Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

01.06.2009 | Татьяна Становая

Послание консерваторов

25 мая президент России Дмитрий Медведев представил правительству свое второе бюджетное послание. Впервые был изменен формат презентации: Медведев лично выступил с краткой речью, в которой основное внимание сконцентрировано на ключевых тезисах послания. В отличие от послания 2008 года, нынешний документ является во многом «медведевским», означающим выстраивание президентской линии в государственной экономической и бюджетной политике.

Прежнее послание было обнародовано в июне 2008 года. Это был скорее технический документ (по сравнению с предыдущими посланиями), в котором минимизированы идеологические (либеральные или государственнические) приоритеты и отсутствовали политические оценки проводимой политики. Кроме того, это был исключительно минфиновский документ, который практически не подвергся правке со стороны президента и который не позволял говорить о позиции главы государства – она полностью отражала позицию Алексея Кудрина.

Нынешнее послание также традиционно является подтверждением консервативной позиции Минфина. В нем говорится о необходимости и дальше накапливать резервы, сдерживать рост расходов, а где-то и пересматривать обязательства (подробнее об этом ниже), провести их инвентаризацию, строить бюджетную политику исходя из пессимистического сценария развития экономики и кризисных явлений. «Поддержание макроэкономической стабильности является фундаментальным условием устойчивого развития экономики», - говорится в послании. В послании предлагается последовательно снижать дефицит и перейти к режиму жесткой экономии. Наконец, послание направлено на поддержку минфиновской бюджетной реформы, целью которой является реализация программно-целевого принципа планирования, переход на системы обязательных и дополнительных обязательств, отказ от неэффективных обязательств и ориентация на результат.

Однако нынешний документ значительно отличается по своему характеру от предыдущего, несмотря на то, что он построен на приоритетах «партии стабильности».

Во-первых, будучи документом, в целом, поддерживающим минфиновскую консервативную позицию в отношении финансовой и бюджетной политики, Бюджетное послание носит критичный характер в отношении ряда ее важных аспектов. Так, в самом начале послания говорится, что политикой последних лет была «заложена и хорошая основа для позитивных структурных изменений в экономической и социальной сфере». Несколько месяцев назад Алексей Кудрин в одном из интервью западному изданию обвинил правительство в упущенном времени, в отказе от проведения структурных реформ, которые снизили бы зависимость экономики от мировой экономической конъюнктуры. Это существенное расхождение: Кудрин тогда давал понять, что время для модернизации упущено, и надо сначала переждать кризис. Позиция президента иная (и ее не раз подтверждал помощник президента Аркадий Дворкович): именно кризис дает все основания начать сейчас модернизацию экономики для смягчения его последствий.

В послании нашла свое отражение и другая позиция Дворковича, противоположная точке зрения Кудрина. На известной апрельской расширенной коллегии Минфина, Кудрин призвал не «размывать бюджетные принципы». «Коллеги при планировании бюджета спрашивают меня: мы продаем или покупаем, мы даем госзаказ или оплачиваем бюджетную услугу? Считаю, мы должны быть заказчиками!» — уверенно объявил Алексей Кудрин. Это утверждение, как писал «Коммерсант», оспорил Аркадий Дворкович. «Если продаем, то хочется делать это подороже. Так что все-таки желательно покупать по выгодной цене, которую можно получить на рынке», - сказал он. Из дальнейшего выступления Дворковича можно было сделать вывод, что сказанное не просто игра слов, а часть концептуальных различий в подходах к формированию бюджета. Различий значимых, поскольку как раз помощник президента готовил проект очередного бюджетного послания президента. «Работа над ним завершится в ближайшие недели, и в нем будут ответы на многие вопросы, которые сегодня ставятся», - сообщил тогда Аркадий Дворкович. В послании президент занял четко позицию Дворковича в этом вопросе. Он заявил о необходимости переходить от производства медицинских, образовательных и иных социальных услуг населению к их приобретению государством на рынке.

Показательно, что по итогам презентации бюджетного послания в брифинге для журналистов приняли участие и Кудрин, и Дворкович, что подтверждает амбиции помощника президента на соучастие в выработке экономической политики. Тогда Дворкович заявил, что новый формат презентации документа подтверждает «важность консолидированной работы всех ветвей и уровней власти: и президента, и правительства, отдельных ведомств, Федерального Собрания, а также региональных органов власти, муниципалитетов, бизнеса». Речь идет о некотором размывании роли Минфина. Но что более интересно, перед журналистами Дворкович и Кудрин снова указали на разные приоритеты. Так, помощник президента заявил, что главным приоритетом должна быть модернизация экономики – на это будет направлен «весь бюджет». Кудрин же возразил, указав, что главное – это доступность финансовых ресурсов, а, значит, важна и стабильность, выраженная в низкой инфляции.

