Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

11.01.2009 | Алексей Портанский

Военная реформа: к вопросу о терминах и не только о них

Важнейшим событием 2008 года в деятельности силовых ведомств, согласно информационным агентствам, следует считать «начавшуюся масштабную военную реформу», в результате которой численность армии сократится до 1 миллиона человек, вместо полков и дивизий будет введена бригадная структура и т.д. Между тем, не более, чем четыре года назад, в ноябре 2004 года тогдашний министр обороны РФ Сергей Иванов объявил о завершении военной реформы. Первое и второе события явно не стыкуются. Что это: привычная для нас административно-бюрократическая неразбериха или что-то более серьезное?

В действительности ни сейчас, ни в 2004 г., ни в начале 90-х годов никакой военной реформы в стране не проводилось и даже не начиналось. Были попытки реформирования воруженных сил, которые местами дали какие-то результаты. Однако ни одна из предпринятых в истории современной России попыток перемен в армии не имела ничего общего с тем, что принято называть военной реформой. Кто-то наверняка захочет враз снять проблему, предложив «не париться» относительно терминологии: подумаешь, - реформа армии, реформа вооруженных сил, военная реформа и т.п., - все равно, мол, понятно, что речь идет не о гражданке, а о военном деле. Короче, все это синонимы и точка!

К величайшему сожалению, именно так думают не только обыватели, но и многие политики, журналисты, военные. На самом же деле разница в терминах здесь абсолютно принципиальна, ибо за ними стоит конкретное содержание. «Военная реформа» - понятие всеобъемлющее, в то время как «реформа вооруженных сил» является лишь частью первой. Военную реформу никогда не проводит и не может провести лишь военное ведомство (министерство обороны) – это абсурд. Ею занимается государство в целом: в подготовку и реализацию реформы должны быть вовлечены соответствующие министерства и ведомства, а также общественные организации (например, Комитет солдатских матерей). Широкая гласность и общественнаая поддержка абсолютно необходимы для ее успеха. Ничего похожего у нас пока не происходило.

Некоторые из бывших министров обороны полагали, что именно они являлись центральными фигурами в военном реформировании, понимая его в довольно узком плане. Так, Павел Грачев был убежден, что военная реформа должна сводиться к достаточному финансированию и к укомплектованию войск до штатной численности. Запомнилось его крылатая фраза: «Не мешайте мне реформировать армию». Еще более глубокое непонимание сути военной реформы обнаружил уже упомянутый бывший глава минобороны С.Иванов, скоропалительно отрапортовав о ее «завершении».

В истории нашего государства было не так много преобразований в сфере военного строительства, которые вправе называться военными реформами. Среди них - военные реформы Петра I, Александра II, а также реформа 1924-25 гг. после окончания Гражданской войны.Понятно, что для проведения военной реформы нужен серьезный повод или толчок. Во второй половине XIX века таким толчком явилось поражение в России в Крымской войне. Нужен также экономический подъем в стране. В упомянутый период он был, как была и необходимая и широкая общественная поддержка. При Александре II молодые люди из родовитых дворянских семей не считали зазорным пойти служить нижними чинами, чтобы затем, как правило, поступить на гражданскую службу. Положительно отнеслись в обществе и к созданию системы военных округов (уцелевшей до наших дней), и к преобразованию закрытых кадетских корпусов в демократические военные гимназии. Эти два фактора - общественное признание и финансовая достаточность - обеспечили успех военной реформы второй половины. XIX века.

Военная реформа 1925 г., связанная с именем Михаила Фрунзе, также проводилась в обстановке оживления экономики, вызванного НЭПом. И общественный энтузиазм (несмотря на жестокость строя) присутствовал в те времена, - достаточно вспомнить популярные тогда лозунги «Молодежь – в авиацию», «Молодежь – на флот», под которыми сотни и тысячи молодых людей действительно мечтали стать военными. Больше «эпохальных» военных реформ в российской истории не было. Однако в ХХ веке было немало примеров военных реформ в других странах.После окончания вьетнамской войны Соединенные Штаты смогли глубоко проанализировать ее уроки и начать крупнейшую в истории страны военную реформу, которая была успешно реализована.

У современной России с момента провозглашения незвисимости появился серьезнейший императив для проведения не менее масштабной и глубокой военной реформы. Он был обусловлен изменением самой природы государства. Затем к этому императиву добавились уроки двух чеченских войн, и теперь вот - уроки вооруженного конфликта на Кавказе в августе 2008 г. Иными словами, нужда в военной реформе назрела и перезрела давно, а ее так и нет. Неужели не было хотя бы попыток в этом направлении? Попытки были.

