Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.03.2009 | Сергей Слободчук
Украина-2009: смена политических ожиданий
До сегодняшнего дня большая часть истории украинского политического запроса – это история мифов. Вспомним: с конца 80-х два решающих сегмента электората группировались по линии «коммунисты - демократы». В конце 90-х возник новый водораздел «кучмисты – антикучмисты», его пытались использовать и в 2006-м, хотя после Майдана это была уже агония. Ему на смену, благодаря накалу страстей во время президентских выборов, пришли два новых полюса - «оранжевые» против «бело-голубых». Затухание двух полярных мифов и наблюдается сегодня в массовом сознании украинцев.
Как и должно быть, «кризисный» политический спрос в 2009-м будет отличаться от политического спроса «спокойных лет». Тезис подтвердили выборы 15 марта в Тернопольский облсовет, селф-мейд победителями которых стали наицоналистическое объединение «Свобода» и партия «Единый Центр».Что же будет интересовать украинского политического потребителя в 2009-м? И смогут ли новые политические ТМ (торговые марки) удовлетворить политический спрос?
«Это экономика, придурок!»
Один из политтехнологических боссов кампании Клинтона четко понял топ-тему выборов-1992, проходивших под аккомпанемент экономической рецессии. Потому и повесил этот лозунг на стене офиса - чтобы ежесекундно напоминать сотрудникам. Эти слова будут актуальны и для нас весь 2009-й. Прежняя ситуация, когда человек воспринимает политиков, депутатов, министров сквозь очки личностных симпатий, уже невозможна. Хочет этого кто-то или нет, но на первое место выходит, а точнее, уже прочно вышла экономика. Экономика стучится в голову пустым кошельком и зарплатой по курсу 5,05 гривен за доллар. Экономика окатывает холодным душем того, кто отправлен в неоплачиваемый отпуск, либо уволен с горно-обогатительного комбината. Экономика ставит вопрос ребром перед тем, кому с каждым месяцем все сложнее выплачивать кредит за автомобиль или квартиру, когда их стоимость падает, а взнос растет.
Прежде чем делать какие-либо прогнозы, нужно обозначить, что, во-первых, в деталях запрос будет сильно зависеть от того, удастся ли украинской бюрократии обанкротить украинскую экономику. То есть, насколько сильным и долгоиграющим будет экономический обвал.
Во-вторых, учитывая, что главные герои политического процесса – ФПГ и региональные кланы - сегодня выступают в роли блокираторов неугодных им политических тем и запросов, будут ли новые запросы сформулированы и подняты на щит какой-нибудь из политических сил. Но даже при таком развитии событий ряд политических запросов будет сформулирован и озвучен общественными объединениями – предпринимателей, наемных работников, аграриев и т.д. Подстегивать их будет состояние человека, загнанного в угол, человека, который тонет в волнах хаоса и беспредела, и у которого отбирают последнюю соломинку. И которому ничего не остается, как попытаться изменить ситуацию, попытаться выкарабкаться из ловушки из последних сил.
Запрос на «новые лица»
Интерес в «новых лицах» стабилен от выборов к выборам. Но сегодня – редкий момент, когда спрос будет на порядок выше. Избиратель каждый день видит картинки из Верховной Рады – драки, блокирование, депутатские потасовки – и у него формируется мнение, что депутаты занимаются чем угодно, кроме своей прямой работы. Украинский телезритель видит министров, которые прячутся за графиками, таблицами и умными выражениями, и при этом не могут объяснить, что происходит с курсом гривны. Украинцы смотрят ток-шоу, где «говорящие головы» стараются перещеголять друг друга в словесной эквилибристике, лишенной минимального содержания. «Они все одинаковые», - первый камешек в сознании избирателя. Камешек, который завтра обрушит вниз лавину рейтингов и симпатий к проектам и политикам с верхушки хит-парада. И эта тенденция родилась не вчера, а в 2006-м, когда наметилось падение явки. Последние данные соцопросов показывают, что сегодня обвал касается всех без исключения, в том числе Тимошенко. Кроме разве что Арсения Яценюка (народный депутат, «Наша Украина – Народная самооборона», инициатор движения «Фронт перемен», спикер Верховной Рады в 2007-2008) и Владимира Литвина (сегодняшний глава украинского парламента, лидер блока своего имени, руководитель Верховной Рады в 2002-2006 г.г.).
