Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
23.01.2009
Алексей Зудин: «В условиях кризиса значение эффективности действия высшего политического руководства резко возрастает»
Экономический кризис дал толчок обсуждениям и предположениям, что тандем «Путин-Медведев» непременно даст сбой, и общественная поддержка политического руководства существенно снизится. Для аргументации такой позиции приводится множество примеров несогласованности действий президента и премьера, а также социологические опросы, демонстрирующие колебания в рейтинге доверия к участникам тандема. В этой связи «Политком.Ру» побеседовал на тему «Экономический кризис: состояние политической элиты России» с Алексеем Зудиным руководителем департамента политологических программ Центра политических технологий.
- Как можно охарактеризовать состояние российской политэлиты в условиях кризиса?
- В политическом отношении поведение российских элит в условиях кризиса будет, во-первых, определяться сплоченностью суперэлиты, то есть устойчивостью тандема «Медведев-Путин», правящей группы в целом. И до тех пор, пока есть сплоченность, единство политического класса вокруг президента и премьера сохранится. Это первый наиболее существенный фактор, который влияет на поведение российской элиты в условиях кризиса. Но есть и второй, собственно говоря, это уровень общественной поддержки правящего тандема «Медведев-Путин» - до тех пор, пока общественная поддержка будет оставаться на высоком уровне, политический класс и элита в целом будут сохранять лояльность к Кремлю, лояльность к реально существующему режиму. У нас в настоящее время нет никаких эмпирических свидетельств, которые говорили бы о том, что либо первый фактор, либо второй изменил свои значения. Тандем действует слаженно согласовано. В том, что касается общественной поддержки этого тандема, то она остается на достаточно высоком уровне. Правда, здесь необходимо сделать некоторые оговорки: как известно, если мы будем оценивать тандем дифференцировано, а именно, сравним общественную поддержку Медведева и Путина, то мы увидим, что, в общем, общественная поддержка Путина гораздо шире и больше. В последнее время социологи обратили внимание на незначительные понижающие колебания в общественной поддержке Медведева, хотя она продолжает оставаться на высоком уровне, там было снижение на один процент или на два процента. Собственно говоря, это очень незначительное колебание, и им можно было бы пренебречь, но оно интересно с другой точки зрения: оно наводит на мысль, что в рамках самого тандема, скорее всего, принимать на себя негативную сторону общественных настроений будут не оба участника тандема в равной степени, а будет, скорее, Медведев, чем Путин. Это такое мое предположение, а дальше посмотрим, как будут развиваться события.
- Вы сказали, что элита консолидирована и тандем работает хорошо, тем не менее, многие издания приводят ситуации конфликта Госдумы и президента по поводу воплощения антикоррупционных законов, недовольства Медведева работой правительства, что символизирует сбой в функционировании тандема. Как можно прокомментировать подобное мнение?
- Пока я могу только повторить: никаких серьезных сбоев в работе тандема мы наблюдать не можем. Что касается оценок, которые появляются в средствах массовой информации, то их причина, на мой взгляд, лежит в другом: эта конструкция – тандем, как устройство верховной власти в России – исключительно непривычна, мы продолжаем мыслить в терминах «кто первый, кто второй», а то, что наверху может быть устойчивое разделение ролей – это принимается с очень большим трудом. Люди на непривычную политическую конструкцию реагируют следующим образом: так, если двое, тогда обязательно либо кто-то из них главный, а кто-то второстепенный, - эта реакция широко представлена в СМИ. Вторая реакция – они обязательно должны поссориться, они не могут не поссориться – поэтому во всех событиях, связанных с тандемом, ищут признаки ссоры и конфликты. Но надо сказать, что обе реакции являются чисто психологическими и, скажем так, часть этих реакции политически обусловлена. Понятно, что внесистемная оппозиция и Запад крайне заинтересованы, чтобы внутри тандема что-то произошло или в том, чтобы общественная поддержка тандема снизилась, и все рассматривают с этой точки зрения. Но это из области психологии и политической заинтересованности достаточно ограниченного круга лиц и политических процессов это не определяет.
