Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.12.2008
Игорь Николаев: «Мы выстроили каркас высокоинфляционного падающего развития»
В минувший четверг на заседании правительства вице-премьер Алексей Кудрин признал, что Россия не сможет игнорировать долгосрочное влияние мирового кризиса, в связи с чем придется пересмотреть основные показатели экономического роста на ближайшие годы. Несмотря на сдержанный оптимизм Правительства, международные агентства и ряд отечественных финансовых аналитиков заявляют о существенном снижении темпов роста российской экономики уже в следующем году до всего лишь нескольких процентов ВВП, но все же в «плюсе». Между тем, аудиторско-консалтинговая компания «ФБК» вообще заявила об отрицательной тенденции роста экономики в России в 2009 году. О том, чем это обусловлено и каковы вообще перспективы развития российской экономики в ближайшие годы, в интервью «Политком.ру» директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
- Действительно, в следующем 2009 году не будет положительных темпов роста экономики. Какие там 6,7%, исходя из которых правительство буквально только что рассчитывало и принимало бюджет? Уже тогда было понятно, что эти показатели просто фантастика. Нас ждет даже не обнуление, а падение темпов роста экономики до, приблизительно, - 4%.
Такие ключевые виды экономической деятельности как промышленность, транспорт, строительство – будут с отрицательными темпами роста. Причем, по нашим оценкам, объем промышленного производства упадет больше (до -5%), чем экономика в целом. В еще большей степени стоит ожидать падение в обработке (до -6%).
Стоит отметить, что тенденция к снижению ВВП сейчас активно формируется. По итогам октября мы вышли на нулевые показатели: символические 0,3% прироста в промышленности по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, против 6,6% роста в сентябре, с очевидностью свидетельствует об отрицательной динамике, которая наглядно будет продемонстрирована по итогам ноября этого года. И вот с такой активно достаточно быстро формирующейся негативной тенденцией мы входим в следующий год. По транспорту – та же динамика: уже в октябре по железнодорожным перевозкам фиксируется падение до 2,5%.
Учитывая все это, мы будем иметь отрицательный рост ВВП в 2009 году. В совокупности это и предопределит падение ВВП до -4%.
Будут ли зафиксированы положительные темпы роста в отдельных отраслях экономики? – Думаю да. Например, в той же розничной торговле. Там темпы роста уже снижаются, но, учитывая, что в последние годы фиксировался рост на уровне 14-16%, сейчас эти показатели составят всего 5-6%.
Почему сохранится в целом положительная динамика? – Да потому что в период кризиса, несмотря на снижения уровня потребительских возможностей многие, наверное, резонно рассуждают так: лучше потратиться сейчас, потому что национальная валюта, как мы видим, действительно обесценивается. Тем самым рост в торговле поддерживается. Учитывая же то, что торговля это вторая по значимости отрасль, которая вносит свой вклад в ВВП, то общее падение еще и демпфируется. Если бы в торговле была отрицательная динамика, то не было бы и -4%. Было бы гораздо хуже.
- Иными словами Вы не ожидаете существенного снижения потребительского спроса в ближайшие месяцы?
- Снижение, безусловно, будет. Но мы же оцениваем все в сравнении. Снижение есть уже сейчас, но в то же время - по сравнению с аналогичными периодами прошлого года - фиксируется рост. Снижение идет, но и в ближайшие месяцы и в целом по году будет «плюс».
Конечно, у разных социальных слоев все будет по-разному: кто-то действительно будет решать проблему выживания, и тут уже не до трат, а кто-то, кто решит снять деньги, которые были на счетах, и потратить их здесь и сейчас. Вот за счет этих трат и будет поддерживаться высокий уровень потребительских расходов. Это и предопределит в целом положительные показатели по торговле в 2009 году.
- В чем Вы усматриваете фундаментальные причины столь резкого падения показателей ВВП уже в следующем году?
- Здесь стоит выделить несколько факторов. Во-первых, глубина и падение фондового рынка в России были более значительными, чем в других странах, что непосредственно сказалось на «реальном секторе». Во-вторых, наша экономика по-прежнему сильно зависит от цен на сырье. За последние 10 лет экономического роста мы не осуществили продвижения к инновационной экономике. А цены на основные сырьевые товары российского экспорта (нефть, металл), увы, будут низкими и надеяться на их рост не приходиться.
Скажем, цена на нефть в следующем году будет порядка 40-50 долл. За баррель. Почему она будет столь низкой? - Дело в том, что есть ключевой фактор, предопределяющий стоимость нефти, - когда мировая экономика не растет, а она фактически в целом входит в рецессию, спрос на углеводородное сырье падает. Рост цен на углеводороды можно ожидать лишь тогда, когда мировая экономика начнет оживать.
В-третьих, меры, которые мы реализуем для преодоления кризиса, не приносят должного эффекта. Когда кризис разрастается и когда порождаются новые проблемы (обесценивание рубля, чистый отток капитала за рубеж, стремительное сокращение резервов ЦБ), становится понятно, что мы делаем что-то не то.
