Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.04.2009 | Николай Пахомов
Не до лазеров
Президент Соединённых Штатов является верховным главнокомандующим. Понятно, что в делах военных главным его помощником должен быть министр обороны в нынешней администрации, как и в прошлой, - Роберт Гейтс. Однако после презентации нового военного бюджета глава Пентагона дал основания думать, что помочь Обаме он способен и при решении другого сложнейшего вопроса: новый военный бюджет обострит борьбу президента со стремлением конгрессменов за бюджетный счёт обеспечивать свои перевыборы.
Проблема эта старинная. Ещё в восемнадцатом веке знаменитый английский политик и философ, один из основателей идеологии консерватизма, Эдмунд Бёрк объяснял своим избирателям из Бристоля, что, став депутатом национального парламента, он думает прежде всего об интересах всей Великобритании, а не своего избирательного округа. Американские конгрессмены понимать этого не желают. Изо всех сил они стараются за бюджетный счёт профинансировать какой-нибудь, как правило, затратный проект в своём округе, чтобы переизбраться на следующий срок.
Учитывая, что подобный проект находится почти у каждого конгрессмена, на и без того давно и сильно дефицитный бюджет ложится серьёзная дополнительная нагрузка, не координируемая отдельной государственной политикой и, следовательно, часто бессмысленная.
Во время президентских выборов Барак Обама и Джон МакКейн соревновались в том, кто пообещает искоренить эти траты быстрее и тщательнее. Став президентом, Обама убедился, что в реальности сделать это очень сложно – новый бюджет содержит таких проектов на миллиарды. Теперь же следует ждать нового столкновения, повод для которого дал министр обороны Гейтс.
Дело в том, что, представляя новый военный бюджет, он объявил о серьёзных изменениях: сократятся работы, выполняемые сторонними компаниями по заказу Пентагона; Америка будет более тщательно готовиться не к мировой войне, а к борьбе с партизанами, и по этой причине будут свернуты многие программы разработки самых современных вооружений.
Сокращение контрактников, вероятно, начато в целях показательных: Пентагону Обамы надо продемонстрировать своё отличие от Пентагона Буша, где привлечение сторонних компаний для помощи военным не только достигло беспрецедентного уровня, но и привело к беспрецедентным нарушениям. Сейчас речь идёт не о том, что десятки тысяч американских солдат в Ираке вдруг начнут сами чистить свои туалеты – без контрактников из беднейших уголков планеты, работающих часто буквально за еду, обойтись там получиться едва ли. Гейтс планирует начать сокращение внешних служащих, помогающих вашингтонской бюрократии. Польза этой идеи сомнительна: если заменять их (а это тысячи) государственными служащими, то и нагрузка на бюджет ляжет новая, да и квалифицированные сотрудники охотнее идут работать в частный сектор.
Куда интересней предложения Гейтса о сокращении программ разработки новейших вооружений. Многие из этих программ были задуманы ещё в эпоху «холодной» войны, когда в качестве основного противника рассматривались советские вооружённые силы. Конечно, при некотором размышлении такие дорогостоящие и фантастические вооружения (например, самолёт, оснащённый лазером) можно было признать ненужными и тогда – уж если бы война сверхдержав перешла бы из «холодной» в горячую фазу, произошёл бы обмен ядерными ударами, способный уничтожить человеческую цивилизацию. Ещё меньше смысла в них стало в начале двадцать первого века – скажем, для суперсамолёта F-22 не найти противников ни в Ираке, ни в Афганистане. (В последнем даже с железными дорогами туговато.)
От слов о необходимости реформирования военных доктрин Пентагон переходит к делу. При этом не следует ждать сокращения расходов – новый военный бюджет составляет 534 миллиарда долларов, что больше нынешних расходов на четыре процента. Из этих денег на войны в Ираке и Афганистане пойдут 130 миллиардов. В отличие от прошлой администрации нынешняя говорит об этих расходах точно, не пряча их в других статьях.
Однако такая честность ещё не гарантирует одобрение законодателей. Во-первых, уже сегодня слышна критика военных планов Обамы от либеральных конгрессменов его же партии – обещанного немедленно прекращения войны в Ираке так и не случилось, да и в Афганистане теперь будут воевать серьёзно. В этой непростой ситуации Гейтс, объявив о сворачивании многих программ, рискует навлечь на администрацию ещё больший гнев законодателей.
Во-первых, все компании ВПК, лишившиеся из-за решения Гейтса многомиллиардных, иногда фактически бесконечных контрактов, давние клиенты лоббистов, умеющих убеждать конгрессменов. Во-вторых, сворачивание этих проектов – это, как правило, уничтожение рабочих мест. Например, лишь несколько штатов из пятидесяти не участвовали в производстве F-22. Первым делом разгневанные граждане спросят со своих депутатов. Мало оснований предполагать, что те в ответ будут использовать аргументы Бёрка – целая группа влиятельных конгрессменов во главе с кочующим между двумя основными партиями формально демократом Либерманом уже заявила, что Гейтс получит достойный отпор. Если это случится, то можно будет говорить о серьёзном поражении Обамы не только с точки зрения военного строительства, но и, прежде всего, в деле борьбы с вашингтонской системой «легальной» коррупции.
Николай Пахомов - эксперт Института демократии и сотрудничества (Нью-Йорк)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.