Во-вторых, это послание, которое достаточно жестко направлено против антикризисных инициатив «дирижистов» - сторонников мощной господдержки реального сектора. В данном случае имеет место совпадение позиций и интересов Минфина и президентских «либералов». «При реализации антикризисных мер нельзя решать сиюминутные проблемы в ущерб долговременным приоритетам, принимать решения, влекущие за собой рост неэффективных расходов, иждивенчество, консервацию сложившихся перекосов …», - эта жесткая оценка президента во многом адресована авторам наращивания госрасходов на поддержку отдельных компаний. При этом, конечно речи о полном сворачивании госпомощи не идет: президент предлагает жестко увязать ее оказание с выполнением требований повышения эффективности, необходимостью модернизации производства и гарантированном наличии рынка сбыта продукции. «Помощь должна выделяться только в обоснованных и выверенных размерах», - говорится в документе. Напомним, что на красноярском форуме Дворкович заявил, что «государство никого спасать не будет». По сути, это ключевой тезис, который нашел полное отражение в послании. В то же время такая точка зрения не противоречит и взглядам Кудрина, известного как сторонника жесткой экономии бюджетных средств.

До сих пор существенный акцент в антикризисной политике правительства делался на поддержку реального сектора. Медведев предлагает существенно пересмотреть эту практику, сделав ставку на стимулирование производства и поддержку рынка труда. Фактически президент публично инициировал пересмотр проводимой антикризисной политики (подробнее об этом в экономическом обзоре). Значительной ревизии подвергнута и межбюджетная политика. С политической точки зрения – это заявка на активное участие в выработке экономической политики в целом, что было чуть ранее подтверждено созданием президентской комиссии по модернизации экономики.

В послании нашла отражение и жесткая линия против крупных корпораций, выплачивающих руководству большие бонусы и отказывающиеся от выплаты дивидендов. Медведев четко дал понять, что дивиденды должны выплачиваться и, прежде всего, в публичных компаниях. Медведев также призвал выполнить поручение об ограничении бонусов топ-менеджерам компаний, получивших госпомощь.

В-третьих, послание впервые на таком высоком уровне оформляет и фиксирует позицию «партии роста», которая считает важнейшим приоритетом развития страны – модернизацию (что требует значительной финансовой господдержки) и против чего выступал Минфин). «Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты», - говорится в послании. Как уже упоминалось, позиция «партии роста» отражена в балансе с позицией «партии стабильности». Однако этот баланс делает интересы двух сторон не просто совместимыми, а взаимодополняющими. «Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов», - говорится в послании.

Это означает, что Медведев пытается уйти от конкуренции приоритетов, пытаясь совместить оба приоритета: стабильности и развития. В бюджетном процессе это будет означать не рост расходов на модернизацию, а, как сказано в послании, перераспределение расходов. Вряд ли это в полной мере соответствует позиции Минфина, чье консервативное видение заключается в минимизации любого рода расходов.

Налоговая политика также была предметом спора между «партией роста» и «партией стабильности». Первая настаивала на снижении НДС и на общем снижении уровня налогообложения. Минфин, напротив, говорил, что потенциал снижения налогов исчерпан. В послании дискуссия фактически закончена, что связано с объективной ситуацией: поступления от налогов упали настолько, что ставить вопрос о снижении НДС как самого собираемого налога никто не решится. В послании президент лишь ставит перед правительством задачу определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки, равно как и улучшение налоговых доходов, но не за счет их роста, а за счет улучшения налогового администрирования (еще один упрек в адрес Минфина и ФНС). Это подтверждается и словами президента на встрече с бизнесменами: глава государства указал, что сейчас все [все правительство] согласны с необходимостью снижения НДС. Однако в условиях кризиса это делать опасно: последствия снижения даже на 1% непредсказуемы, заявил Медведев. «Я вовсе не на стороне тех, кто считает, что не нужно ничего менять. Я, наоборот, скорее, идеологически считаю, что в период кризиса можно было бы что-то и дернуть, но это всегда вопрос выбора. Как бы нам не сделать так, что всё просядет. Вот это, может быть, самая опасная штука», - сказал он на встрече с бизнесом. То есть сейчас внутри власти сложился достаточно устойчивый консенсус: сейчас вопрос снижения НДС отложен. В самом послании Медведев лишь пообещал поставить вопрос о предоставлении предприятиям отсрочек для уплаты налогов, против чего также выступал Минфин.

