Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.03.2009 | Валерий Выжутович
Охота на призраков коммунизма
На этой неделе по Риге опять бравым маршем прошли эсэсовцы. Так теперь каждый год. Неизменно - 16 марта: в этот день 1944-го две дивизии Латышского легиона войск СС вступили в бой у Великих Лук с частями Красной армии. Для ветеранов СС и их нынешних почитателей это - «славная дата», календарный повод промаршировать с цветами и песнями по улицам Риги, помянуть «освободителей» Латвии богослужением в Домском соборе. Несмотря на запрет властей, шествие неонацистов снова состоялось. А в полицию угодили вовсе не они, а вышедшие на улицу под плакатами «Гитлер капут!» активисты Латвийского антифашистского комитета.
Так против кого воевала Прибалтика? В составе Красной армии против фашистской Германии или в составе СС против Советского Союза? Было и то и другое. Были и те, кто пал в боях с фашистами, и те, кто с первых дней войны пошел на службу к Гитлеру. В Латвии находятся более 400 захоронений, в которых покоится прах 500 тысяч советских солдат, а на территории России обнаружено свыше 110 мест, где нашли последний приют латвийские военнослужащие. После того, как Госдума ратифицировала межправительственное российско-латвийское соглашение о статусе этих захоронений, уже, даст бог, хотя бы в Латвии не повторится история, подобная той, что произошла в Эстонии с демонтажом памятника Бронзовому солдату. Создана правовая база для обеспечения надлежащего ухода за воинскими могилами, определен порядок предоставления земельных участков под российские и латвийские захоронения, четко прописаны условия их защиты и сохранности.
Но политики стран Балтии по-прежнему увлечены борьбой за собственную трактовку истории. К примеру, в Литве запрещены серп и молот, пятиконечная звезда и прочие символы СССР. Они приравнены к символике Третьего рейха, публичное использование которой тоже возбраняется. В поправках к закону «О собраниях», принятых литовским Сеймом, сказано, что фашистские и советские символы могут восприниматься как «пропаганда нацистских и коммунистических оккупационных режимов». Решение глупое, вполне бессмысленное, не имеющее для Литвы никакой практической перспективы, кроме разве что экономических санкций, на которые эта страна (вслед за Эстонией, перезахоронившей Бронзового солдата) может нарваться.
Поднимая вековые и сравнительно свежие пласты истории, власти Литвы, Эстонии, Латвии всерьез полагают, что это самая плодородная почва для посева разнообразных претензий к России? Да нет, конечно! «Урожая» никто не ждет. Правители стран Балтии прекрасно понимают, что никаких компенсаций за «советскую оккупацию» как не было, так и не будет. Упражнения в риторике на тему недавнего «совместного проживания» нужны для другого. А именно - для обслуживания внешнеполитического курса. Прежде всего - для выстраивания отношений с Россией. Отношения эти, что говорить, оставляют желать лучшего. И нетрудно понять почему. В восприятии восточного соседа эстонцами, латышами, литовцами слишком многое замешено на страхах и фобиях, укоренившихся в массовом сознании с советских времен, на обостренном, подчас болезненном желании поквитаться с тоталитарным прошлым, на до конца не изжитом комплексе «младшего брата».
Схожий взгляд на правопреемницу СССР - и тоже не без исторических оснований - демонстрирует Венгрия, запретившая коммунистическую символику. Да что там, все европейские страны, тянувшие срок в «лагере социализма», стремятся освободиться от лагерных нашивок. Была даже попытка сделать запрет советской атрибутики законодательной нормой в Евросоюзе. В феврале 2005 года группа депутатов Европарламента от Чехии, Венгрии, Словакии, Эстонии и Литвы направила комиссару ЕС по вопросам юстиции и внутренним делам радикальное предложение: наряду с символами нацизма ввести запрет на публичную демонстрацию серпа и молота, красной звезды и других символов СССР. Еврокомиссия не стала рассматривать эту инициативу. И, думаю, правильно поступила. При всем безоговорочном неприятии советского опыта старожилы Евросоюза не одобряют стремление своих новых членов интегрироваться в Европу еще и таким вот путем - оскорблением чувств «верующих», каковых в той же Латвии или Эстонии не так уж мало. Осмотрительность и осторожность в столь деликатной сфере, полагают комиссары ЕС, отнюдь нелишни, а поспешность - противопоказана. Поощрительно наблюдать, как по улицам Риги и Таллина в гитлеровских мундирах маршируют ветераны СС, Европа и вовсе не расположена; большинство ее стран осуждают подобные демонстрации.
