Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.12.2008 | Татьяна Становая
Две роли Путина
Кризис внес существенные коррективы в планы премьер-министра Владимира Путина по выстраиванию своих прямых отношений с народом. Ему пришлось отвечать на целый набор острых вопросов: и по ипотеке, и по росту безработицы, и по инфляции. Новые социально-экономические условия гораздо менее комфортные, чем в прежние годы. Тем не менее, надо признать, что Путину удалось весьма удачно совместить две роли: роль национального лидера и роль антикризисного менеджера, способного принимать, в том числе и непопулярные решения.
В отличие от гораздо более оптимистичного выступления Путина на съезде «Единой России», здесь властям все-таки приходится признавать, что безболезненно последствия кризиса для экономики и социальной сферы России не пройдут. Впервые Путин признал (ранее об этом говорил только президент Дмитрий Медведев), что последствия будут и они станут ощутимы. Действительно, социальная напряженность в обществе нарастает. Минздравсоцразвития признает, что темы роста безработицы значительно увеличились. Данные соцопросов подтверждают, что многие уже столкнулись со снижением доходов. Обозначилась и кредитная пробелам: многие набрали кредитов (особенно валютных) и на фоне потери работы или части заработной платы встает проблема неплатежей.
На этом фоне «прямая линия» приобретала особое значение. Ее задачей было не просто успокоить население (вряд ли это будет возможно в полной мере), хотя это было очень важно, но и дать понять, что какое-то время придется потерпеть. Путин дал понять, что сегодня экономика России намного сильнее, чем когда-либо, нынешний экономический год был успешным, а накопленных резервов хватит на преодоление любых кризисов. Был и набор «позитивных новостей», которые, как казалось, принимались прямо по ходу «прямой линии» (тем самым, подтверждая, что Путин продолжает не просто реализовывать, что вырабатывать проводимый курс). Среди таких инициатив: возможность более раннего использования материнского капитала для погашения ипотечных кредитов, введение «общественных работ», сокращение квот на трудовых мигрантов на 50% и даже (с рядом оговорок) возможное снижение тарифов на услуги ЖКХ. Важно также отметить, что Путин гарантирует выполнение государством всех взятых на себя социальных обязательств.
Вместе с тем, Путину пришлось выполнять роль не только политического лидера, способного помогать всем в трудных условиях, но и антикризисного менеджера, обеспечивающего стабильность системы. В случае противоречия интересов населения и интересов экономических институтов, Путин, по сути, выбирал второе. Правда, надо отдать ему должное, выбор был «упакован» таким образом, чтобы не вызывать раздражения у россиян.
Так, много критики со стороны звонивших (писавших) вызвали действия банков и политика государства по их поддержке. Кредитные организации повышают ставки для предприятий реального сектора и вводят заградительные ставки по потребительским кредитам. При этом государство направляет в банковскую систему огромные финансовые средства, которые «застревают», образуя «финансовые тромбы» и позволяя банкам-получателям зарабатывать фактически на кризисе. Казалось бы, Путин в такой ситуации должен был раскритиковать банки, однако этого не произошло. Более того, Путин заступился за банки. Он попытался обосновать необходимость направления ликвидности в финансовую систему страны именно через посредников – системообразующие банки. «За банками стоят миллионы вкладчиков, граждан Российской федерации, которые заинтересованы в том, чтобы банковские учреждения работали ритмично и у них было достаточно ликвидности, чтобы обеспечивать интересы граждан. Именно для этого мы направляем огромные средства в банковский сектор – примерно около 5 триллионов рублей по разным каналам», – сообщил премьер.
Не стал Путин солидаризироваться и с критикой банков, фактически закрывающих ипотечное кредитование, а также принимающих иные меры по защите от роста неплатежей (хотя не обошлось без мягкого предупреждения не «кошмарить» клиентов и не пользоваться правом требовать досрочного погашения ипотечных кредитов). Премьер здесь взял всю ответственность на государство, указав, что в качестве антикризисной, защитной меры власть будет давать (через Агентство по ипотечному кредитованию) гарантии по кредитам.
В конфликте интересов нефтяных компаний и населения Путин также поддержал не население и снова сумел выйти на понятную для народа поясняющую формулу. Премьер был вынужден отвечать на вопрос о причинах сохранения высоких цен на бензин и здесь полностью встал на стороны нефтяных компаний. Он указал, что НК несут убытки, обеспечивая высокие доходы государства и фактически гарантируя выполнение бюджетом всех обязательств. НК, по словам Путина, «стараются сохранить хоть какие-то доходы за счет внутреннего потребителя. Это правда. Это тоже в известной степени политика государства». Путин также отметил, что «за счет людей с большими или средними доходами, за счет людей, которые все-таки могут позволить себе машину, покупать бензин, мы изымаем доходы в бюджет и перераспределяем среди тех, которые острой нуждаются».
Таким образом, «прямая линия», которая длилась около 3 часов, оказалась, несмотря на кризис, достаточно удачной. Путин как национальный лидер оказался способным консолидировать вокруг себя основные группы интересов и сделать это так, чтобы ни одни интересы всерьез задеты не были. ТЭК будет и дальше продавать дорогой бензин в стране, банки давать кредиты по заоблачным ставкам, а народ получать гарантированную социальную помощь. Однако вопрос состоит в том, потянет ли российский бюджет сразу две роли Путина: и антикризисного менеджера, спасающего экономику посредством огромных вливаний, и национального лидера, гарантирующего социальные обязательства. Динамика мировых цен на нефть пока не вселяет большого оптимизма.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.