Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
23.03.2009 | Георгий Чижов
Кризис партийного бренда
Прогнозы политологов-скептиков, утверждавших, что после официального объявления Владимира Путина лидером «Единой России» любые выборы в стране превратятся в рутинную процедуру наделения полномочиями кандидата от «партии власти», оказались чересчур категоричными. Виной тому кризис, непривычное персональное раздвоение высшей власти, оскомина от безальтернативности «руководящей и направляющей» или всё это вместе – но выдвижение от «правильной» партии перестало быть гарантией электорального успеха. Впрочем, лишь там, где был достигнут определённый уровень конкурентности.
На всех выборах законодательных собраний регионов, прошедших 1 марта, «Единой России» не составило особого труда значительно опередить своих соперников. 49% в Волгоградской области и – страшно сказать – 42% в традиционно проблемном для партии Ненецком АО воспринимались чуть ли не как неудача. Вот только с кем конкурировали на этих выборах «Медведи»? С изрядно потёртыми от долгого и неумелого употребления брендами думских партий. С осторожно-оппозиционными, а то и откровенно провластными лидерами местных отделений, успевшими приесться избирателям за последние годы. «Сегодня на манеже – всё те же и оне же!» Чуть-чуть разнообразили ситуацию «Патриоты России», которые материализовались в паре регионов из своего виртуально-политического состояния за счёт местных элитных раскладов. Мегапартия, включающая всё начальство во главе известно с кем, выглядела для большинства элементарно солиднее, чем костлявая думская мелочь.
Звоночек для «единороссов» прозвенел в Твери, когда на выборах городской думы по спискам коммунисты неожиданно собрали практически половину голосов, почти вдвое опередив своих властных оппонентов. Впрочем, в Твери история особая: едва не половина состава предыдущей гордумы дружно отправилась отбывать срока. Причём проблем с лояльностью у тех депутатов не было, зато были вполне осязаемые корыстные злоупотребления.
Настоящие проблемы у партии начались там, где конкуренция спустилась с уровня малопривлекательных брендов на уровень личностный. Конечно, это случилось на выборах глав городов. Не самых, кстати, крупных областных центров, сопоставимых по числу жителей с той же Тверью. Сначала проиграл, придя к финишу лишь третьим, партийный выдвиженец в Смоленске. Уставы Мурманска, Томска и Петропавловска-Камчатского предполагали второй тур выборов. В последних двух из названных городов «единороссы» в итоге были объявлены мэрами, опередив соперников на 3-4%, что, разумеется, породило массу кулуарных и публичных пересудов о «ресурсе избирательных комиссий». В Мурманске поражение оказалось разгромным: 35% у кандидата партии (действующего мэра!) против 60% у победителя.
Казалось бы, что здесь нового? Весной 2007-го «единороссы» проиграли выборы глав двух городов-«миллионников»: Самары (выдвиженцу «Справедливой России» Виктору Тархову) и Волгограда (одному из лидеров местных коммунистов Роману Гребенникову, перешедшему после победы в «Единую Россию»). Однако то были поражения от ярких представителей оппонирующих партий. Сегодня всё получилось совсем иначе: избранный мурманский мэр Сергей Субботин до последнего боролся за своё выдвижение от «Единой России», нового смоленского градоначальника Эдуарда Качановского и вовсе исключили из партии за месяц до выборов за отказ поддержать официального кандидата.
«Партия власти» оказалась чересчур самоуверенной: сначала не смогла (или не захотела?) преодолеть разногласия в собственных региональных отделениях, согласовать позицию с губернатором-«единороссом» (в Мурманске), а потом вступила в борьбу, вооружённая лишь собственным брендом, да именем премьер-министра. Содержание агитматериалов в Смоленске примерно к тому и сводилось: вот вам кандидат от партии, он же кандидат от Путина. Этого хватило в аккурат на третье место, награды за которое не дождёшься – даже бронзовой. А вот бывший теперь уже мэр Мурманска Михаил Савченко слегка забронзовел ещё до начала кампании, не видя вокруг серьёзных оппонентов. И впрямь, мэрский рейтинг Сергея Субботина ещё в декабре не превышал 1-2%, однако его негласно поддерживал губернатор Юрий Евдокимов.
Савченко уже доводилось становиться главой областного центра вопреки воле губернатора. Народ в Заполярье независимый, грубого давления не любит и зачастую готов поддержать того, против кого ополчилась власть. Столкнувшись с несколькими чувствительными поражениями своих ставленников в городах области, опытный политик Евдокимов урок усвоил. А «Единая Россия» шла прямо на вилы, устами руководства центрального исполкома пригрозив неприятностями по партийной линии руководителю области. Рассчитывали испугать, нейтрализовать? Рискну предположить, что эта фатальная ошибка партийцев была просчитана их оппонентами заранее. В один миг «притесняемый Москвой» губернатор стал, как в давние времена, любимцем области. Надолго или нет, но ему простили все накопившиеся претензии. И победа связки Евдокимов-Субботин стала неизбежной. Напрасно партийные агитаторы оклеивали город слоганами «Быть добру!» и «Добро победит!» Ассоциировать Савченко с добром пришло в голову лишь каждому третьему из пришедших к урнам во втором туре избирателей.
Мартовские выборы мэров уже стали историей. Вероятно, впереди ещё «награждение непричастных и наказание невиновных». Вот только осознают ли партийные стратеги, что парадигма на глазах меняется? По мере накопления усталости от кризиса схватки на местных выборах сделаются всё ожесточённее. И знамени с портретом по-прежнему популярного премьер-министра будет всё чаще недоставать для убедительных побед. Возможно, это и есть главный сегодняшний вызов для «партии власти». А от способности ответить на него зависят ближайшие перспективы «Единой России».
Георгий Чижов – вице-президент Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.