Еще до распада СССР в конце 80-х годов прошлого века М.С. Горбачев поручил группе видных экспертов подготовить концепцию военной реформы. По свидетельству одного из этих экспертов (которого автор хорошо знал лично), речь шла действительно о разработке полномасштабной военной реформы. К сожалению, та горбачевская военная реформа так и не была подготовлена. Во-первых, страна не располагала необходимыми финансовыми возможностями. Во-вторых, самой страны вскоре не стало.К руководству новой России пришли другие люди. Опыт и знания экспертов, занимавшихся проблемой совсем недавно при Горбачеве, не был востребован. У новой команды были свои представления о военной реформе, точнее сказать их не было вовсе, если строго придерживаться понятия «военная реформа». Вместо этого были амбиции и фрагментарный подход к нуждам военного строительства. Собственно в той же парадигме мы живем по сей день.

Для полноты картины можно еще упомянуть инициативу Совета по национальной стратегии, подготовившего в начале 2003 г. концепцию самостоятельного федерального органа в ранге министерства или госкомитета, который должен эксклюзивно заниматься военной реформой или, точнее, созданием новой российской армии. Но, похоже, об этом быстро забыли.

Разумеется, сказать, что в рамках военной реформы ничего не происходит вообще, было бы неверно. В марте 2008 г. утверждена «Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года». Обществу рассказали о новом облике армии, который предусматривает перевооружение ВС и создание мобильных частей постоянной боевой готовности. Генералов вместо 1100 останется около 900. Прапорщиков и мичманов не будет вообще . На базе 65 военных вузов появится 10 учебных центров, впервые в истории Минобороны РФ были проведены открытые аукционы по продаже недвижимого имущества оборонного ведомства и т.д. Все это скорее всего логично и правильно, однако это опять не военная реформа, а в лучшем случае лишь ее часть.

В том, что присходит сейчас в армии, не могут разобраться даже крупные в недавнем прошлом военачальники. Так, бывший главнокомандующий ВВС России Пётр Дейнекин в одном из интервью прямо заявил: «Мне непонятны смысл и цели текущего реформирования армии. Происходящее в армии идёт келейно, без объяснения общественности или военным экспертам. А это может иметь весьма неприятные последствия».

По-прежнему не заявлены стратегические цели реформы. Кто наш будущий вероятный противник: международный терроризм или все-таки Запад? Где находятся наиболее вероятные театры военных действий? Для ведения каких войн мы реформируем армию: локальных, региональных или глобальных? Это самые естественные базовые вопросы, на которые имелись ответы и у Петра I, и у Александра II, и у большевиков после Гражданской войны. Но сегодня, похоже, ясных ответов на эти вопросы нет.

Хуже того, появляется ощущение явных противоречий в документах и высказываниях отдельных политиков относительно того, против кого должна быть направлена в будущем военная мощь России. На этот счет эксперты уже отметили разночтения между принятой в июле 2008 г. «Концепции внешней политики Российской Федерации» и разрабатываемым Советом Безопасности РФ Проекте «Стретегии национальной безопасности РФ до 2020 г.». Противоречий и вопросов будет не меньше, если, к примеру, сопоставить явный антиамериканизм внешнеполитического раздела первого ежегодного обращения, с которым президент Дмитрий Медведев выступил в Федеральном собрании на следующий день после президентских выборов в США, с его же откровенно проамериканской речью, произнесенной вскоре (в ноябре 2008 г.) в Вашингтоне в рамках саммита G20. Кстати, положения этой речи, по сути, перечеркивали основополагающие тезисы знаменитой речи Владимира Путина в Мюнхене в начале 2007 г.

Не ответив самим себе на поставленные принципиальные вопросы, мы не сможем определить, чем вооружать нашу армию и как выстраивать ее структуру. Надо ли нам строить авианосцы и производить новые поколения баллистических ракет, или все-таки срочно модернизировать вооружение нашего мотострелка и десантника, повышая их эффективность и живучесть в бою? Недавний конфликт на Кавказе однозначно подсказывает выбор не в пользу авианосцев и тяжелых бомбардировщиков (которые за неимением других возможностей пришлось-таки использовать в ходе конфликта).

Похоже, отвечать на вопросы о вероятном будущем противнике нынче непросто. Присутствие в нашей внутренней пропаганде Америки в образе врага, кажется, решает многие проблемы существующего режима, вернее, создает иллюзию решения проблем. Однако у этой пропагандистской игры есть неминуемые тяжелые издержки, такие как постоянное, но во многом бесцельное латание дыр в армии при одновременной неспособности приступить к полноценной военной реформе.

Повторю еще раз: успех военной реформы в современной России, как и в XIX веке, возможен, во-первых, при условии ее детальной экспертной разработки, во-вторых, если ее проведением занимается государство в целом, а не только министерство обороны, в-третьих, если эта работа проводится гласно и обеспечена широкая общественная поддержка, в-четвертых, если на реформу есть деньги. Из всех названных условий в России есть лишь последнее, да и оно теперь становится относительным. Между тем, не проводить полноценную военную реформу в России уже становится опасным. Ее отсутствие может обернуться необратимым отставанием наших вооруженных сил от армий других стран и полным развалом военной структуры страны.

Алексей Портанский - к.э.н., Директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net