Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

26.05.2009 | Борис Макаренко

Страсти по Единому государственному

Отзвенел последний звонок – значит, скоро еще один выпуск российских школ пойдет сдавать единый государственный экзамен. Вокруг этой составляющей реформы образования кипят немалые страсти. Да и мое собственное мнение разрывается между тем, что подсказывает разум: без ЕГЭ нам не выстроить систему полноценного среднего, тем паче – высшего образования – и полной чашей негативных эмоций, пережитых прошлым летом, когда этот ЕГЭ сдавала собственная дочь.

Что дает ЕГЭ? Во-первых, универсальную линейку, замеряющую уровень знаний выпускников средних школ. На возмущенные крики о том, что меряет плохо отвечу ниже, пока же констатируем факт: нынешняя система совмещает субъективизм школы средней, которая не заинтересована дисквалифицировать явного «двоечника», с субъективизмом (это чтобы не называть это коррупцией) высшей школы, которая вольна выстраивать вступительные испытания по собственному усмотрению, осмелимся предположить, разной степени корректности и объективности в разных вузах. Не случайно Президент России Д.Медведев недавно поддержал переход на ЕГЭ как «всё-таки более цивилизованный и более современный способ определить уровень знаний», несмотря на издержки переходного периода.

Что же это за издержки, и как их исправить? Большинство нынешних недостатков поддаются корректировке естественным и понятным путем: накопление опыта, гибкость мышления, качество администрирования. Но один недостаток – о нем ниже – исправить действительно почти невозможно.

Первый недостаток – само содержание ЕГЭ. В прессе приводятся грустные примеры неудачных или просто глупых заданий; в универсалистских по природе тестах сохраняется элемент, требующий субъективной оценки преподавателя (например, эссе в экзамене по русскому языку) с явно неудачной методологией проверки. Эту проблему можно решить только кропотливым методологическим трудом, к которому необходимо привлекать не только педагогов, но и ученых высшей школы и академической науки и обязательно – общественные организации, хотя бы как «адвокатов дьявола». Но ничего нерешаемого в данной задаче нет.

Вторая проблема – сомнение в способности ЕГЭ выявить талант, его нацеленность на «усредненное знание». Тут ответов сразу несколько. Во-первых, это самое «усредненное знание», так сказать, «обязательную программу» средней школы мы до сих пор замерять не умели – а потому и испытали состояние шока, когда ниже этого «среднего барьера» (попросту – «двоечниками») оказалось от 11% на экзамене по русскому до 23% - на математике и 25% - на литературе. На зеркало – ЕГЭ - неча пенять, коли рожа крива (т.е., знаний нет). Недаром на недавнем съезде ректоров звучали призывы ввести преподавание русского языка в вузе: преподаватели сталкиваются с тем, что в высшую школу приходят студенты, слишком плохо владеющие родным языком; вводить же русский в вузовскую программу, если речь не идет о профильных гуманитарных специальностях – непозволительная роскошь. Значит, прав ЕГЭ?!

Во-вторых, оценить и выявить талант могут и олимпиады, поступление через которые необходимо не только сохранять, но и расширять. Не избежать на обозримую перспективу и права лучших вузов на свое собственное (одно!) испытание. Любой компромисс создает лазейки для прошлых пороков, которые пытается исправить ЕГЭ, но «лазейка» - это несомненный прогресс по сравнению с безразмерной дырой коррупции и субъективизма, существующих в сегодняшней высшей школе.

В-третьих, много жалоб на случайность результатов ЕГЭ, непривычность детей к такой форме проверки знаний, фактор волнения и т.п. Привычку надо воспитывать – нужны не просто «натаскивание» на ЕГЭ, чем хорошие школы уже занимаются, но внедрение аналогичных по методике тестов хотя бы с 8-9 классов, чтобы успел выработаться навык. А случайность и волнение присущи привычным вступительным экзамен нисколько не в меньшей степени. Здесь у ЕГЭ как раз колоссальное преимущество, если сделать простую (и известную из мирового опыта) вещь: дать детям возможность неоднократной сдачи экзаменов (первая – бесплатно, последующие – за плату, покрывающую расходы государства на проведение экзаменов); это станет и стимулом для усиленной учебы, и минимизирует фактор случайности. По этой логике первая сдача должна состояться где-то в январе, а до лета – еще как минимум две даты сдач экзаменов, допустим, в марте и июне. Помимо всего прочего это решает проблему сдачи ЕГЭ для тех, кто поступает не со школьной скамьи, а после воинской службы или работы. Конечно, возрастают административные сложности, но сколько проблем решается. Мы все равно придем к такому алгоритму, так что лучше его не откладывать, а вводить сейчас, когда численность выпускных классов минимальна из-за «демографической ямы» начала 90-х.

