Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

11.01.2009

Вадим Карасев: «Украина будет втягиваться в общеевропейскую энергетическую политику»

В ночь на воскресенье Украина подписала парафированный Россией и Чехией как страной-председателем Евросоюза протокол о контроле над транзитом газа через Украину. Какую роль Европа теперь сыграет в урегулировании конфликта с поставками газа непосредственно для Украины? Есть ли единство украинской правящей элиты в вопросах противостояния с Россией? Действительно ли убийственны для украинской экономики предлагаемые «Газпромом» цены на газ? Чем завершится конфликт? Об этом в интервью директора Института глобальных стратегий (Киев) Вадима Карасева

- Если предположить, что инициатором перекрытия транзита газа была Украина, то в чем могла быть причина: в неприемлемой для экономики цене на газ или в нежелании брать ответственность за повышение цены в предвыборных условиях? Может быть, вообще проблема в посреднике, то есть в «РОСУКРЭНЕРГО»?

- Первое. Если бы там была «рука посредника», а не «рука Москвы», то были бы разбирательства внутри Украины. Здесь достаточно много противников «РОСУКРЭНЕРГО». Часто жупел этой компании использовался для получения каких-то политических бонусов. Если бы было так, то Тимошенко уже бы давно выступила с критикой президента Ющенко, и пропагандистская машина Блока Юлии Тимошенко вовсю обрушилась бы на это несчастное «РОСУКРЭНЕРГО», Партию регионов и президентскую власть. Но этого не произошло – значит, нет повода, не за что зацепиться.

Более того, позиции Тимошенко и Ющенко консолидированы в этом газовом споре, что, очевидно, было неожиданным для Кремля, который рассчитывал, что таким энергосиловым давлением он простимулирует разрастание конфликта между Тимошенко и Ющенко и, тем самым, приведет к полному коллапсу этого властного тандема премьера и президента. Но этого не произошло, что, во многом, определило не самый приятный результат усилий России по отношению к Украине и «Нафтогазу».

Теперь по поводу того, почему Украина не приняла условия игры Москвы перед Новым годом. С одной стороны, есть какая-то доля истины в том, что для Тимошенко, обещавшей постепенное повышение цены на газ (не более $190-$200 за тысячу кубометров газа), привозить в Украину накануне Нового года высокую цену на газ было бы электорально самоубийственно. Тем более, она рассматривала газовые переговоры с Россией не только с точки зрения электорального выигрыша, но и с точки зрения контроля над газовыми денежными потоками, которые идут в Украину и через Украину из России. Как мы помним, в феврале 2008 г. газовые переговоры в Москве начинал Ющенко, но Тимошенко, затем, перехватила инициативу и не довела свою игру в газ, лояльность и ставки с Кремлем до электорально выигрышного конца. Но это только часть проблемы.

Вторая часть заключается в том, что даже $250 при неизменной ставке транзита газа через украинскую территорию и при сохранении двухстороннего формата «газовых» отношений между Украиной и Россией – ситуация катастрофичная для украинского бюджета и промышленности. Есть общая позиция национального бизнеса, что такую цену украинская промышленность не выдержит, и тогда ее скупит российский капитал или российская власть, у которой сегодня есть свободные денежные ресурсы. Более того, при цене в $480, которую сейчас предлагает Россия, получается в год нужно отдать примерно $16 млрд., а это равнозначно той сумме, которую получила Украина от Международного валютного фонда для поддержания банковской ликвидности. Поэтому и Тимошенко, и Ющенко выступили с консолидированной позицией. Поэтому и надо было не соглашаться на отход российской стороны от Меморандума, который подписали Путин и Тимошенко. Главной его «фишкой» является ступенчатое повышение цены на газ. Было предложено увязать повышение цены на газ с повышением платы за транзит газа по украинской территории. Вот с этого все и началось!

Как выходить из этого положения? В этой «новогодне-рождественской газовой войне» проиграли обе стороны, понеся существенные репутационные издержки. Но, я думаю, что Россия здесь проиграла больше, потому что, во-первых, Украина не согласилась на жесткий энергосиловой диктат. Во-вторых, не оправдались расчеты российского руководства на то, что «газовый конфликт» вызовет внутриукраинское политическое противостояние и создаст новую политическую реальность. В-третьих, Украина добилась того, чего она добивалась все последнее время – интернационализация «газовой войны», то есть подключение к «газовому конфликту» Европейского Союза в качестве честного брокера, третьей стороны, которая может создать новый формат «газового диалога» между Россией и Украиной. Украина всегда понимала, что в двухстороннем «газовом формате», как, впрочем, и в других форматах – военном, торговом, стратегическом и пр. – у России всегда будет преимущество как у более сильной страны. А вот участие третьей стороны в лице Европейского Союза – это гарантия того, что игра будет более или менее сбалансированная.

