Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

07.05.2009 | Татьяна Становая

Годовщина тандемократии

Сегодня общественность и СМИ подводят итоги года правления Дмитрия Медведева на посту президента России. Именно 7 мая он вступил в должность, введя в действие систему тандемократии. При этом ровно год исполнился с того момента, как премьер-министром стал национальный лидер Владимир Путин. В адрес обоих лидеров звучат самые разные оценки: от подчеркнуто позитивных до остро критичных. Однако очевидно одно – это был один из самых трудных периодов для власти и страны за последние 9 лет.

Прошедший год был одним из самых интересных: на фоне благополучных и стабильных лет правления Владимира Путина, предстояло испытать новую систему управления, предусматривающую двух лидеров. Надо признать, что за это время опыт работы этого механизма мало ясности принес в отношении того, как функционирует тандемократия: существует ли один центр принятия решений (внутри единого тандема) или их два. А может кто-то из лидеров главнее или между ними четко распределены полномочия? В общем, эта тема требует отдельного разговора, но в контексте годовщины важно признать одно (и с этим вряд ли кто станет спорить) – тандем показал свою жизнеспособность. Ни одного признака конфликта между двумя лидерами, ни одного признака разногласий. Конечно, были некие «эпизоды», которые можно трактовать как межэлитные споры. Однако они касались, как и ожидалось, преимущественно команд двух лидеров. «Охранители», или консерванты, ориентированы на Путина, на защиту «вертикали власти», на сохранение «наследия» и неизменность «курса». Есть государственные олигархи, которые при помощи разных причудливых форм (типа госкорпораций) контролируют огромные активы в целых отраслях экономики и которые также «взращены» Путиным и ориентированы на его экономическую политику. Есть «стерилизаторы», как назвал их первый замглавы президентской администрации Владислав Сурков (идеолог «охранителей»), - это Минфин и ЦБ. Наконец, формируется и некое окружение Медведева, которое всячески демонстрирует свою дееспособность и готовность генерировать экономический курс (Аркадий Дворкович), а также определять общее направление развития государства в сторону либерализации (ИНСОР).

Собственно, обособление этих групп было вполне естественно: одни получают шанс возвыситься в связи с приходом нового лидера на пост президента, другие опасаются утратить позиции в связи с утратой монополии Путина на принятие решений. Важно в данном случае одно – тандемократия работает и разногласия между отдельными группами пока успешно «разруливаются».

На год президентства Медведева, на период первого опыта опробования системы тандемократии (что создает дополнительные риски), пришлось два сильнейших испытания. Это война в Грузии и финансовый кризис. Есть предположение, что тандем, в условиях которого Путин «делит ответственность» с менее политизированным Медведевым (а это всегда в большей степени способствует свободе принятия решения), способен принимать более жесткие решения, к которым можно отнести, например, признание независимости Южной Осетии и Абхазии. Подводя итоги можно сказать, что Россия вышла из грузинского кризиса скорее победителем: Европе и Западу в целом была навязана позиция Москвы и дальнейшее противостояние и критика в адрес Кремля были свернуты. Зато в сфере энергетического сотрудничества скорее накапливается комплекс проблем, затрудняющих реализацию российских интересов.

Что же касается кризиса, то здесь президент и его линия оказались все-таки в тени экономической деятельности правительства: Владимира Путина, Игоря Шувалова, который возглавил «антикризисный штаб», Алексея Кудрина, написавшего новый бюджет, Игоря Сечина, лоббировавшего помощь промышленности.

Президентство Медведева обозначилось и началом ряда крупных реформ. Политические реформы, в числе которых оказались и конституционные, можно разделить на те, что были задуманы еще Путиным (скорее всего, это увеличение срока президентских полномочий, меры, де-факто, усиливающие возможности партии власти), и те, что подтверждают идентичность Медведева, являются для него возможностью самоутвердиться как политическому лидеру (это меры, плюрализирующие политическую системы, например, снижение барьера для регистрации партий). Начались и чисто медведевские реформы – судебная, реформа системы исполнения наказаний, реформа госслужбы и антикоррупционные инициативы. Оценить их пока невозможно – продвижение в лучшую сторону здесь может занять не одно десятилетие.

Корректируется и кадровая политика. Как подсчитал «Коммерсант», с 7 мая 2008 года Дмитрий Медведев подписал 373 указа с назначениями. Владимир Путин за первый год президентства принял 241 такой указ. Это говорит в первую очередь о том, что Медведев не стал проводить активную кадровую ротацию, сохраняя опору на путинский «призыв». Однако это также означает, что Медведев за счет тесной связки с Путиным и общности политического интереса реализует более свободную кадровую политику тандема в целом, чем Путин в 2000 году – тогда он работал с «чужой» элитой, а Медведев с «путинской», то есть с той, к которой он относится сам. По сути, ему досталась «путинская» администрация президента (несмотря на некоторые обновления) и «путинское» правительство. Важнейшим «секретом» успеха тандемократии стала его способность «развести» конфликтующие группы влияния. Группа «питерских чекистов» была, по сути, расформирована: интересы Игоря Сечина локализованы в области ТЭКа и промышленности, Николай Патрушев ушел в СБ России, Виктор Иванов возглавил ФСКН. На федеральном уровне никаких кадровых революций не произошло.

Зато на региональном уровне Медведев заменил 14 и переназначил двух губернаторов. Многим запомнилось увольнение сразу четырех губернаторов в феврале этого года. В этом проявилось одно из коренных отличий кадровой политики Путина и Медведева. Первый предпочитал осторожность в кадровых вопросах, не связанных с острыми политическими проблемами или конфликтами (здесь, напротив, Путин всегда действовал жестко). Медведев же проявляет больше решительности там, где острота кадровой проблемы не так очевидна. Еще одно свойство медведевской кадровой политики – готовность реагировать на запросы общественности, чувствительность к общественно значимым темам. Самый яркий пример – увольнение главы ГУВД Москвы Владимира Пронина после расстрела его подчиненным людей в супермаркете.

Последнее, что важно отметить – это новый стиль политического лидерства. Путин всегда был более агрессивен, более жесток в своей риторике, он оставался «ястребом» и в диалоге с общественностью, и в диалоге с оппозицией, и в диалоге с Западом. Медведев подчеркнуто ориентирован на диалог, на понимание, на снятие напряженности. При этом он сохраняет преемственность позиций и курса, меняя скорее тактику, а не курс, и всегда подтверждает готовность быть жестким, если того требует момент (например, как это было в его комментарии по поводу несанкционированных акций оппозиции).

Сегодня, когда все пристально вглядываются в первый медведевский курс, многие забывают о той, как казалось, совершенно неестественной роли, которую играет Владимир Путин. Ведь это его первый год на посту премьера, позиция политически крайне рискованная, требующая огромных усилий для того, чтобы, с одной стороны, не «провалиться» в текучку и не потерять свой статус национального лидера (он обветшал, но реальным лидером Путина продолжает считать подавляющее большинство населения), с другой стороны, не переусердствовать и не затмить своим «рейтингом» преемника, которому нужно также самоутверждаться. В этом есть своего рода политическое мастерство, которым, как показал первый год тандемократии, прекрасно овладел Путин.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net