- В этом случае, не могли бы Вы для читателей расшифровать, например, значение и смысл критики Медведева деятельности правительства?
- Если речь идет о самых последних событиях, то здесь причина, скорее, в сбое в информационном освещении процесса принятии решений в правительстве и президентом. Потому что если мы восстановим хронологию, то первым, кто выступил с критикой поведения министров и деятельности правительства, был премьер. Президент подключился уже через какое-то время, а проблема состояла в том, что публичное освещение получили действия президента, в то время как действия премьера публичного освещения не получили. На мой взгляд, причина состояла в этом.
- Тем не менее, можно ли говорить, что экономический кризис не изменил характеристики политической элиты, то есть она также консолидирована и сплочена вокруг тандема «Путин-Медведев»?
- Так говорить нельзя. Экономический кризис усиливает беспокойство людей по поводу прочности их позиции, по идее, он поощряет всех игроков, и представителей политической элиты, и рядовых граждан к индивидуалистическим стратегиям приспособления к меняющейся ситуации. Что касается элиты, то вопрос заключается в том, будут ли эти индивидуалистические стратегии развиваться в ущерб политической консолидации вокруг президента и премьера. Здесь такое оппортунистическое поведение возможно со стороны элит, но, во-первых, нет серьезных подтверждений того, что оно сколько-нибудь существенно проявляется, во-вторых, продолжают действовать два сильных ограничителя на оппортунистическое поведение, а именно, сплоченность работающего тандема и сохранение высокого уровня поддержки как президента, так и премьера. Эти два фактора удерживают поползновения той части элит, которая готова на оппортунизм, в достаточно жестких рамках.
- То есть тандем находится в таком динамичном балансе, и экономический кризис вывел на первый план Путина, который осуществляет оперативное антикризисное управление, а Медведев пока отошел на второй план, если же возникнет другая ситуация, то баланс поменяет свою конфигурацию?
- Да, характеристика отношений внутри тандема как динамического баланса, который постоянно меняется, на мой взгляд, разумное только с одной поправкой: есть еще один фактор, который определяет эту динамику, понимание участниками тандема необходимости при любых условиях действовать вместе. Это значит, что политический вес кого-либо из участников начинает ситуативно ослабевать, то другой участник предпринимает шаги, направленные на то, чтобы его партнер свой политический восстановил.
- Можно привести примеры из практики тандема «Медведев-Путин»?
- Примеров самого последнего времени я припомнить не могу, что не означает, что они отсутствуют. Но на момент вхождения Медведева в должность и в первый период, по-моему, премьер ему откровенно подыгрывал: старался держаться на заднем плане. На мой взгляд, это пример взаимовыручки. То есть это пример специфического рисунка этой динамики, ориентированной на поддержку. А это связано с тем, что тандем базируется на разделении труда и прочном союзе, если бы он базировался на чем-то ином, допустим, на разделении труда и соперничестве, тогда бы динамика подчинялась бы другой модели. Тогда бы периодической взаимной поддержки, с точки зрения выравнивания баланса, восстановления политического веса, не происходило бы.
- Тандем функционирует исправно, элита относительно сплочена, среди угроз мы можем выделить снижение доверия населения к тандему и оппортунистическое поведение. Есть ли еще угрозы?
- Я бы сказал, что здесь есть одна угроза: в рамках кризиса главным условием сохранения поддержки на высоком уровне правящей группы является эффективность действия всей государственной машины и политического руководства в борьбе с кризисом. Если государственная машина будет давать ощутимые сбои, а политическое руководство будет демонстрировать неадекватное поведение в новом контексте, допустим, не будет уделять значительное внимание экономике и социальной сфере. В этом случае общественное доверие может начать снижаться. Эффективность проводимой политика важна всегда, но в условиях кризиса значение эффективности действия государственной машины и эффективности действия высшего политического руководства резко возрастает.
- А как Вы оцениваете эффективность функционирования государственной машины на данном этапе?
- На данном этапе эту эффективность можно оценить как удовлетворительную.
Подготовила Ольга Мефодьева
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.