Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.02.2009 | Татьяна Становая
Вот и переговорили
Вчера в Москве прошли переговоры руководства ЕК с президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путинным. Переговоры с президентом прошли тихо и их подробности практически не известны общественности, в отличие от переговоров с Владимиром Путиным. Они, по сути, вылились в обоюдную публичную перепалку, свидетельствующую о заметной испорченности отношений. И газовая война между Россией и Украиной лишь усугубила ситуацию.
В СМИ уже много писалось о том, что нынешние переговоры уникальны по своему формату: они проводятся впервые за последние годы в расширенном составе, с участием 9 еврокомиссаров, не считая председателя ЕК Жозе Мануэля Баррозу. Такой формат подтверждает, что Россия и ЕС сейчас понимают важность налаживания отношений и после событий в Южной Осетии, и после газовой войны в Украине. Однако сейчас все больше становится очевидным, что у ЕС и России понимание того, как эти отношения должны налаживаться, кардинально отличаются. Все это усугубляется и ухудшенным эмоциональным фоном: ЕС, по сути, считает Россию виновной в энергетическом кризисе начала этого года, однако говорить об этом с Москвой оказывается себе же дороже. Обе стороны пытались не задевать друг друга за живое, однако этого не получилось. Баррозу не удержался от традиционных упреков в адрес России, а Путин посчитал нужным ответить.
Интересно, но перепалку начал именно Баррозу. Путин в своем вступительном слове был достаточно дружелюбен и воздержался от разного рода намеков. Глава ЕК, напротив, выстроил свое выступление на итоговой пресс-конференции с более жесткой позиции, попытавшись как минимум обрисовать набор проблемных тем. Почти в самом начале он намекнул на более привилегированное положение России как поставщика энергоресурсов в Европу, сейчас все более активно обосновывающую необходимость диверсификации поставок энергоресурсов и снижения зависимости от России. «Нужно также сказать, что Россия выигрывает от спроса на энергоносители в европейских странах, а также от высоких технологий, которые приходят в Россию из Европы», - заявил Баррозу, прямо дискутируя с позицией Москвы о взаимной зависимости РФ и ЕС. Дальше глава ЕК заявил о своей неуверенности в том, что отношения России и ЕС «находятся на том уровне, на котором они должны находиться». «Дальнейшее развитие должно идти на основе надежности, доверия и предсказуемости», - отметил он. Отметим, что смысл принципов, которые обе стороны выдвигают в основу двусторонних отношений уже разняться: ЕК на первое место ставит надежность, имея в виду гарантии поставок энергоресурсов. Москва в первую очередь говорит о равноправии партнерства, предлагая ЕС новую систему энергобезопасности на основе взаимной зависимости. Дальше Баррозу обвинил Москву в излишнем протекционизме, и вопреки официальной позиции Кремля дал понять, что именно ЕС убедила Россию и Украину согласиться на приглашение наблюдателей за транзитом газа по украинской территории. Напомним, что Москва всегда позиционировала себя как инициатор международного мониторинга.
Однако, видимо, главное, что всерьез задело Владимира Путина, стало заявление Баррозу о том, что он «на встрече с господином Медведевым отметил определенную обеспокоенность, связанную с правовым государством в Российской Федерации». Видимо именно после этого российский премьер решился ответить сразу на все упреки, прозвучавшие до и после.
Сначала Путин ответил по вопросу наблюдателей за транзитом газа. Он заявил, что «мы и раньше выступали за создание механизма контроля и просили бы его продолжать хотя бы до окончания первого квартала текущего года». Он также отметил, что «до сих пор наши представители не были допущены ни на объединенный центральный диспетчерский пункт в Киеве, ни на подземные газовые хранилища. К сожалению, это до сих пор не исполнено», - давая понять: то, что Баррозу позиционирует как достижение ЕС, для России является половинчатой мерой.
Уже затем Путин отреагировал на реплику относительно встречи Баррозу с Медведевым. «Я только что узнал, что господин Баррозу обсуждал с Президентом Медведевым проблемы строительства правового государства. Господин Баррозу обсуждал в Кремле, а сообщил это здесь на пресс-конференции, где господин Медведев отсутствует и ничего не может сказать по этому вопросу. Но я хорошо знаю позицию российской стороны», - заявил премьер, фактически обвинив Баррозу в непорядочности. В России это называют «обсуждать за глаза». И здесь Путин решил ответить по полной, вспомнив об ущемлении прав русскоязычных в Прибалтике, нарушениях прав мигрантов в странах Европы, «о ситуации в некоторых тюремных системах отдельных европейских государств» - явный намек на секретные тюрьмы ЦРУ. «Так что я не могу выступать от имени Президента Российской Федерации, но прошу господина Баррозу: пожалуйста, примите ответную шайбу от Правительства Российской Федерации», - удовлетворенно заметил Путин. Однако эту «шайбу» Баррозу не оставил без ответа, конкретизировав «проблемы правого государства» и указав на убийства правозащитников и журналистов. Кроме того, он дал понять, что Россия, возможно, просто не готова к критике, тем более по «щекотливым, чувствительным темам». «Мы считаем, что такие вопросы, как правовое государство, верховенство закона и права человека, важнее дипломатии между государствами», - наставал на своем Баррозу, после чего Путин предложил фактически закончить пререкания. «Будем продолжать дискуссию или закончим?», - спросил он. Правда. Позднее Путин сам продолжил дискуссию, раскритиковав позицию Европы по Косово и потребовав равноправного отношения к России.
И все-таки, несмотря на такой напряженный эмоциональный фон, в действительности, сейчас как никогда ранее стороны готовы к диалогу. Возможно, именно поэтому разговор вышел таким непростым, что связано также и с несложившимся изначальным межличностным пониманием между Баррозу и Путинным. События вокруг Южной Осетии и газовой войны свидетельствуют о том, что ЕС сегодня в наибольшей степени готова к прагматизму в двусторонних отношениях. Об этом говорят и заявления Баррозу, который, несмотря на всю напряженность и нежелание умалчивать проблемы, поддержал вступление России в ВТО (хотя Путин и «поблагодарил» председателя Еврокомиссии за то, что Евросоюз «не пустил» Россию во Всемирную торговую организацию), заявил, что ЕС не выступает против «Южного» и «Северного» «потоков», выразил уверенность в надежности России как поставщика энергоресурсов. Более того, он поддержал позицию Москвы о необходимости реформы мировой финансовой архитектуры и выразил готовность обсуждать идею нового соглашения о европейской безопасности, что принципиально важно для Кремля. Наконец, сам формат встречи говорит о том, что представители ЕК приехали налаживать отношения с Россией. Это видимо именно тот случай, когда стороны, вопреки непониманию и эмоциям, вынуждены договариваться, признавая, что иного пути у них просто нет.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.