Что мы теперь имеем? Первое: участие Европейского Союза на уровне экспертов. Второе: дальше, думаю, Украина как транзитное государство будет втягиваться в формирование общей энергетической политики Брюсселя. Это уже будет не двухсторонняя политика, минуя транзитные страны, например, Россия-Брюссель или Россия-Берлин. Это будет участие такого большого транзитного государства как Украина в энергетической солидарности Запада и в разработке общеэнергетической политики Европейского Союза. Украина рассчитывает здесь быть акционером, инвестором, и, соответственно, получать дивиденды. Это значит, что времена, когда Россия могла в одиночку расправляться с Украиной, в том числе по газовым вопросам, наверное, прошли. Сейчас на кону благополучие европейского обывателя, который звереет от холода и не привык к холодам в украинской степи, российской Сибири или даже в Московской области, для которого тепло в доме – это экзистенциальная проблема и который будет теперь давить на свои власти с тем, чтобы европейские национальные и союзные власти не допускали локальных и региональных «газовых войн» по ходу транзита.

- Есть контраргумент по поводу неприемлемости цены в $250 за тысячу кубометров газа для украинской экономики просто потому, что сейчас украинским промышленным потребителям газ продается по цене в $300-$350 за тысячу кубометров, и эта разница цен кладется в карман некоторых политиков и чиновников.

- Я не люблю какие-то конспирологические версии, доверяю фактам. Первое: есть четкая официальная версия – и на уровне экспертов, и на уровне политических деятелей – оптимальная цена на газ на сегодняшний день - $209-$210 за тысячу кубометров при неизменной цене за транзит в $1,6 за 100 км. Второе: помимо промышленности есть еще проблема бюджета. В-третьих, тенденция в последнее время заключалась в снижении цены на поставки газа. Тенденция в среде украинских промышленников и предпринимателей состояла в том, чтобы устанавливать долговременные поставки газа для промышленности сепаратным образом либо через дочернюю структуру «Газпрома» в Украине – «Укргазсбыт», либо по другим каналам, в частности через СКМ. Это промышленная империя Рината Ахметова, которая давно уже имеет эксклюзивные права по цене на приобретаемый газ, идущий из России. Вряд ли эта эксклюзивность состоит в цене $320-$350, как раз наоборот! Чем меньше, тем больше прибыли. Украинские бизнесмены стремились создать такие индивидуальные эксклюзивные условия, по которым они могли бы приобретать газ по более низкой цене, чем $179,5 за тысячу кубометров.

Что касается заявлений о такой цене газа на внутреннем украинском рынке, то это труднодоказуемые вещи. Пусть они будут аргументированы и юридически обоснованы. Но это вопрос не ко мне.

- Ваш прогноз: как и в каких условиях будет заключен новый договор о поставках газа на Украину, и будет ли он заключен вообще?

- Во-первых, он должен быть заключен, иначе это произвол как с одной, та и с другой стороны. Европа не потерпит этого. Во-вторых, важную роль играет фактор морозов как в Украине, так и в Европе. Европейская и украинская стороны будут давить, стремиться к тому, чтобы подписали контракт. Хотя могут быть и другие резоны, например, если хватит запасов, то продержаться до конца морозов с тем, чтобы уже в условиях тепла идти на более выгодные условия подписания контракта. То же самое и с российской стороны. Она будет учитывать климатический фактор и смотреть на прогнозы синоптиков: если морозы длительные, значит можно дожидаться исчерпания запасов, например, в Украине с тем, чтобы выйти на оптимальное таймирование для заключения контракта. Поэтому, я думаю, затягивание продолжится, чтобы понять, когда лучше протаймировать окончательные цифры и подписание контрактов. Думаю, что Россия будет тянуть и ждать открытия работы Верховной Рады во вторник 13 января. Там уже могут использовать эту тему разные политические силы, в том числе и пророссийской направленности, в том числе и для использования в электоральных целях, для давления на правительство и президента. В общем, будут ждать, чтобы понять, как будет реагировать на всю эту «войну» украинский правящий класс – не президент и премьер, а класс в целом, который достаточно разнороден и находится в ситуации постоянного диссенсуса. Важно России понять: газ станет дополнительным источником конфликта внутри правящего класса или, наоборот, сможет как-то консолидировать этот класс, и тогда позиции России на переговорах могут быть ослаблены. Думаю, что российская сторона будет пристально вглядываться в парламентско-политическую ситуацию в Украине.

Беседовал Олег Горбунов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net