем самым, грузинский кризис поставил под вопрос реализацию главной идеи внешнеполитической концепции – выстраивание стратегических, долгосрочных отношений с ЕС на основе совершенно новой идеи, в частности, идеи о договоре о европейской безопасности. Одновременно Россия больше не могла говорить о себе как об «островке стабильности»: падение на российских торговых площадках было одним из самых глубоких, падение мировых цен на нефть поставили вопрос о среднесрочной сбалансированности бюджетов. На этом фоне выступать в роли одного из архитектора мирового порядка было достаточно непросто. Окно возможностей России сужалось.Однако сейчас ситуация начала заметно меняться. Впервые можно говорить, что ситуация в мировой политике, отношения с крупнейшими игроками не только не ограничивают, но и, напротив, расширяют возможности России. Сегодня Москва оказалась в ситуации, когда условия продвижения крупнейших внешнеполитических инициатив наиболее благоприятны, и президент России Дмитрий Медведев попытался использовать эти условия на двух важнейших саммитах. Главную роль в изменении условий сыграл кризис.

Кризис, так или иначе, оказал влияние на российско-европейские отношения. 10 ноября на встрече глав МИД ЕС было принято решение о возобновлении переговоров о новом стратегическом соглашении. ЕС не просто признал, что Россия выполняет все (хотя Николя Саркози заявил на саммите, что Россия выполняет «большинство») взятые на себя обязательства по мирному плану Медведева-Саркози, но и очень четко разделил российско-европейские отношения и тему Грузии. «Прекращение боевых действий - выполнено, вывод войск осуществлен, гуманитарный доступ обеспечен, европейские наблюдатели прибыли, наконец, консультации о Южной Осетии и Абхазии начаты», - подчеркнул глава МИД председательствующей в ЕС Франции Бернар Кушнер, заявив, что Россия выполнила все свои обязательства. При этом произошло и важнейшее политическое событие - локализация площадки обсуждения грузинской темы. Этому теперь будут преимущественно посвящены конференции в Женеве. Отношения ЕС и России выводятся из-под грузинского контекста. Что касается обсуждения вопросов вывода российских войск со спорных территорий – «эта тема должна рассматриваться на консультациях в Женеве», - заявил Кушнер. По его словам, «надо продолжать диалог с Россией, и у нас нет другого решения. Мы не забываем событий в Грузии и осуждаем действия России, но диалог - это единственное возможное средство».

Более того, ЕС не просто отказался привязывать отношения с Россией к грузинской теме: со стороны Брюсселя последовали очень жесткие заявления в адрес «проблемных» стран Восточной Европы, придерживающихся более жесткой линии в отношении Москвы. Глава ЕК Жозе Мануэль Баррозу достаточно жестко осудил Литву и Польшу. «Хочу сказать польским и литовским друзьям: вам было бы лучше разделять единую позицию Европы, когда она разговаривает с Россией. У разных стран есть разные чувства к России, ведь нас 27. Если мы будем едины, мы будем более влиятельны, чтобы обсуждать самые сложные вопросы, по которым у нас есть разногласия с Россией», - заявил он.

Улучшение отношений России и ЕС привело к другим, не менее важным политическим последствиям позитивного для Москвы характера. Де-факто лидеры Европы и США признают, что вопрос о получении Украиной и Грузией ПДЧ в НАТО откладывается. Так, Ангела Меркель призвала НАТО к более конструктивному диалогу с Россией. «Мы нужны друг другу. Мы партнеры. Думаю, лучше говорить друг с другом, чем друг о друге. Я знаю, это не всегда просто, но я думаю, что будет мудро послать России сигнал», - цитирует слова канцлера Associated Press. Меркель также одобрила планы Грузии и Украины стать членами НАТО, однако высказала сомнение, что они будут готовы к этому в «обозримом будущем». Ранее акценты были расставлены иначе: Меркель отмечала, что Грузия должна вступить в НАТО в ближайшее время. К тому же и США, по данным агентства Reuters, ищут иной механизм для присоединения Грузии к НАТО, кроме получения ею ПДЧ. Речь идет о том, чтобы реальное торможение процесса присоединения не привело к разочарованию самой Грузии.

Улучшение российско-европейских отношений может быть связано в первую очередь с кризисом. Можно говорить, что кризис начал играть своеобразную позитивную роль во внешней политике: крупнейшие центры влияния начинают консолидироваться в поиске идей по борьбе с кризисом. На этом фоне Европа, во многом напуганная последствиями кризиса в США для всей мировой экономики, видит в России потенциального союзника в продвижении глобальных реформ. Одновременно можно видеть сближение и ЕС с Китаем (также как и России с Китаем) – крупнейшей экономикой, способной не просто участвовать в разработке идей, а реально выполнять роль стабилизатора (за счет многомиллиардных резервов). Пока позиция Китая до конца не ясна.