Самый простой способ дистанцироваться – воскресить имиджевые ходы десятилетней давности. Помните, «мы не политики» Партии зеленых в 1998-м и «Я не политик, я - ракетчик» из президентской кампании Леонида Кучмы в 1999-м? Шанс, что призабытый ход сработает, есть. Есть и сомнения, что эффект уж будет не тот – все-таки избирателю предлагается товар не первой свежести. Еще один, более многоплановый вариант – создать отстройку не напрямую («мы – не политики»), а подталкивая потребителя к выводу, что новый проект – это жесткая дистанция от сегодняшних «чемпионов» – БЮТ, Партии регионов etc. Или предложив избирателю имидж идеологической партии. Например, социал-демократический или социал-либеральный проект, с «лицом» в виде компетентных в экономике профессионалов, который предложил бы обществу новую, как бы более справедливую экономическую модель. А свидетельство тому, что новые проекты имеют хорошие шансы – готовность голосовать за новые политические партии и блоки на предстоящих выборах в Верховную Раду, которую выразили в среднем почти 49 % (54 % на Западе и 49 % на Востоке) опрошенных жителей страны (последнее исследование Research & Branding Group).
Запрос на новую палитру
Кризис отодвинул на третий, если не на последний план демаркационную линию «оранжевые» - «бело-голубые». Чем больше умами украинцев будет овладевать мысль о том, что «все они одинаковые», чем сильнее будет падать поддержка раскрученных партий и блоков, тем все дальше и дальше этот миф будет уходить на дно массового сознания. Кстати, заметьте, в президентскую кампанию Украина впервые! входит без нового избирательного мифа.
И, несмотря на то, что на первый план выходит экономика, попытки создать новую линию разделения по типу «хорошие ребята против плохих» или, если угодно «белые против красных» все же будут предприниматься. Какие перспективы у такого варианта? Практически взаимоисключающие. С одной стороны, есть риск, что они не станут особенно успешными – экономические реалии в виде пустого кармана или потери работы очень сильно разрушают виртуальные конструкции. С другой, массовое обнищание населения, а если еще жестче – массовая люмпенизация 80 % процентов украинцев – залог того, что подобный ход окажется успешным. Ведь, чем темнее массы, тем легче ими манипулировать. Тем сильнее они ведутся на «идеологию желудка». Тем больше они жаждут простых ответов на любые вопросы. Как правило, в стиле «Кто виноват?»
Тоска по сильной руке
Уверенность в завтрашнем дне сменились своей зеркальной противоположностью. Крайне правые и крайне левые всегда срывали джек-пот в ситуациях, когда общество сотрясают массовые потрясения. Человеку психологически свойственно стремиться к «порядку». А особенно остро мы ощущаем эту потребность в периоды хаоса и безвластия. Вот и обнародованные компанией Research & Branding Group исследования подтверждают: почти 80 % опрошенных украинцев, без особых отклонений по областям сегодня не против прихода «сильной руки». И это еще не все: более 30 % готовы пожертвовать гражданскими свободами в обмен на «порядок», который наведет «сильная рука» - для кого-то в лице украинского Сталина, для других – Пиночета. Работать на идею «порядка» будет и вспышка преступности, первые ростки которой мы уже ощущаем: рост числа краж и грабежей, пьяной бытовухи.
Кроме того, нужно все-таки различать запрос на наведение порядка, который характерен и для демократического государства, и запрос на авторитаризм как простой и понятный массам призыв «прижать всех к ногтю».
«Навести порядок» уже пообещал Анатолий Гриценко (депутат, фракция «НашаУкраина – Народная самооборона», министр обороны в 2005-2007 по квоте Ющенко, глава движения «Гражданская позиция», сегодня в оппозиции к украинскому президенту), выступая на одном из телешоу. И это только начало. Чем дальше Украина будет втягиваться в президентско-парламентскую кампанию, тем все больше будет проектов, предлагающих в качестве ключевого слогана все возможные и невозможные сочетания со словом «порядок».
Запрос на идеологические ценности
Кризис, даже такой фальшивый и навязанный, как в Украине – это всегда экстремальная ситуация. Состояние, когда на поверхность выходят как те конфликты, которые до этого тщательно замалчивались, так и те, которые с трудом можно было предугадать. Первый результат экономических катаклизмов мы уже ощутили: это конфликты в сфере занятости, которые высветили полное бесправие наемного работника перед собственником, будь то горно-обогатительный комбинат, юридическая фирма или парикмахерская. Бесправие в ситуации, когда государство объявило нейтралитет, то есть, фактически встало на сторону работодателя. Также госаппарат объявил дефолт перед временно неработающими, быстро записав в категорию занятых крестьян, ведущих собственное хозяйство, а также отодвинув на 3 месяца выплаты пособий тем, кто уволился «по согласию сторон».
