Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

15.12.2008 | Татьяна Становая

Оперативный штаб ручного управления

10 декабря премьер-министр правительства РФ Владимир Путин провел заседание правительства, на котором было объявлено о формировании комиссии по оперативным вопросам под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Комиссия займется полным спектром антикризисных мер и станет единым центром выработки антикризисной политики. До сих пор управление кризисом внутри власти не было формализовано. Более того, существующие механизмы, по сути, буксовали. Так, в течение октября-ноября постоянно переносились заседания президиума правительства, а если они и проводились, то носили скорее формальный характер. Правительство явно испытывало дефицит инструментов выработки и согласования антикризисной политики. Несмотря на единство тандема Путина-Медведева, очень важно найти возможности для обсуждения антикризисных мер и президентскими фигурами, и правительственными.

Месяца два назад Владимир Путин заявил, что есть некая рабочая группа, которая занимается преодолением последствий мирового финансового кризиса. Ни состава группы, ни ее «расписания», равно как и повестки дня общественности представлено не было. В целом это понятно - кризис оказался для России во многом неожиданным, и многие решения принимались инерционно: власть, правительство действовали в совсем другой логике – логике реализации новой экономической политики развития. Изначально процесс выработки антикризисной политики выглядел достаточно разобщенным и непубличным: функции единого центра, по сути, выполнял лично премьер, принимая во внимание позиции нескольких центров выработки антикризисной политики, зачастую противоречащих друг другу. При этом отсутствует внятный диалог правительственных структур с бизнес-сообществом и экспертным сообществом. Одним из основных недостатков антикризисной политики является также низкая эффективность решений на этапе реализации.

До последнего времени сложилось несколько основных формальных и полуформальных центров выработки мер в рамках антикризисной политики.

Первый – Совет по развитию финансового рынка при президенте России. Совет был создан 17 октября под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Высокопоставленный чиновник правительства назвал «Ведомостям» создание Совета легализацией антикризисного штаба Шувалова. Источник, близкий к ВЭБу, полагал, что на Совете будут приниматься решения об условиях выделения средств банкам и компаниям. «Чтобы не было как после кризиса 1998 г., когда многие чиновники, принимавшие решения, ходили в прокуратуру», — напоминает он.

Таким образом, уже тогда Шувалов был фактически главным менеджером власти по борьбе с кризисом. В Совет вошли руководители финансово-экономических властей (Эльвира Набиуллина, Алексей Кудрин, Сергей Игнатьев), силовики (глава МВД Рашид Нургалиев, глава ФСБ Александр Бортников), близкие к Медведеву фигуры – Аркадий Дворкович и глава ВАС Антон Иванов, ряд других. В рамках Совета, как известно, были приняты важнейшие решения, которое выходят далеко за рамки вопросов управления финансовым рынком. Совет занимался и отраслевой поддержкой: именно в нем вырабатывался перечень основных наиболее уязвимых отраслей, которые нуждаются в поддержке государства. В их число вошли ритейл, строительство, девелопмент, оборонка, автомобилестроение и нефтянка. Особое внимание именно в рамках этого совета было уделено поддержке малого и среднего бизнеса. Таким образом, важнейшей функцией Совета также была выработка приоритетов госполитики, с целью не допустить бессистемной траты финансовых средств. Чиновник, вошедший в Совет Шувалова, анонимно заявил СМИ: «На всех государственных средств не хватит, поэтому мы думаем только о тех отраслях, которые без поддержки выжить не смогут».

Одновременно Игорь Шувалов курировал внутри правительства антикризисную политику в целом. Помимо того, что он руководил некими рабочими группами, Шувалов также проводил отраслевые совещания с привлечением, как сообщил 10 декабря сам Путин, не только руководителей соответствующих министерств и ведомств, но и представителей бизнес-сообщества.