Но такие вот тени прошлого - с эсэсовской эмблемой на рукавах униформы - балтийских властей не тревожат. Зато призраки «агентов КГБ» им мерещатся всюду. Охота на этих призраков, объявленная сразу после распада СССР, продолжается до сих пор. В Литве, Эстонии, Латвии с маниакальной страстью ищут тех, кто в советские времена сотрудничал с «органами». Ищут наобум, потому что достоверными данными не располагают: архивы либо уничтожены, либо вывезены в Россию. Министры, крупные бизнесмены, депутаты парламентов, лидеры партий, общественные деятели - все под подозрением. «Неопровержимыми уликами», изобличающими кого-то из них в связях с советскими спецслужбами, являются возраст, образование, былые регалии, партийно-хозяйственное или армейское прошлое. Но каких же сенсаций, каких открытий чудных ожидают искатели? В республиках советской Прибалтики с «госбезопасностью» сотрудничали тысячи человек. По официальным данным, в Латвии одних только бывших офицеров и рядовых погранвойск КГБ - более трех тысяч. А каждый третий гражданин в возрасте за сорок - это тоже официальная статистика - так или иначе входил в контакт с представителями известного ведомства. Потому-то сегодня столь широкое поле для посева подозрений, обвинений, наветов.
Особенности национальной охоты на людей с «темным прошлым» - они, собственно, в чем заключаются, если речь все о той же Латвии? Нанести удар по репутации конкурента по бизнесу, бросить тень на политического соперника - никакой иной цели тут нет. Как, впрочем, нет в этом занятии и ничего специфического, национального. Так - и в Литве, и в Эстонии, и почти во всех странах бывшего «социалистического содружества». В декларируемое стремление к очищению государственных и общественных институтов от «враждебных элементов» никто там всерьез не верит. Все понимают, кому и зачем вдруг требуется кое-что уточнить в биографии, например, Казимеры Прунскене (в октябре прошлого года, перед парламентскими выборами, Литва узнала ее агентурный псевдоним - «Ведьма из Шатрии», и Крестьянская партия, возглавляемая этим популярным политиком, потерпела сокрушительное поражение).
Казалось бы, коммунизм в странах Восточной Европы навсегда отошел в область предания, но скандалы вокруг публичных персон, заподозренных в связях с советскими спецслужбами, периодически возникают то тут, то там. Схлынет одна волна разоблачений - набегает другая. Это случается по мере того, как подрастает новая элита, энергично расчищающая себе место под солнцем. Свалить министра или иное важное лицо можно, конечно, старым проверенным способом - обвинив его в коррупции. Но такие обвинения трудно доказывать. Куда как проще объявить его бывшим агентом КГБ.
Когда два года назад в Польше был принят законодательный акт, касающийся люстрации (ею предполагалось подвергнуть от 400 тысяч до 700 тысяч человек), умные люди предупреждали: добром это не кончится; изготовленный инструмент самоочищения нации, и без того небезопасный, в руках братьев Качинских превратится в политическую дубину. Так и случилось.
Соблазн изъять из политического и хозяйственного «обращения» организаторов и проводников советского тоталитаризма испытала в начале 90-х и Россия. Разговоры о том, что люстрация необходима, в ту пору возникали. К счастью, до такого способа произвести расчет с прошлым дело не дошло. К счастью - потому что подобное самоочищение привело бы к грандиозному расколу общества. Но и решительной, недвусмысленной черты под своим тоталитарным наследием страна тогда, к сожалению, не подвела. Вот почему и сегодня из общественного сознания еще не выветрилась тоска по «порядку» сталинского образца, а циничного диктатора и палача кто-то называет «эффективным менеджером» своей эпохи.
Валерий Выжутович – политический обозреватель, публицист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.