Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.12.2008 | Валентина Грищенко
Радикалы готовятся к кризису
Начавшийся экономический кризис, делающий реальной перспективу массового общественного протеста, заставляет обратить внимание на радикальные левые силы. Благодаря соответствующим идеологическим установкам и большому опыту работы в условиях «улицы», они претендуют на то, чтобы возглавить эту волну протеста.
Здесь стоит, прежде всего, иметь ввиду некоторые региональные отделения Союза коммунистической молодежи (СКМ) - молодежного крыла КПРФ, Авангард Красной Молодежи (АКМ) Сергея Удальцова, Революционный комсомол РКСМ(б) - молодежное крыло РКРП-РПК В. Тюлькина, троцкистские организации (Революционная Рабочая Партия (РРП), «Социалистическое сопротивление», «Вперед» и др.), массу более мелких и менее заметных организаций, объединения анархистов, социал-демократов и т.д. Стремление максимально «использовать» кризис для укрепления своих позиций в настоящее время является основным приоритетом для большинства из этих организаций.
Последние несколько лет для левых антисистемных сил были не слишком удачными. Массовые организации, практикующие радикальные (несанкционированные) акции (НБП, АКМ), после периода «расцвета» в 2003 – 2005 годах в результате ужесточения политики власти, потеряли большую часть своих активистов. В лагере троцкистов произошли новые расколы. Однако складывающаяся экономическая конъюнктура заставляет несколько ослабших левых искать способы объединения ресурсов.
Это выражается в большей готовности к диалогу между различными организациями, как на круглых столах и конференциях, так и в совместных действиях. Например, 15 ноября в Москве состоялся антикризисный митинг, проведенный совместными силами РКСМ(б), их материнской РКРП-РПК, московского отделения СКМ, РРП, «Социалистического сопротивления» и «Вперед», и некоторых других. Ряд организаций демонстрирует готовность к институциональному закреплению союзнических отношений. Наиболее ярко эта тенденция выразилась в объединении организаций, вошедших в Левый фронт. На сегодняшний день в Левый фронт вошли «Авангард Красной молодежи» (АКМ) Сергея Удальцова, некоторые региональные группы «Союза коммунистической молодежи» (СКМ) - формально независимого комсомола, но фактически являющегося молодежным крылом КПРФ, Революционный комсомол (РКСМ) – самая влиятельная молодежная коммунистическая организации в 1990-е годы, но после создания подконтрольного Зюганову СКМ утратившая свои позиции, партия СКП-КПСС Алексея Пригарина, Ассоциация марксистских организаций. Важной частью Левого Фронта являются также формально не имеющие отношения к левой идеологии организации движения социального протеста - региональные Координационные Советы гражданских действий (на федеральном уровне объединены в Союз Координационных Советов России (СКС)). В ряде регионов Координационные советы стали базовыми организациями региональных отделений ЛФ, а Карин Клеман - член Рабочего Комитета СКС, глава института «Коллективное действие» входит в исполком Левого фронта. Аналогичным образом в Левый фронт вошел также Исламский комитет России Гейдара Джемаля.
Этот «новый» Левый фронт является продолжением линии Ильи Пономарева, в рамках которой в 2003 году был создан «Молодежный Левый фронт», а в 2005 году учреждено московское отделение «взрослого» Левого фронта. Основные участники этого Левого фронта практически полностью повторяют состав учредительной конференции московской региональной организации «Левый фронт», состоявшейся в октябре 2005 года. Объединение происходит «снизу»: организации, тесно сотрудничающие в регионе, традиционно координирующие свои действия, образуя региональное отделение Левого фронта, зачастую просто придают новый статус тем сотрудническим отношениям, которые у них уже налажены. Но не исключено, что далее организации удастся стать «магнитом» для большого числа мелких организаций, существующих в регионах по всей стране.
Процесс создания региональных отделений Левого фронта был запущен после всероссийской конференции внепарламентских левых сил «Политическая ситуация в России и путь левой оппозиции», состоявшейся 6 апреля 2008 года. Затем прошел ряд региональных объединительных мероприятий, а на федеральном уровне объединение получило оформление 18 октября в ходе Учредительного съезда Левого фронта. Левый фронт ставит перед собой задачу объединить различные организации левого политического толка, представляющие «внепарламентскую оппозицию», в идеале – все такие организации. В организации, как почти у всех антисистемных левых, принято критиковать КПРФ, но противопоставлять себя КПРФ они не намерены. Это могло бы просто напросто развалить организацию, многие активисты которой, в особенности из СКМ, являются членами этой партии.
Что касается отношений ЛФ и КПРФ, то тут стоит подробно остановиться на наиболее значимых фигурах в этой организации. Формально, по уставу, руководящими органами ЛФ являются коллективные органы - Совет и Исполком, речь идет о неформальном лидерстве. Помимо Сергея Удальцова, который в Левом фронте, создаваемом во многом по принципу «АКМ плюс союзники», стал естественным лидером, в состав исполкома входят зачинатель идеи объединения левых, бывший глава ИТЦ КПРФ, избранный в нынешнюю Госдуму депутатом от эсэров Илья Пономарев и бывший главред официального сайта КПРФ, ушедший из партии в результате обвинений в «неотроцкизме», Анатолий Баранов. Таким образом, существует возможность, что в случае нарастания конфликта в КПРФ, Левый фронт будет претендовать на роль «аккумулятора» сторонников обновления компартии.
