Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

06.04.2009 | Светлана Самойлова

G20: скромное падение американоцентризма?

2 апреля в Лондоне прошел саммит G20, по итогам которого лидеры приняли решение о вливании в мировую экономику около $5 трлн. Главный итог – согласованная между всеми участниками декларация, которая вводит новые принципы контроля над мировой финансовой системой.

Саммит начинался в крайне напряженной атмосфере: между лидерами развитых стран сохранялись острые разногласия. Франция и Германия отвергли требования США расходовать больше денег для выхода из рецессии и утверждали, что G20 должна сосредоточиться на ужесточении регулирования. Они также не согласны с требованием США снизить налоговую нагрузку на 2% ВВП. США, имея больше эмиссионных возможностей, настаивает на первоочередном стимулировании спроса и поддержке бизнеса. Европа, ограниченная в ресурсах, настаивает на первоочередном изменении мировой финансовой системы и только затем – расширении мер по финансовому стимулированию экономики. Противоречия казались настолько сильными, что президент Франции Николя Саркози в преддверии саммита пригрозил покинуть мероприятие, если позиция Франции не будет учтена. Саркози выступил за создание специального международного надзорного органа, а также четкое определение «налогового офшора» и санкций против стран, не желающих проводить соответствующие реформы. В преддверии саммита США отвергли любую возможность внешнего контроля за регулированием национальных финансовых рынков (за это выступали ЕС и Россия), международного контроля рынка деривативов. Инициативы РФ и Китая по мировой резервной валюте также отвергнуты ЕС. В итоге ближе к саммиту его повестка дня резко сузилась до обсуждения более общих для всех тем: реформа стандартов отчетности МСФО, борьба с протекционизмом и офшорами.

Итоговый документ в СМИ уже назвали «концом модели либерального капитализма», падением «американоцентризма». Франции и Германии удалось включить в итоговый документ принципиальное для них положение о том, что ни один финансовый продукт или инструмент, ни один участник мирового финансового рынка не останется вне контроля и системы регулирования. «Время банковской тайны закончилось», - говорится в документе. Затем ОЭСР обнародовала список юрисдикций, не отвечающих требованиям G20 о сотрудничестве по вопросам уклонения от налогов и «отмывания денег» (наибольшие претензии в этом вопросе – к Филиппинам, Малайзии, Коста-Рике и Уругваю). Главы государств и правительств ведущих индустриальных держав мира в документе объявили о том, что берут обязательства «поставить под контроль» крупнейшие хедж-фонды и осуществлять мониторинг их деятельности через специально созданное для этого агентство и Международный валютный фонд. В то же время говорить о проигрыше США нельзя: Вашингтон фактически заблокировал попытки реформы нынешней финансовой архитектуры. G20 отказалась от выработки новых единых принципов регулирования финансовых рынков и экономической политики, сохранив регулирующие воздействия за системой «МВФ—Всемирный банк—многосторонние банки развития» (MDB, в их числе ЕБРР, Азиатский и Африканский банки развития).

На поддержку мировой экономики принято выделить $100 млрд. В принятой декларации также говорится, что в целом на поддержку национальных экономик лидеры стран G20 потратят около $5 трлн – именно такая сумма уже фактически заложена в бюджетах. Требование США о фиксировании конкретных новых сумм отклонено. Финансовые ресурсы МВФ будут увеличены до $750 млрд (США настаивали на $1 трлн, Европа – на $500 млрд). Еще $50 млрд будут получены в результате продажи запасов золота: эти средства пойдут на помощь беднейшим странам.

Результаты саммита были очень позитивно восприняты его участниками, и мировыми торговыми площадками: индексы ведущих фондовых площадок выросли за день на 4-6%. Цены спотовых поставок нефти на нью-йоркской и лондонской биржах выросли на $3,8-4,2. «Мы достигли очень хорошего, почти исторического компромисса», - заявила немецкий канцлер Ангела Меркель. «Речь идет о решениях, которые сравнимы с теми, что были приняты в 40-х годах прошлого века при создании Бреттон-вудской системы, - говорит президент Франции Саркози. - Англосаксонская модель имела свои преимущества, но мы не можем допустить повторения экономических кризисов, аналогичных нынешнему».

Тема создания наднациональной валюты на основе SDR (специальных прав заимствования) МВФ на саммите была полностью проигнорирована. Напомним, что сначала российский президент выступил с предложением ввести наднациональную валюту. Затем о необходимости создания резервной валюты на базе SDR заявил Китай. В преддверии саммита Россия значительно рационализировала свои предложения, отказавшись от «продавливания» наиболее спорных и нереалистичных. Уже на самом саммите Медведев заявил, что идея резервной валюты просто не «созрела», и к ее обсуждению G20 вернется в скором будущем.

Перед прибытием в Лондон, Медведев попытался заручиться поддержкой стран СНГ, претендуя на роль главного представителя интересов не только России, но и всего постсоветского пространства. На встрече с главами Минфинов и ЦБ стран СНГ Медведев рассказал о предложениях России и пообещал затем лично проинформировать об итогах саммита. Однако подобная тактика адресована как лидерам G20, так и самим правительствам стран СНГ, среди которых Россия пытается выступить как главный кредитор антикризисных мер.

В целом выступление Медведева было гораздо более взвешенным, чем предложения, обнародованные в середине марта к саммиту. Позиция Москвы в целом выглядит сбалансированной, однако большинство ее идей не были поддержаны. Так, он предложил организовать тесную координацию национальных макроэкономических политик, чтобы снизить угрозу протекционизма, публиковать данные о недобросовестных менеджерах и собственниках компаний, действия которых привели к банкротству. Не вошла в коммюнике и идея России о создании глобальной финансовой разведки. Решение о разработке международного соглашения, определяющего стандарты регулирования и надзора в финансовом секторе, могло бы стать сильным политическим сигналом, говорилось в тезисах Медведева. Финансовое регулирование предложено контролировать с помощью Форума финансовой стабильности, чьи функции должны быть расширены. Тем самым, Медведев, по сути, присоединился к компромиссу, достигнутому между Францией-Германией и США: форум по итогам саммита преобразован в Совет финансовой стабильности. Медведев также вновь вернулся к мысли об усилении региональных валюты и осторожно покритиковал США (не называя их прямо) за безответственность. Дмитрий Медведев подчеркнул, что у России нет стремления упразднить существующие институты, ослабить доллар, фунт или евро. По словам помощника президента Аркадий Дворкович, Дмитрий Медведев высказал предложение выделить Международному валютному фонду не меньше одного триллиона долларов при условии проведения серьезной реформы этого института.

Россия взяла на себя обязательства выделить $100 млн в ближайшие три года на борьбу с мировым финансовым кризисом. Как пишут «Ведомости» - это один из самых скромных результатов: даже Бразилия готова предоставить $200 млн.

Саммит G20, несмотря на относительно скромные итоги, в действительности является серьезным шагом к формированию новой системы мировой политики и финансовой архитектуры: развитые страны де-факто признали ущербность формата G8, который расширяется за счет других экономик. Одновременно происходит и масштабный пересмотр мировых ценностей: либеральные принципы регулирования дискредитированы, а им на смену идет более жесткий контроль и ценности «морального капитализма». Важно отметить, что Франция и Германия в публичном пространстве сумели закрепить политический успех саммита за собой.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net