Налицо предпосылки для запроса на ценности левого спектра – от социалистического или социал-демократического подхода к производству распределению ВВП до механизма защиты права на труд и достойную оплату своего труда. О том, что кризис сформирует левый запрос, уже говорили идеологи современного левого движения, скажем, экс-премьер Польши, социал-демократ Лешек Миллер.Второй результат на подходе – это вспышка передела собственности, жертвами которого уже пали Проминвестбанк etc. 2009-й – это год рейдерства, когда крупный бизнес будет компенсировать свои убытки за счет мелкого и среднего предпринимателя. Ближайший пример – последняя атака мэра Леонида Черновецкого в Киеве на уличные киоски под прикрытием борьбы с «малыми архитектурными формами» (МАФами), которая, по словам предпринимателей, осуществляется в интересах крупного московского ритейлера.
Волчьи законы – это импульс для запроса на правые ценности. Из тех, что на поверхности - реальное, а не декларативное право собственности, которое защищает твою сеть киосков от посягательств хоть Черновецкого, хоть Бен Ладена. А значит, запрос на эффективную и более конкурентную судебную систему вместо сегодняшнего аукциона «кто больше заплатит» в судебном зале. Есть шанс, что бьющаяся в лихорадке экономика похоронит и доставшуюся нам с советских времен патерналистскую модель поведения, когда человек надеется на государство и подачки со стороны власти, а не на собственные силы. Следовательно, в Украине впервые возникнут предпосылки, когда избиратель будет готов поддержать проекты либерального толка. До сих пор все попытки подобного рода стабильно проваливались.
И первый, и второй варианты объединяют общий базис. В основе обоих запросов – не подачки в виде доплаты к пенсии или продуктового набора, а требование прав. То есть, заинтересованность не в бесплатной (и несвежей) рыбе, а в удочке и возможности ловить ее беспрепятственно, а самое главное, самостоятельно и максимально независимо.
Запрос на реформу отношений «центр - регионы»
Запрос на реформу местного самоуправления сформировался не сегодня – местные элиты Украины уже давно проявляли недовольство тем, что отодвинуты от влияния на процесс принятия политических решений. Местная власть – губернаторы, облсоветы, мэры и кланы требовали больше политических и экономических полномочий, а самое главное, изменения модели, когда большая часть собранных в области налогов и сборов делится «по-братски» - то есть, переводится в Киев. Наиболее тяжко кризис ударил именно по людям на местах. Причем, если правительство и Верховная Рада наблюдают за ситуацией с киевских холмов, то местная власть – сельский голова, районный депутат, мэр и губернатор – находятся от раскаленных масс на расстоянии вытянутой руки.Именно поэтому неспособность Киева помочь подольет бензину в огонь давно растущего недовольства. Какой выход будет у губернатора, под окнами которого вторую неделю бушуют страсти массового митинга с камнями в окна и кострами на площади? Или в ситуации, когда аграрии области не смогут начать посевную, потому что нет жалких копеек купить солярку? Самый простой (он же самый эффективный) – прекратить перечислять деньги в Киев.
Поэтому на местах запрос будет формироваться под лозунгом «Больше прав регионам!». А ключевыми требованиями будет избрание губернаторов на выборах, исполкомы местных советов вместо райдержадминистраций и, самое главное, изменение пропорции бюджетных потоков между Киевом и единицами местного самоуправления.
Когда спрос ударит в нос
Естественно, здесь сформулированы лишь стратегические направления, по которым будет формироваться политический спрос. Предложенная картинка – это ситуация в идеале. Что-то вроде камня на перепутье для Ильи Муромца, только дорог гораздо больше, чем три как в сказке. Какие-то политические запросы, 100 %, попробуют подхватить раскрученные партийные бренды, но против них работает волна всеобщего разочарования в действующих политических актерах и режиссерах. Другие запросы попытаются подхватить с помощью чисто виртуальных популистских проектов, но шансы также невелики – в Украине давно научились их распознавать. Ряд запросов, в первую очередь на левые идеологические ценности попытаются заблокировать, подменив очередным фаст-фудом в виде популистских лозунгов и ностальгии по советскому прошлому. Сегодняшним политпроектам, объединившим украинских местных феодалов и работодателей, и висящим «на кармане» у олигархов, вся эта социал-демократия ни к чему. Ряд запросов, что самое главное, сформулируют общественные движения, где будет настоящий, а не проплаченный актив, внутренняя демократия в принятии решений и независимость от крупного капитала.Но, самое главное, это шанс. Шанс, что 2009-й изменит картину мира для большинства украинцев, заставит смотреть на государство и политиков более трезвым взглядом, оценивать политический процесс с калькулятором в руках, а не с позиции «нравится – не нравится». Проще говоря, 2009-й – это год шоковой терапии. Терапии против характерного для украинцев инфантилизма и пораженчества. И в 2009-м такой шанс будет, а это значит, что им остается только воспользоваться.
Сергей Слободчук – политический консультант
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.