Есть еще, возможно, менее значимые факторы, но все же они существенны. Например, еще в прошлом году было принято решение об ускоренной индексации тарифов естественных монополий. Этой весной это решение было усилено: для потребителей цены на газ и электричество должны вырасти на 25-30%, рост стоимости коммунальных услуг – в разных регионах по-разному, но в той же Москве на 27% с 1 января. То есть в условиях кризиса мы не только не пересмотрели это решение, но и усугубили его. А я считаю его абсолютно неправильным, потому что производителю теперь остается просто останавливать производственный процесс, увольнять рабочих – что многие и делают сейчас. То есть вот эта ускоренная индексация тарифов естественных монополий еще больше сжимает окно возможностей по оживлению производства.
Как следствие мы выстроили каркас высокоинфляционного падающего развития. В том числе именно поэтому и не стоит ожидать роста экономики в следующем году. Вот, пожалуй, основные факторы, которые предопределяют отрицательную динамику роста российской экономики в следующем году.
- На днях советник президента Аркадий Дворкович заявил о том, что в середине следующего года можно прогнозировать определенное оживление мировой экономики и, мол, главная задача России в связи с этим состоит в том, чтобы не упустить этот момент и успеть встроиться в этот тренд. На ваш взгляд, стоит ли ожидать подобного «оживления» уже в следующем году, и сможет ли Россия «оседлать» эту волну?
- Я не верю, что уже в середине следующего года будет какой-то рост: это излишне оптимистичная оценка. Если и будет какое-то оживление, то не раньше 2010 года. Но что здесь важно учитывать, и что не учитывает Дворкович? - Сейчас ситуация такова, что деньги ведь не исчезли, не испарились, многие инвесторы их просто вывели, что называется, «в кэш» и пережидают. И вот когда начнутся признаки оживления мировой экономики, инвесторы пойдут именно туда, где и возникнут новые «очаги жизни». Возникнет конкуренция за те капиталы, которые сейчас выведены и просто ждут. Но это вовсе не значит, что экономический рост потянет за собой и нашу экономику. Скорее, эти «ждущие деньги» будут стимулировать рост там, а не здесь, в России, если мы будем отставать с этим «оживлением», а пока мы явно отстаем.
- Что на Ваш взгляд стоило бы сейчас делать правительству для того, чтобы сгладить последствия кризиса?
- Для начала необходимо просто системно подойти к пониманию сущности кризиса, определиться с его фундаментальной особенностью, и только тогда станет понятно, какие механизмы, какие меры нужно задействовать.
Если у нас кризис ликвидности, то тогда «заливают» экономику деньгами, что и происходит сейчас. Это одни подход. Но этот подход как раз демонстрирует непонимание того, в чем сущность этого кризиса. Проблемы с ликвидностью, если они и есть, есть лишь у отдельных банков. Проводить «ковровое денежное бомбометание», как выразился один чиновник, в нашей ситуации не правильно, поскольку мы порождаем массу иных проблем, как то: обесценивание рубля, опустошение резервов ЦБ и т.д. Если же мы понимаем суть проблемы в непроходимости нашей финансово-кредитной системы, в образовавшихся «тромбах», и об этом уже говорил президент, то эту непроходимость ведь не лечат вливанием все новых и новых объемов денежных средств. Подобные действия могут привести к тому, что нашу финансовую систему просто разорвет. Правильно ведь говорят, что финансовая система – это кровеносная система экономики и болезнь «тромбов» лечить закачиванием новой крови в организм нельзя - иначе смерть.
Я поделился как-то раз этим образным сравнением с нашими чиновниками. На это мне ответили, что я не прав, поскольку сантехники ведь так и делают: увеличивают напор - авось пробьет, и не будет засора. Так в том то и разница: мы к болезни кровообращения подходим с методами сантехника…
Если же мы все-таки определили, что сущность нашей проблемы в кризисе доверия, то почему тогда не использовать механизмы госгарантий, когда деньги не просто вбрасываются в экономику – получить кредит все равно не станет проще, ибо увеличились риски, - но их возврат кредитным учреждениям гарантируется государством.
Далее, налоговая политика. Возьмем, к примеру, налог на прибыль, ставка которого в последнее время была снижена на 4%. Возникает вопрос, а что, в складывающейся ситуации много прибыли будет у предприятий в 2009? - Да у нас в благополучном 2007 году более 23% предприятий было убыточно. В 2009 году таких предприятий будет около 50% , для них эта льгота не имеет никакого значения: у них вообще прибыли не будет. Кроме пиар-эффекта эта мера ничего не дает. Если уж и включать налоговые механизмы - а это хорошие механизмы для стимулирования экономики - то надо предлагать и реализовывать меру, которая коснется всех – это снижение НДС. Почему в Великобритании с 1 декабря снизили именно НДС с 17,5 до 15%? - Мы же идем своим особенным путем, не самым эффективным. В результате мы тратим огромные деньги, а толку от этого мало, зато порождаем новые проблемы.
Беседовал Георгий Ковалев
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.