Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
23.03.2009 | Светлана Самойлова
Дмитрий Медведев готовится к саммиту G20
Пресс-служба президента России опубликовала текст предложений РФ к саммиту глав G20 в Лондоне 2 апреля 2009 года. Тем временем, между западными странами развернулась острая полемика о мерах по выходу из мирового кризиса.
Россия, Европа и США активно готовятся к лондонскому саммиту. Обсуждение основных приоритетов в антикризисной политике и необходимость их согласования, выявили ряд значительных расхождений между США и Великобританией, с одной стороны, и Францией и Германией с другой. Признавая приоритетными два направления антикризисных мер – финансовые вливания в экономику и реформа мировой финансовой системы – они расходятся в масштабах и первоочередности этих мер.
Франция и Германия отвергают требования США расходовать больше денег для выхода из рецессии и утверждают, что G20 должна сосредоточиться на ужесточении регулирования. Великобритания склоняется к тому, чтобы принять сторону США. Как заявила Ангела Меркель в рамках визита в Великобританию, если от Германии потребуются дополнительные средства по стимулированию своей экономики, то решение об этом будет принимать сам Берлин, а не G20.
Франция и Германия также отвергают требование США снизить налоговую нагрузку на 2% ВВП. В данном случае столкнулись два противоречивых подхода: США, имея больше эмиссионных возможностей, настаивает на первоочередном стимулировании спроса и поддержке бизнеса. Европа, ограниченная в ресурсах, настаивает на первоочередном изменении мировой финансовой системы и только затем – расширении мер по финансовому стимулированию экономики. Председатель ЕК Жозе Мануэль Баррозу призвал страны «избегать ложного выбора между финансовыми стимулами и улучшением регулирования». Однако при этом он фактически выступил на стороне Германии и Франции, указав, что «ЕС и его члены предоставят по меньшей мере 400 миллиардов евро ($517 миллиардов) экономике в 2009/2010 году, что означает как минимум 3,3 процента ВВП... Это соответствует вливаниям других».
Гораздо более резко высказался премьер-министр Чехии – страны, председательствующей в ЕС - Мирек Тополанек. Он обвинил США в попытках решать свои «проблемы за счет остального мира» и призвал страны ЕС к «единству» перед лицом такой политики Вашингтона. Тополанек, в частности, отметил, что принимаемые в США «различные спасательные пакеты, а также протекционизм, который выражается в призывах покупать американские товары, национализации... - все это приводит к тому, что Америка решает свои проблемы за счет остального мира».
По итогам прошедшего 19 марта саммита ЕС европейские лидеры предпочли массированным вливаниям «точечную» борьбу с кризисом с помощью увеличения капитала МВФ. «Мы делаем достаточно»,— заявил Тополанек. Предложения Великобритании, по сути, дублирующие инициативы США, были отвергнуты.Тем временем, Россия оказалась в стороне от этой дискуссии. Если раньше Москва пыталась выработать с европейскими странами некие общие подходы, предложить свое видение и заручиться поддержкой хотя бы отдельных стран, то сейчас предложения России становятся более обособленными и более радикальными. Если Европа и США выступают за реформу действующих институтов и стандартов, то Россия предлагает создавать все с нуля.
По данным «Коммерсанта», основные антикризисные предложения России изменились после саммита финансовой G20 в феврале. Окончательная версия стала больше и жестче февральского варианта. Так, фигурировавшие и в ранних вариантах предложения о выработке единых стандартов бюджетной политики стран G20 превратились в формулировку «страны должны принять на себя обязательства руководствоваться международными правилами макроэкономической и финансовой дисциплины». Документ развивает одновременно идею создания «региональных финансовых центров» (одним из которых, очевидно, должна быть Москва) и формирования общих наднациональных принципов регулирования финансовых рынков и в определенной степени — экономической политики на принципах «демократичности и равномерной ответственности за принятие решений». «Предлагаем разработать и принять международное соглашение, определяющее глобальные стандарты регулирования и надзора в финансовом секторе — Standard Universal Regulatory Framework (SURF)»,— указывается в документе. Напомним, что финансовая G20 приняла решение о расширении и изменении стандартов уже существующих международных ассоциаций и организациий по контролю над отчетностью над рынками.
Однако наибольший резонанс вызывала идея о создании мировой «наднациональной», или же «суперрезервной», валюты, призванной, исходя из логики текста, стать резервной валютой для центробанков и эмиссионных институтов всех стран G20, в том числе эмитентов нынешних резервных валют — доллара США, британского фунта, японской иены, швейцарского франка.
Обособляется и позиция России по реформе МВФ. По итогам финансовой G20 было поддержано предложение США об окончательной реформе МВФ в две стадии к 2011 году без аннулирования итогов текущего раунда. Москва же предлагает итоги текущего раунда все же аннулировать. Министр финансов России Алексей Кудрин уже в Великобритании заявил, что наша страна из-за экономических трудностей не сможет увеличить свою долю при следующем перераспределении квот.
И, тем не менее, позиция России ближе к европейской. Кудрин заявил, что потенциал снижения налогов в России исчерпан. Москва также выступает в первую очередь за реформу мировой финансовой системы, хотя при этом внутри страны придерживается в большей степени американской политики масштабных вливаний в экономику (хотя в последнее время доля расходов на антикризисные меры в процентном соотношении сократилась с 14% ВВП до 6,4%).
Это вызвало в СМИ неоднозначные оценки. Так, «Коммерсант» написал, что в целом российский документ намного более резок, экстравагантен и декларативен, чем итоговые документы встречи G20 в Хоршеме. Последние выглядят менее политизированными и намного более технологичными, чем документ РФ. По данным газеты, в Москве не слишком рассчитывают на понимание на саммите G20 в Лондоне, на котором выступит Дмитрий Медведев. Источники, близкие к администрации президента, пояснили «Коммерсанту», что содержащаяся в «Предложениях» идея созыва по итогам саммита G20 в Лондоне «международной конференции» по определению «нового мирового финансового порядка» предполагает проведение этого мероприятия в Москве.
С развитием мирового финансового кризиса Россия пыталась взять в свои руки инициативу по выработке единых антикризисных мер, активно взаимодействуя, в первую очередь, с Европой. Москва рассчитывала, что растущая на фоне кризиса озабоченность ЕС ролью США позволит объединить усилия России и Европы, и при этом политизирует экономические проблемы. Это еще больше затрудняло достижение консенсуса внутри G20. Наконец, острое течение кризиса в России значительно ослабило интерес к России как к перспективной экономике со стороны западных стран, начавших более активно взаимодействовать по поиску антикризисных рецептов с Китаем. В итоге, фактическая обособленность России привела к радикализации ее предложений, ориентированных не столько на понимание Запада, сколько на позиционирование в публичном пространстве в качестве активного игрока, выдвигающего самостоятельные идеи. В то же время такая политика направлена, в том числе, и на продвижение России как полноценного члена финансовой G20.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.