В-четвертых, в послании уделил особое внимание чисто «медведевским» приоритетам госполитики: это антибюрократическая и антикоррупционная составляющие. В послании значительное внимание уделено проблемам улучшения механизмов госзакупок, снижения волокиты и коррупционности на стадии оформления разного рода документов для граждан, повышение ответственности органов власти и эффективности расходования бюджетных средств.

В-пятых, впервые с момента начала кризиса, в рамках послания, президент признал, что придется пойти на сокращение социальных расходов. Раньше со стороны власти и, прежде всего, Владимира Путина, гарантировалось сохранение всех социальных обязательств и даже их наращивание.Непопулярные меры президент попытался «упаковать» в наиболее понятный и приемлемый формат. Медведев признал, что нынешнее состояние российской экономики из-за финансово-экономического кризиса заслуживает негативных оценок, и не исключил ухудшения ситуации. Сами формулировки максимально закамуфлированы: речь идет о переходе к оказанию адресной социальной помощи, что на самом деле открывает путь к ревизии социальных обязательств и отказу от некоторых из них. «Средства, направленные на соцподдержку, не должны распыляться среди широкого круга получателей…», - говорится в послании, где предлагается исключить из числа получателей тех, кто в помощи реально не нуждается. Пока неясно, как и какие расходы будут пересматриваться. Этим предстоит теперь заниматься правительству, что может создавать для Владимира Путина определенные политические риски.

В качестве компенсационных мер президент предлагает значительно повысить уровень качества предоставления услуг населению. Хотя и эти меры открывают путь к переходу на рыночные основы и коммерциализацию госуслуг, что приведет к их удорожанию. При этом ставка на нацпроекты сохраняется. Также послание подтверждает реализацию весьма затратной пенсионной реформы - по словам Медведева, средний размер трудовой пенсии в 2010 году должен превысить 8 тыс руб. В-шестых, послание является одним из самых либеральных по своей идеологии. Красной нитью через весь текст проходит идея поддержки предпринимательства. Проблема оптимизации налогов трактуется также с чисто либеральной позиции (Путин придавал этой теме едва ли не моральный аспект): Медведев предлагает идти путем правки законодательства, улучшения администрирования и при этом отказа от излишнего административного давления на компании.

Основные тезисы послания были однозначно поддержаны Путиным: явный политический сигнал о согласованности действий двух лидеров в рамках тандема. На встрече с профсоюзами Путин заявил, в кризис «всем не поможешь», тем более за счет бюджетных средств, которых уже не хватает. Он также признал, что правительство не будет закрывать автомобильный рынок, приведя в пример бурную реакцию Дальнего Востока. Напомним, что протесты в Приморье были расценены изначально властью как недопустимая реакция, а вице-премьер Игорь Сечин говорил, что за протестующими «стоят жулики». Позиция власти в итоге становится более взвешенной и сбалансированной.

Послание стало одним из первых самых заметных попыток политического самоутверждения президента Дмитрия Медведева. Даже его ежегодное послание в ноябре прошлого года вызвало противоречивые оценки: ряд инициатив приписывался Владимиру Путину (например, увеличение президентского срока), «медведевские» предложения носили по отношению к сути режима периферийный характер (либеральные новации и судебная реформа). Самоутверждение происходит как за счет презентации «медведевского» видения экономической и бюджетной политики, так и за счет введения нового формата, позволяющего подчеркнуть приоритетность президентского видения над правительственными наработками (традиционно послание в виде текста направлялось в правительство и в обе палаты Федерального собрания). Произошла тесная привязка послания к имени президента, выступившего не в качестве транслятора позиции Минфина, а в качестве активного участника и идеолога государственной экономической и бюджетной политики. Это значительно снижает автономию Минфина, находящегося всегда в исключительном положении, вне конкуренции. В то же время сам характер документа свидетельствует о том, что идеи «партии стабильности» могут быть совместимы на компромиссной основе с взглядами «партии роста» – в отличие от приоритетов сторонников экономического «дирижизма», настаивающих на максимальной господдержке предприятий.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net