Недостатком такого Совета была его формальная оторванность от правительства: как совещательный орган он должен реализовывать свои решения через Указы и распоряжения президента. Кроме того, выработка антикризисной политики в рамках Совета не позволяла комплексно подходить ко всему набору проблем. Совет изначально задумывался как институт, который займется развитием российского финансового рынка с учетом амбициозной задачи превращения России в один из мировых финансовых центров, и лишь кризис заставил изменить его функции.

Вторым центром был лично вице-премьер Игорь Сечин, который стал главным адресатом для крупных компаний и отраслей. За многомиллиардной помощью к нему обращаются отраслевые «локомотивы», и именно они как системообразующие и социально значимые структуры имеют реальный шанс получить помощь. К Сечину апеллировали генерирующие компании, компании ТЭКа, автомобильной и машиностроительной отраслей. Причем Сечин оказался очень успешным лоббистом: именно благодаря его содействию, был принят комплекс мер по поддержке нефтяных компаний (снижение экспортных пошлин, льготное налогообложение и т.д.). Адресную помощь получили и многие отдельные компании.Наконец, третьим, возможно, наименее влиятельным, был центр выработки социальной антикризисной политики. Отвечал за это в правительстве вице-премьер Александр Жуков. Однако механизмы выработки социальной политики, участники и мнения были практически скрыты от общественности. Как правило, важнейшие решения обнародовал уже сам Путин, а в публичном пространстве создавалось впечатление перекоса антикризисной политики в пользу экономических субъектов, а не населения.

Создание единого центра на этом фоне кажется не только логичным, но и давно ожидаемым.Во-первых, он позволит выработать целостную антикризисную политику, которая будет искать баланс интересов между государством и отраслями экономики, экономикой и социальной сферой, поддержкой стабильности и развитием. Как пояснил сам Путин, в рамках новой комиссии важно соединить два направления: отраслевое, курируемое Шуваловым, и социальное, которым ведает Жуков. Комиссия займется разработкой оперативных мероприятий по обеспечению макроэкономической стабильности и повышению устойчивости финансового сектора российской экономики. Комиссия также будет заниматься координацией действий по стабилизации товарных рынков, включая тарифно-таможенную защиту, поддержку спроса и предложения отечественного товаропроизводителя, поддержку отечественного производителя, разработкой и координацией системных антикризисных действий в отдельных отраслях экономики, испытывающих наибольшее воздействие со стороны глобального кризиса. Комиссия должна заниматься оперативным противодействием негативным социальным тенденциям, включая рост числа безработных.

Во-вторых, создание единого центра минимизирует внутривластные противоречия, основанные во многом на отраслевом и ведомственном лоббизме. Помощи требуют буквально все экономические акторы, отличающиеся по социальной роли, экономическому вкладу и, главное, политическим возможностям. На первых этапах поиска механизмов управления кризисом появилась серьезная проблема, в соответствии с которой более успешными в лоббировании оказывались крупные компании, близкие к тем или иным чиновникам.

В-третьих, в рамках комиссии создается механизм согласования решений с президентскими и правительственными структурами. Не исключено, что теперь Совет по финансовому рынку вернет себе функцию долгосрочного развития финансовых институтов, а вопросы оперативного управления останутся преимущественно в комиссии Шувалова.

Создание комиссии стало поводом для СМИ вспомнить об уже имевших место аналогах в 90-е годы. Например, «Коммерсант» сравнивает ее с комиссией по оперативным вопросам, которая действовала в правительствах 90-х годов. Однако такое сравнение не совсем корректно.

В 90-е годы комиссия по оперативным вопросам была частью институциональной схемы, в рамках которой создавались системы сдержек и противовесов. Так, возглавивший комиссию первый вице-премьер Олег Сосковец был в кабинете министров противовесом Виктору Черномырдину, против которого тогда играл влиятельный начальник службы безопасности президента Александр Коржаков. В качестве противовеса комиссия также использовалась Николаем Аксененко в правительстве Сергея Степашина: первого поддерживала (в том числе и как потенциального преемника) «семья» Ельцина (включая Бориса Березовского и Романа Абрамовича). Иными словами, в 90-е годы комиссии создавались по политическим мотивам, в то время как сейчас – по управленческим. Шувалов является, прежде всего, менеджером, реализующим поставленные перед ним задачи.