Описанная «объединительная» тенденция может натолкнуться на разногласия по вопросу о возможности «тактического сотрудничества со стратегическими противниками» - либералами и НБП, которую многие активисты «чисто» левых организаций к левым также не относят. Левый фронт как организация пока не выработал единого мнения на этот счет и поэтому ведет себя осторожно. Так, в минувшем Марше несогласных Левый фронт участие не принимал, и только отдельные входящие в него организации и активисты могли по собственному усмотрению принять в нем участие. Однако, общеизвестно, что для лидеров большинства организаций, вошедших в ЛФ, ответ на этот вопрос звучит как «да, возможно». В течение последних нескольких лет удальцовцы принимали активное участие в проектах совместно с НБП и либеральной оппозицией, АКМ состоял в «Другой России» (до сентября 2007 года), участвовал в организации Маршей несогласных и т д. А весной текущего года ряд организаций, затем вошедших в Левый фронт, приняли участие в формировании Национальной ассамблеи. Тем временем для организаций, которые в ЛФ не вошли, например, для РКСМ(б), сотрудничество с либералами в любой форме является неприемлемым. И именно эта причина называется в числе основных препятствий для вступления в ЛФ.
Если разногласия по этому вопросу, который для современных российских левых является едва ли не более принципиальным, чем теоретические дискуссии, не будут преодолены, то в сочетании с общей объединительной тенденцией они могут привести к формированию двух блоков. Уже сейчас можно отметить некоторое отмежевание от Левого фронта не вошедших в это объединение организаций, проявившееся, например, в том, что традиционный марш «Антикапитализм», проводимый с 2001 года по инициативе АКМ совместно левыми организациями самых различных направлений, в этом году был организован только силами Левого фронта (состоялся 6 декабря в элитном поселке Барвиха на Рублево-Успенском шоссе). В то же время, такое положение можно понимать как следствие естественного временного противостояния между загоревшимися идеей объединения и отнесшимися к этой идее скептически. Большое значение для современного левого движения, в том числе и для «антикризисной» деятельности левых организаций (а точнее, напротив, деятельности по разжиганию социального кризиса), играют их союзники – набравшее за последние годы в нашей стране силу социальное протестное движение, связанное чаще всего с различными жилищными проблемами, и новые свободные профсоюзы. Что касается массового социального движения, то в каком-то смысле оно играет в современной «коммунистической борьбе» ту роль, которую играло рабочее движение для коммунистов начала прошлого века. Основные механизмы работы левых на этом поле - участие в протестных акциях и организационная помощь. Иногда эти действия приносят реальные результаты. Так, в Москве наибольшую известность получила бутовская кампания, проведенная при активной поддержке левых активистов. Другой пример - кампания против отмены студенческих проездных в Перми, проведенная созданной при поддержке «СоцСопр-Пермь» группы «Студенческая защита» (с декабрь 2007 - июль 2008 года). Нельзя сказать что «гражданские» активисты в результате совместных с левыми действий приходят в ряды коммунистов. Но сами кампании, особенно если они имеют результат, упрочивают позиции организаций, придают левым дополнительную известность и одобрение их деятельности населением городов.
Профсоюзы, считающиеся традиционными союзниками левых сил, в нашей стране в силу своей слабости уступают социальным движениям первенство, но, естественно, сохраняют свою актуальность. Левые протестные организации, особенно троцкистские, стремятся способствовать развитию рабочего движения: сотрудничают с новыми независимыми профсоюзами (завода «Форд» и др.), поддерживают их акции, и пытаются создавать профсоюзы на предприятиях, где их не существует.
Представляется, что в условиях кризиса, главным направлением работы левых организаций, вероятно, станут мероприятия по защите прав уволенных и ожидающих сокращения работников. При этом солидарность с уволенными работниками будут в равной степени проявлять и социальные активисты, и, конечно, свободные профсоюзы, там, где они есть. По крайней мере, левыми организациями ставка на это делается. Кроме того, в случае с антикризисным движением можно прогнозировать нарушения заведенной практики, когда социальные активисты, сотрудничая с левыми силами, при этом остаются вне идеологии. Появляется большая вероятность обращения этих людей к левым идеям.
Таким образом, радикальная левая оппозиция уже давно готовится к кризису и ожидает от него больших выгод для своего движения. В то же время, несмотря на это, говорить о больших успехах левых в работе по организации массовых акций протеста и т д. в настоящее время не приходится. Многое здесь будет зависеть не от деятельности активистов, как они сами склонны считать, а все-таки от характера самого кризиса и психологической реакции на него населения.
Валентина Грищенко – студентка факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.