Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

18.05.2009 | Татьяна Становая

Медведев занялся экономикой

13 мая президент России Дмитрий Медведев провел совещание с экономическим блоком правительства, на котором вновь раскритиковал одно из ключевых антикризисных решений правительства. Открывая совещание, Медведев в своем вступительном слове сначала отметил, что правительству в рамках поддержки банковской сферы удалось стабилизировать ситуацию, создать систему беззалогового кредитования банков, выдать достаточное количество так называемых субординированных кредитов. «Таким образом, проблемы пополнения банковской ликвидности, сохранения нормальной стабильной системы расчётов в стране, сохранности сбережений граждан (что, наверное, самое главное) – эти проблемы были решены», - сказал он. Однако почти сразу он перешел к проблемам. Медведев указал на так и нерешенную проблему «тромбов»: недоступность кредитов для населения и реального сектора.

Напомним, что недавно эта тема также поднималась на совещании у премьер-министра Путина. Тогда он заявил, что банки должны кредитовать по более низким ставкам: ставка рефинансирования плюс 3%. Медведев фактически повторил это требование, похвалив в этом контексте и кабинет министров. Однако затем он обрушился с критикой за слишком медленную подготовку законопроекта о докапитализации банков. «Я хотел бы понять: это решение принято? Где нормативный материал? Где проект закона?», - обратился он к вице-премьеру, министру финансов Алексею Кудрину. Министр в ответ заявил, что законопроект будет до конца недели.

Однако наиболее интересна критика Медведева в отношении одной из главных идей антикризисной программы – системе госгарантий по кредитам банков. «С этой темой получилось, мягко говоря, неблестяще… Было зарезервировано 300 миллиардов рублей на эти цели, из них ни рубля не выдано, то есть прежняя идея государственных гарантий провалилась. Сейчас не хочу никого конкретно обвинять в этом… В любом случае нам нужно сейчас завершить подготовку нормативного материала о том, чтобы государственные гарантии предоставлялись на основе солидарности ответственности государства за те обязательства, которые будут обеспечиваться этой гарантией», - заявил президент. По словам Кудрина, соответствующий законопроект уже готов и через две недели будет окончательно согласован. «Нужно быстрее всё это выпускать, потому как эти деньги все ждут, а система госгарантий до сих пор не работает», - заявил он.

Как заявил «Коммерсанту» один из высокопоставленных участников совещания, обсуждается возможность обращения банка при возникновении проблем по кредиту непосредственно к гаранту, то есть государству. В рамках «субсидиарного» принципа госгарантий заемщик-предприятие является единственным ответственным за погашение кредита банку, а государство отвечает гарантиями только в случае, если судом установлена в процедуре банкротства несостоятельность заемщика. В этом случае банк может получить от банкрота средства, когда пройдет около полутора лет с момента начала процедуры банкротства. Именно поэтому банки отказывались от кредитования, ссылаясь на неэффективность системы гарантий. В случае введения «солидарной» ответственности, в момент, когда заемщик прекращает платить, ответственность по погашению кредита переходит к государству.Крупные заемщики давно жаловались на провал схемы госгарантий. Наиболее громко об этом говорил АвтоВАЗ, который даже не стал подавать заявку. Автопроизводителя не устраивала и максимальная сумма гарантий в размере 10 млрд рублей и доля не более 50% от кредита. Банки же откровенно не спешили одобрять заявки, по которым вернуть долги было практически невозможно. В итоге получилась ситуация, при которой компании, близкие к государству, рассчитывали на эксклюзивные схемы (как АвтоВАЗ, получивший 25 млрд рублей через имущественный взнос от «Ростехнологий»), остальные же компании были вынуждены искать средства на рынке или продавать активы.

Идея госгарантий была разработана под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, который возглавил своего рода антикризисный штаб в правительстве. Главная идея столь жесткой схемы была в том, чтобы обезопасить государство от плохих долгов: основные риски ложились на банки. Эта ситуация устраивала и финансовые власти. Банки при этом оказывались под напором критики. В конце марта зампред правления Сбербанка Белла Златкис признала, что в существующих условиях кредитовать невозможно. По ее словам, гарантии должны предоставляться на 100% кредита, а ответственность должна быть солидарной. Как заявил «Ведомостям» чиновник, участвовавший в подготовке проекта, решение давалось трудно. «Большинство претендентов на гарантии не слишком благополучны, риск неплатежей по таким кредитам велик, и было ощущение, что государство «просто набирает плохих долгов». Но пришлось пойти на уступки банкам, заявил он изданию.