Но что не менее важно, тогда комиссия работала на постоянной основе, в то время как нынешняя комиссия носит исключительно целевой характер и создана на время преодоления кризиса. Как заявил «Коммерсанту» замминистра финансов Антон Силуанов, «комиссия Шувалова будет рассматривать ситуацию в различных отраслях и займется выработкой глобальных антикризисных решений, на основании которых будут готовиться законодательные акты. Однако, по его словам, конкретная работа доведения антикризисного финансирования будет сосредоточена «в других правительственных комиссиях», например в межведомственной комиссии по выделению средств предприятиям ОПК (которая как раз возглавляется Антоном Силуановым). Таким образом, комиссия Шувалова не будет заниматься выделением средств, конкретными решениями, что станет достаточно серьезным ее ограничителем.

В то же время создание комиссии может вызвать набор институциональных противоречий. С одной стороны, Шувалову придется определять приоритеты госрасходов: как отраслевых, так и социальных. В частности, сейчас Путин требует как можно скорее найти решения проблем, связанных с ипотечными кредитами. Расширяются (на 300 млрд руб.) госгарантии государства по разного рода кредитам. Еще до 150 млрд руб. направляется на поддержание рынка труда и отраслей реального сектора экономики. Рассматриваются вопросы по поддержке занятости, оказания помощи безработным. Наконец, на президентском уровне прозвучало предложение создать Фонд прямой помощи предприятиям. Это предложение Дмитрий Медведев обнародовал в Кургане на совещании по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа. По данным источника «Коммерсанта» в Белом доме, это предложение прозвучало от группы отраслевых министров, в том числе и от министра промышленности и торговли Виктора Христенко. Тем самым, предприятия ищут обходные пути получения помощи, учитывая, что банки очень неохотно кредитуют реальный сектор. А это означает, что расходы в данном направлении могут значительно вырасти. Многие экономисты уже расценили это решение как архаичное.

С другой стороны, в ноябре зафиксировано рекордное падение поступлений в бюджет от ФНС и ФТС: главная причина – сокращение производства, падение прибылей и падение мировых цен на нефть. Россия начинает все более остро испытывать последствия кризиса: тают золотовалютные резервы, что объясняется стремлением ЦБ не допустить неуправляемой девальвации рубля. Минэкономразвития впервые официально признало, что в стране началась рецессия (по его прогнозу, рост ВВП России в четвертом квартале, по оценке Минэкономразвития, замедлится более чем в два раза - до 2,6% с 6,3% в третьем квартале). Минфин, очевидно, вскоре может поставить вопрос о сокращении расходов (в тяжелом положении уже оказываются региональные бюджеты). Комиссия Шувалова в этом случае окажется «между двух огней»: «партией» спасения экономики и «партией» макроэкономической стабильности.

Создание комиссии по оперативным вопросам - это институционализация, легитимация тех полуформальных, импровизированных механизмов, которые спонтанно создавались или переквалифицировались на основе уже существующих механизмов. Причем эти механизмы также централизируются в одном месте, где концентрируется и вся ответственность за эффективность вырабатываемой политики. Правительство предпринимает попытки упорядочить «ручное управление» и придать ему более внятный и прогнозируемый вид. Оставаясь элементом «ручного управления», новый механизм позволяет более быстро и гибко реагировать на процессы, происходящие в финансовой и экономической сферах. В данном случае важным является не только сам факт создания такой комиссии, но и кадровое решение: оно подтверждает особый статус Шувалова. Причем этот особый статус закрепляет исключительное положение Шувалова не только внутри правительства (где он фактически становится вторым лицом), но и в системе политической власти в целом. За ним, по сути, закрепляются функции «моста» между президентом и правительством, властью и бизнесом.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net