Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

11.03.2009 | Татьяна Становая

Борьба с кризисом дошла до чиновников

Кремль решил на фоне кризиса активизировать борьбу с коррупцией. Ранее создавалось ощущение, что антикоррупционная кампания встретила мощное сопротивление элит, в результате чего были смягчены соответствующие законопроекты, принятые в конце прошлого года. Именно тогда высокопоставленные источники говорили СМИ, что в кризис нельзя пугать элиту, важна консолидация. Дмитрий Медведев использует иную логику, давая понять, что в кризис борьба с коррупцией еще более важна.

Вчера президент провел второе заседание Совета по борьбе с коррупцией (на первом был принят план, вылившийся в набор законопроектов, уже принятых Госдумой). Речь шла о реализации уже ранее запланированных мероприятий или планов. И вместе с тем, это было политическим действием президента, адресованным, в первую очередь, бюрократии. От нее сегодня во многом зависит эффективность антикризисных мер, реализуемых государством. «Если на что-то раньше можно было закрыть глаза, то при кризисе вопросы коррупции становятся самыми сложными и чувствительными», - заявил Медведев, открывая заседание. «Те на государственной службе, кто пытается на этом [кризисе] зарабатывать, с теми надо будет расставаться, и расставаться без промедления» - пригрозил президент.

Как известно, в России основа для коррупции создается не столько законодательными актами, сколько подзаконными актами. Принимаемыми органами исполнительной власти. Это касается и антикоррупционной политики. Вчера президент дал понять, что принятием законов по борьбе с коррупцией дело не ограничится и теперь предстоит разработать целый набор подзаконных актов, которые снизили бы коррупционные возможности чиновников.

Во-первых, это введение «инновационных технологий госуправления», электронных торгов, современных технологий при реализации имущества, которое подлежит конфискации, и других видов имущества, которое, по сути, продается от имени государства и, наконец, развитие интернет-представительства власти во всемирной сети. Действительно, повышение открытости принятия решений и публичности – один из главных способов борьбы с коррупцией в мире.

Во-вторых, это создание инструментов проведения антикоррупционной экспертизы законопроектов. Напомним, что все предыдущие подобные попытки пока оказывались провальными и, прежде всего, из-за их политического характера. Так, после выборов в 2003 году «Единая Россия» в Госдуме попыталась создать специальный отдел в аппарате нижней палаты парламента, который проводил бы экспертизу законопроектов. Тогда эта стало аппаратным решением, существенно ограничивающим законодательную инициативу других депутатских фракции и депутатов, не входящих в партию власти. Затем к борьбе с коррупцией пыталась подключиться Общественная палата, которая также занимается разного рода экспертизами. Однако ее влияние на законотворческий процесс пока остается минимальным.

Теперь президент предлагает передать функцию экспертизы Генеральной прокуратуре. «Это фактически своего рода фильтр, который должен действовать для муниципальных, региональных и федеральных органов власти», - заявил Медведев. При этом в унисон с действиями президента (укол в сторону тех, кто ищет разногласия между президентом и премьером) кабинет министров одобрил правила оценки (критерии) коррупционноемкости подзаконных нормативных актов. Среди таких примет – неопределенность или отсутствие сроков принятия решений, определении компетенции по формуле «вправе», отсутствие четкой регламентации и т.д. Таким образом, получается такая система, при которой прокуратура проверяет законопроекты, а правительство – НПА, принимаемые на основе одобренных законов. Правда, пока неясно, кто и при каких полномочиях будет проводить экспертизы. Зато уже известно, что по данным прокуратуры, наибольшее число коррупционных НПА принимается на муниципальном уровне. Как заявил Юрий Чайка, выступая недавно на расширенной коллегии Генпрокуратуры, именно в правовых актах исполнительных и представительных органов местного самоуправления выявлено наибольшее количество коррупциогенных норм — 88%.

В-третьих, президент особе внимание уделил проблеме декларирования доходов и имущества чиновниками и членами их семей. Напомним, что эта тема уже была в центре скандала в конце прошлого года. Тогда «Единая Россия» добилась переноса на год нормы, требующей декларировать доходы. Президент с этим согласился. Одновременно круг «членов семей» был определен по минимуму: к ним отнесли супруга (супругу) и несовершеннолетних детей. Отсрочка же на год, по мнению наблюдателей, была одобрена для того, чтобы успеть «переписать» имущество на своих родственников или передать в управление в оффшоры.

И, тем не менее, на заседании Совета президент уделил этой теме повышенное внимание, признав ее «щекотливой» и «чувствительной». «Обращаю внимание, что нужно утвердить не только порядок предоставления такого рода сведений, но и разработать механизм проверки достоверности и полноты сведений, которые попадают в декларации о доходах», - заявил Медведев. В ближайшее время будут опубликованы Указы, определяющие соответствующий круг лиц. Сам президент дал понять, что такой круг должен быть максимально широким. «Считаю, что такого рода сведения должны подавать все включая Президента Российской Федерации, причём Президент должен это делать, как и все остальные граждане, находящиеся на государственной службе, замещающие госдолжность, ежегодно. Правил на эту тему не было – их надо ввести. Я такие правила подготовлю», - заявил Медведев.

В-четвертых, Медведев предложил обсудить механизм работы так называемых комиссий по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов. Такие комиссии по российскому законодательству предусмотрены давно (Указы в развитие существующего законодательства были подписаны Путиным весной 2007 года), однако институт этот практически не работал. Теперь предлагается заставить усилить комиссии, предоставив им право проверять декларации, запрашивать нужную информацию у чиновников об их доходах, а также наделить комиссию правом давать разрешение на работу после ухода с госслужбы. «Отказ от сотрудничества с такой комиссией или игнорирование требований законодательства должно быть безусловным основанием к увольнению с государственной службы», - заявил Медведев. Пока известно, что комиссии будут создаваться при органах государственной власти.

В-пятых, Медведев подписал Указ о федеральной программе реформирования и развития системы государственной службы. «Реформирование системы госслужбы, конечно, прежде всего должно быть ориентировано на профилактику коррупции. При этом требования антикоррупционного законодательства должны учитываться и при отборе кандидатов на вакантные должности», – заявил Медведев. Все эти меры действительно являются ощутимым шагом вперед на пути развития законодательства о госслужбе. Однако без повышения открытости и прозрачности принятия решений, а также развития институтов демократии, парламентского и общественного контроля, расширения доступа к информации, повышения свободы СМИ и т.д. все это будет иметь лишь косметический характер.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net