В-четвертых, есть целый блок проблем на стыке методологии ЕГЭ и его психологического восприятия выпускниками и их родителями. Абсолютно недопустима система оценки, применявшаяся в прошлом году. Тогда ЕГЭ по русскому языку сначала оценивался из 60 баллов, а потом, с учетом плавающей переменной общероссийских результатов пересчитывался по стобалльной шкале (формулу пересчета с огромным трудом обнаружить удалось, «плавающую переменную» - нет, поэтому проверить расчет все равно не удалось). Допустим, все пересчитали корректно, но… ведь мы привыкли к пятибалльной шкале школьных оценок. Представьте, что вам, привыкшим все мерить в метрах и килограммах, говорят: мы вам посчитаем в милях и фунтах, а потом переведем в версты и пуды, а как – не скажем? Не возникнет ли у вас чувства, что вас дурят? Тем более, дурят в вопросе, имеющем колоссальное значение – ведь решается судьба ребенка? Если этот порок ЕГЭ исправлен, беру свои слова обратно, если нет - категорическая рекомендация: объявляться должен ОДИН! результат, и при этом должна быть возможность прийти и проверить, как этот результат получен. Отсюда – следующая тема. Столь болезненное и чувствительное для граждан нововведение непременно должно было сопровождаться, во-первых, разъяснительной кампанией, во-вторых, «терапевтическими механизмами» - горячей линией, грамотной апелляционной комиссией и т.п. В прошлом году этого не было вообще (не могу назвать грамотной систему апелляций, поскольку даже подача заявки на апелляцию заняла у нас 4 часа из-за банального раздолбайства людей, отряженных в апелляционную комиссию). Не вижу признаков «позитивного пиара» и в этом году. Чтобы снять психологические барьеры, нужно сделать ЕГЭ удобным для людей: повторяемым неоднократно (см. выше), прозрачным по системе оценки (см. выше), не допускающим никаких изменений в порядке проведения, если они не объявлены как минимум за год до вступительных экзаменов (чтобы дать детям подготовиться по четким правилам), трактующим (хотя бы на ближайшую перспективу) любое сомнение в результатах в пользу экзаменуемого. Все это настолько очевидные вещи, что остается только удивляться, как можно их не соблюдать.

Наконец, та самая нерешаемая проблема: честность и универсальность проведения экзамена. В больших городах она решается практически сама собой: здесь несложно так перемешать экзаменуемых и экзаменаторов, что любой «мухлеж» или даже «помощь» сдающему становятся запредельно сложным делом. А в малом городе и деревне, где все друг друга знают, где все учителя кончали один и тот же областной педвуз? Посмотрите, в каких населенных пунктах у нас самые высокие оценки по русскому, посмотрите, где меньше всего неудовлетворительных результатов, перекрестите эти показатели с данными об образовательном уровне населения (допустим, доля граждан с высшим образованием в населении, проникновение Интернета, объем продаж книг на душу населения) – у вас на руках будет полная карта коррупции в средней школе: потому что не может быть высоким уровень знания русского языка там, где мало читают по-русски. И здесь решения, увы, не видно – по крайней мере пока мы не решим все остальные проблемы и не сможем сосредоточиться на этой (способы борьбы-то есть, но о них – отдельный разговор). Пока укажем только на то, как НЕЛЬЗЯ бороться с этой проблемой – нельзя вводить показатель «неудов» по ЕГЭ в качестве параметра оценки региональной власти – в этом случае ЕГЭ сможет измерить лишь степень рвения чиновников от образования в спасении губернаторов.

«Цену вопроса» об эффективном ЕГЭ трудно переоценить. Если он не утвердится в профессиональном и общественном сознании как легитимная и объективная оценка знаний, провалится вся реформа образования. Напомним, на недавнем съезде ректоров высшей школы самых бурных и продолжительных аплодисментов удостоился не представитель власти, а депутат от КПРФ Олег Смолин, предложивший отменить или по крайней мере отложить обязательность ЕГЭ и «бакалавризацию всей страны». Увы, как и во многих других сферах, профессиональное сообщество думает в первую очередь о том, как бы сделать получше и поудобнее для себя, а не как решить модернизационную проблему. «Битва за умы» в этой области еще далеко не выиграна. А проигрывает в ней все наше молодое поколение, которое ни в чем не нуждается так сильно, как в качественном образовании.

Борис Макаренко – председатель Правления Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net