Важнейшим фактором, оказывающим позитивное влияние на продвижение российских инициатив, является победа на президентских выборах в США Барака Обамы. Здесь кризис также сыграл свою роль: ожидалось, что именно негативный сценарий развития ситуации в финансовой сфере создаст больше благоприятных условий для избрания Барака Обамы. В итоге фактор ухудшения российско-американских отношений, который в последние годы оказывал едва ли не решающее влияние на отношения России с Западом, сегодня значительно ослаб. Со стороны избранного президента Барака Обамы идут осторожные сигналы, не исключающие отказа от размещения в Восточной Европе элементов ПРО, а нынешние «ястребы» борются против пересмотра решения. Будущий вице-президент США Джо Байден в ходе беседы с президентом Польши Лехом Качиньским в Варшаве обещал оценить эффективность и стоимость проекта Буша. А помощник новоизбранного президента Барака Обамы Денис Макдоноу в связи с этим заявил, что позиция Обамы осталась прежней, как и во время предвыборной кампании: он поддерживает размещение ПРО, когда будет доказана работоспособность технологий.

При этом нынешняя администрация, опасаясь пересмотра ранее принятых решений, спешит выйти хоть на какие-то компромиссы с Москвой. А представитель Пентагона Генри Оберинг заявил, что американские интересы «серьезно пострадают», если Барак Обама решит отказаться от планов администрации Джорджа Буша. В Россию были направлены новые предложения по ПРО, которые она почти сразу отвергла («ничего нового», заявил МИД России), обсуждается возможность начала переговоров о новом соглашении об СНВ. В Москву приехал на переговоры заместитель госсекретаря США Уильям Бернс, чей визит окрестили «провальным». Кремль уже не готов говорить с представителями уходящей администрации, делая ставку на будущую администрацию. На этом фоне и Кремль, и Обама делают вполне определенные примирительные жесты в адрес друг друга. Так, Дмитрий Медведев в интервью французской Le Figaro предложил начать переговоры с начала. «Мы к таким переговорам готовы, но в то же время готовы и к «нулевому варианту». Это будет абсолютно нормальным выходом из этой ситуации. Более того, мы готовы даже к продолжению работы над идеей глобальной защиты, в которой бы принимали участие и Соединённые Штаты Америки, и страны Евросоюза, и Российская Федерация», - заявил российский президент, указывая на многовариантность разрешения проблемы ПРО. Медведев также заявил, что Россия откажется от размещения ракетного комплекса «Искандер» в Калининградской области, если США пойдут на компромисс по ПРО. Показательно также и заявление постоянного представителя РФ при ООН Виталия Чуркина. Он заявил, что американские СМИ, наконец, начали говорить правду о войне в Грузии. Российский дипломат направил письмо в редакцию газеты The New York Times в ответ на ее статью от 7 ноября, в которой журналисты, ссылаясь на неназванные источники, утверждают, что именно Грузия несет ответственность за начало военных действий.

Эта же тенденция проявилась и в выступлении Медведева на встрече с членами Совета по международным отношениям. Затронув одну из наиболее спорных проблем в двусторонних отношениях - противоракетную оборону, Медведев заявил, что Россия остается открытой для диалога с США по ПРО и не пойдет первой на конкретные упреждающие шаги. По его словам, Россия будет действовать в случае появления так называемого «третьего позиционного района» ПРО только «в порядке ответных шагов». Готова Россия восстанавливать и отношения с НАТО, которые, по сути, были «заморожены» после конфликта на Кавказе. «Нас, конечно, не радует, что НАТО расширяет свой ареал к границам с Россией. Это не добавляет нам уверенности, - подчеркнул Медведев. - Но это не значит, что не может быть полноценных отношений между Россией и НАТО». «Совет Россия-НАТО имеет потенциал», - считает президент РФ.

Сейчас снижается конфликтность отношений с США и возникает некая пауза, которая упрощает продвижение российских инициатив на мировой арене. Скорее всего, эта пауза не будет долгой. В Кремле, по данным СМИ, не склонны питать надежды в связи со сменой администрации в Белом доме США. Более того, американские политологи указывают, что и Обама, и Маккейн стратегически поддерживают идею ПРО, указывая лишь на проблемы ее реализации. Вопрос ПРО, скорее всего, во многом будет зависеть, в том числе, и от динамики развития мирового финансового кризиса. Ухудшение ситуации будет осложнять реализацию планов.

