Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.03.2009 | Ольга Мефодьева
Не делом, так словом помогут бизнесменам
Вчера Дмитрий Медведев провел рабочую встречу с Михаилом Фридманом, председателем наблюдательного совета консорциума «Альфа-групп». Основной темой общения президента и банкира была, очевидно, задолженность ряда крупных российских компаний «Альфа-банку», входящему в консорциум. После встречи главный должник российской экономики Олег Дерипаска и банкир Фридман вдруг заявили о многолетней и плодотворной дружбе и сотрудничестве. А Игорь Сечин вчера же на совещании с кредиторами и поставщиками группы ГАЗ, принадлежащей Дерипаске, заявил, что его банкротство неприемлемо. По всей видимости, российское руководство, не имея ресурсов оказывать прямую финансовую помощь крупным бизнесменам, прибегает к роли медиатора в урегулировании проблем компаний.
По сообщениям пресс-службы президента, встреча Медведева с Михаилом Фридманом была запланирована давно, и официальной повесткой было обсуждение вопросов, «связанных с сохранением существующих и созданием новых рабочих мест на предприятиях консорциума в условиях кризиса». Но логика последних событий и некоторые косвенные результаты встречи говорят о том, что президент и банкир вышли далеко за рамки разговора о рабочих местах в «Альфа-групп».
В последнее время президент уделяет огромное внимание кредитованию ключевых предприятий, которым угрожает банкротство из-за постоянно растущего долга перед кредиторами. 14 марта на совете законодателей президент потребовал предоставить отчет о кредитовании 294 системообразующих предприятий. Накануне встречи с Фридманом Медведев встретился с первым вице-премьером Игорем Шуваловым и обсудил с ним насущный вопрос помощи реальному сектору. По данным, изложенным Шуваловым, 294 системообразующих предприятия, не считая оборонно-промышленный комплекс, могут быть обеспечены 350 млрд. рублей госгарантий. 26 компаний уже запросили помощь на 213 млрд. рублей. Соответственно, львиная доля предприятий из списка помощь не получит. Банкротство этих предприятий сулит далеко не приятные последствия – от сокращения тысяч служащих этих компаний до подрыва авторитета власти, не сумевшего предотвратить разорения ключевых акторов российской экономики. В ходе совещания Шувалова и Медведева создавалось впечатление, что российское руководство нащупывает выход из этой сложной во всех отношениях ситуации. Комментируя ситуацию вокруг групп ГАЗ, чей долг «Альфа-банк» отказывался реструктурировать из-за неприемлемости условий, Шувалов заявил: «Мы приняли решение, что такие гарантии должны иметь условный характер: в том случае, если кредиторы договорятся о единых условиях предоставления кредитного ресурса на новых условиях». На что Дмитрий Медведев жестко отреагировал: «Недопустима ситуация, когда та или иная организация, пусть даже имеющая правомерный набор требований, больших или не очень больших, способная остановить работу крупного холдинга <…> Я предложил применять силу государственного принуждения в этом случае <…> Мы не можем жертвовать судьбой целях предприятий, работой многотысячных коллективов для удовлетворения амбиций отдельных кредитных учреждений. Пора прекращать корпоративный эгоизм».
Работу по искоренению «эгоизма» кредитных учреждений, по всей видимости, президент начал с совещания с председателем наблюдательного совета консорциума «Альфа-групп» Фридманом. Такое пристальное внимание Медведева в Альфа-банку обусловлено тем, что главным должником этого банка является бизнесмен Олег Дерипаска, выстроивший хорошие отношения с Владимиром Путиным. Альфа-банк требует с «Базэла» Дерипаски порядка 1 млрд. долларов. При этом условия заморозки выплат по основному долгу для дальнейших переговоров по реструктуризации, на которые согласились международные кредиторы, «Альфа-банк» не удовлетворили. Таким образом, предприятия Олега Дерипаски, в частности «Главстрой» и «Русал» оказались на грани банкротства. Бизнесмен обращался к российскому руководству с просьбой о помощи, но власти четко дали понять, что в условиях сокращающихся резервов и расширяющихся социальных гарантий приоритетом является помощь населению. Тогда Дерипаска начал предлагать неэкономические способы помощи. Так, он выступил с предложением внести поправки в закон о банкротстве, ссылаясь на необходимость учета интересов не только кредиторов, но и поставщиков, клиентов и трудового коллектива. Суть идеи бизнесмена заключалась в предоставлении возможности компаниям в предбанкротном состоянии замораживать выплату долгов для сохранения рабочих мест. Тогда Медведев обещал подумать над этим вопросом, так как законодательство не должно «угробить» компании.
Несмотря на то, что официальные итоги встречи Медведева и Фридмана крайне скудны, тем не менее, очевидно, что речь шла именно о сдержанности банкиров в требовании вернуть долги. После встречи с президентом в 21:20 по московскому времени Фридман и Дерипаска выступили с совместным заявлением о том, что «Базэл» и «Альфа-групп» объединяет многолетнее плодотворное сотрудничество, и что компании «работают над поиском оптимального выхода из ситуации, связанной с погашением кредитных обязательств».
Такая ситуация говорит о том, что власти не собираются бросать бизнес на произвол судьбы, о чем начали говорить эксперты после систематических заявлений Сечина и Дворковича, что многим бизнесменам стоило бы проявлять свою инициативу, а не смотреть в рот государству. В условиях сокращения возможностей финансовой поддержки крупному бизнесу российское руководство решило задействовать властный ресурс в переговорах с кредиторами и должниками. Такая тенденция подтверждается еще одним событием, произошедшим вчера же: на совещании с кредиторами и поставщиками группы ГАЗ Олега Дерипаски, которыми являются НЛМК, ММК, «Соллерс», «Альфа-банк» и т.д., Игорь Сечин заявил, что банкротство ГАЗа неприемлемо, так как это ударит по ряду городов и их населению.
Участие государства в качестве медиатора между должниками и кредиторами, по всей видимости, логичное решение в нынешней ситуации растущей социальной напряженности и спада экономики. Но стоит отметить, что такой формат открывает возможности для лоббировании самых влиятельных и приближенных, таким как Дерипаска, а другие могут и лишиться возможности отстоять свои интересы.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.