Между тем, идея президента может встретить сопротивление Минфина. Замминистра финансов Дмитрий Панкин заявил «Ведомостям», что по новой схеме через 30 дней после того, как заемщик не ответит на требование, кредитор, не дожидаясь реализации залога, сможет обратиться в Минфин за исполнением госгарантий. При этом такая схема, по его мнению, является мягким вариантом субсидиарной ответственности. Для Минфина этот факт очень важен, подчеркивает Панкин: в случае с солидарной гарантией кредитор к заемщику может не обращаться. При этом вице-премьер и министр финансов России Алексей Кудрин и вовсе заявил, что в бюджете этого года «живых» денег зарезервировано только 30 млрд руб вместо 300 млрд, заложенных бюджетным законом.

Несмотря на то, что критика Медведева не носила персонифицированного характера, это стало новым свидетельством недовольства президента работой правительства. Ранее Медведев критиковал, как и Путин, лишь отдельные ведомства (например, МЭР и Минпромторг за затягивание решения по законопроекту «О торговле») или правительство за нарушение сроков реализации решений. Последний раз это было на совещании в Кирове, где Медведев пригрозил подумать «в широком смысле» об исполнительской дисциплине.

Принципиальная же критика звучала лишь один раз – на встрече с представителями «СР». Так, 5 мая на совещании со «справоросами», Медведев неожиданно признался: «Надо сказать, что здесь Вы попали в точку, что называется. Надо признаться откровенно, прямая государственная поддержка фондового рынка ни к чему не привела. Это закономерности, которые на самом деле имеют мировой характер. Фондовый рынок развивается по собственным закономерностям». Причем данное утверждение звучало как поддержка критики со стороны «СР». Однако стенограмма на сайте президента не дает для этого оснований. В выступлениях Миронова, Левичева и Бабакова нет ни слова о прямой поддержке фондового рынка. Получается, что данная критика – это собственная инициатива президента.

Уже 15 мая стало известно, что президент намерен создать специальную комиссию по модернизации и технологическому развитию экономики. «Я считаю правильным, что этими вопросами (перехода на инновационный путь развития экономики) занимается президент, поэтому я создам отдельную комиссию», - заявил Медведев на совещании. «Будем работать в регулярном ключе с правительством, субъектами Федерации, экспертами, и надеюсь, при максимально широком вовлечении бизнеса», - отметил глава государства. Таким образом, президент создает собственную площадку, непосредственно подконтрольный ему механизм выработки экономической политики, альтернативный правительству. Это особенно важно на фоне разногласий с Минфином (ярким свидетельством этого была недавняя жесткая дискуссия между Кудриным и помощником президента Аркадием Дворковичем). При этом, разъясняя позицию Медведева, Дворкович подверг критике экономическую политику предыдущих лет. «Уход от чрезмерной зависимости бюджета от экспортных доходов от только одного-двух источников - это одна из задач, - сказал Дворкович. - Нам нужно создавать другие отрасли, ниши, где мы будем конкурентоспособны». «Шаги нужно делать не в отдаленной перспективе, а в уже ближайшие 5-10 лет, иначе мы всегда будем подвержены колебаниям мировой конъюнктуры, которые мы видели в последнее время», - отметил он. По словам помощника президента, именно из-за этого Россия больше, чем многие другие страны, пострадала во время финансового кризиса: «Если бы мы успели за несколько последних лет эти ниши создать, эффект от кризиса был бы меньше».

Создание комиссии – это еще и прямой удар по вице-премьеру Сергею Иванову, который курирует аналогичную комиссию в правительстве. При этом сам Иванов в президентскую комиссию не включен. Показательно, что в конце апреля Сергей Иванов высказал свои опасения относительно развития нанотехнологий, признав их потенциально опасными. По данным «Коммерсанта», на более активное продвижение инноваций, в том числе и развитие нанотехнологий, президента подвиг именно глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Таким образом, в данной сфере развивается достаточно заметная конкуренция между президентскими и правительственными структурами.

Кризис, видимо, оказался серьезным испытанием для государства, не имеющего, особенно в условиях правления тандема, выработанного механизма согласования антикризисных решений между двумя центрами влияния. Неофициально считалось, что экономикой занимается кабинет министров, в то время как президент уделяет большее внимание институциональным реформам (судебная система, борьба с коррупцией и т.д.). В итоге, видимо, ряд решений оказался неконсенсусным и спорным с точки зрения главы государства, и Медведев воспользовался своим правом указать правительству на существующие проблемы.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net