Тем временем, в рамках саммита G20, как и прогнозировалось, встреча Медведева и Обамы не состоялась (как пояснил в интервью сам Медведев, американская сторона посчитал это некорректным в условиях, пока Буш является президентом). Однако, выступая в Вашингтоне, Медведев продемонстрировал, что готов к диалогу с Обамой и связывает большие надежды с его победой на выборах.Кризис, по сути, расширил окно возможностей для продвижения Россией своих глобальных инициатив и саммит G20 стал для этого прекрасной площадкой. Инициатива созыва мирового антикризисного саммита принадлежит президенту Франции Николя Саркози. По его мнению, в этой встрече должны принять участие не только страны G8, но также ведущие развивающиеся страны - Китай, Индия, Бразилия, Мексика, ЮАР. По словам Саркози, мировые державы должны привести глобальную финансовую систему к «новому Бреттон-Вудсу», искоренив «пороки» современного капитализма с его ориентацией на максимизацию краткосрочной прибыли. Очевидно, складывается некий широкий консенсус относительно необходимости глубокой реформы мирового порядка. Администрация Джорджа Буша на этом фоне занимает более консервативную позицию. Американский президент в четверг выступил в Нью-Йорке, где не согласился с оценкой провала мировой «системы свободного рынка».

Россия же солидаризируется с ЕС в продвижении своих идей (неслучайно Саркози в преддверии саммита заявил, что предложения Москвы близки европейским). Пакет предложений России был передан участникам G20 заранее. Новая система финансовой архитектуры, напомнил президент в интервью Le Figaro о своих предложениях, должна быть гораздо более прозрачной, более предсказуемой и гораздо лучше управляемой; она должна базироваться на прочном фундаменте международных соглашений; она должна создать новую или частично отреформированную систему международных институтов, включая так называемые институты кредиторов верхнего уровня. Она должна создать новую систему корпоративной отчётности, систему страхования рисков, создать более понятную и прозрачную систему бухгалтерского учёта и отчётности. По словам Медведева, предложено дополнительно рассмотреть так называемую идею быстрого оповещения о возникающих кризисах. «Эта система должна восприниматься всеми странами, она должна решать вопросы в интересах всех, а не в интересах лишь одной страны, пусть даже самой сильной или самой большой. В общем, мы должны создать основу для нового «Бреттон-Вудского пакета», для новых «Бреттон-Вудских соглашений», - сказал Медведев.

Выступая на заседании X конференции Круглого стола промышленников России и ЕС в Каннах, Медведев выступил за реформирование основных мировых финансовых институтов - МВФ и Всемирного банка. По словам президента, Россия будет выступать «за устранение дисбаланса между объемом выпускаемой массы различных финансовых инструментов и реальной инвестиционной доходностью программ, повышение прозрачности публичных компаний». Кроме того, Россия предложит меры по «ужесточению надзорных требований и усилению ответственности рейтинговых агентств и аудиторских компаний», отметил Медведев. Он также подчеркнул, что в предложениях России будет и распространение ответственности по управлению рисками на всех участников рынка. «И, наконец, обеспечение универсальной доступности выгод от снятия барьеров в международной торговле и от свободы перемещения капиталов», - сказал президент РФ.

Благоприятные условия позволяют России продвигать и другие свои, более дискуссионные инициативы. Речь идет о договоре о европейской безопасности. Президент Франции Николя Саркози, выступая на пресс-конференции в Ницце, предложил в середине 2009 года провести встречу по европейской безопасности с участием США и России. Французский президент также призвал сделать все возможное для того, чтобы избежать развертывания комплексов «Искандер» в Калининградской области. Таким образом, Европа предлагает себя в качестве посредника в урегулировании отношений России и США. Напомним, что премьер-министр Италии Сильвио Берлускони публично согласился взять на себя такую роль.

Результаты саммитов в Ницце и Вашингтоне носили компромиссный характер, и они показали, что Россия активно участвовала в выработке этого компромисса в качестве самостоятельного игрока. Очевидно, что такая же роль останется за ней и впредь – кризис позволил несколько расширить «окно возможностей» для проведения ею своего внешнеполитического курса. В то же время саммит сыграл и огромную роль в становлении Медведева как политического лидера в России: его статус наполнился новым содержанием - установлен эмоциональный контакт Медведева с западной аудиторией, что является неотъемлемой частью развития его лидерских качеств.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net