Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

02.06.2009 | Борис Макаренко

Как сделать Россию "smart"?

На днях мне пришлось участвовать в очередном туре обсуждения сценариев развития России «Российские альтернативы», разработанной группой российских ученых во главе с Г.А.Сатаровым. Оно проходило в рамках Четвертых Ходорковских чтений. Речь шла, в частности, о роли элит в продвижении к сценарию, получившему название «smart Russia” – демократическое и модернизированное общество. Поделюсь своими мыслями, высказанными на этих чтениях.

Что, собственно, элиты могут сделать для smart Russia и как могут участвовать в процессах модернизации? В развернувшихся в последнее время идеологических дебатах одной из самых острых тем стало столкновение проповеди нового «общественного договора» с охранительной позицией, суть которой (извините за утрирование) сводится к тому, что договор заключен раз и навсегда в Конституции, а нынешняя его модель – плебисцитарное общение лидера с широкой массой граждан поверх голов эгоистичных и корыстолюбивых элит – лучшее из возможного. Увы, обе позиции слишком прямолинейны и просты, чтобы давать ответ о будущем.

Во-первых, лидер в России – это больше, чем лидер. Как заметил несколько лет назад в дискурсе о «суверенной демократии» В.Ю.Сурков, в России «лидер и есть институт». Абсолютно точное замечание. Без лидера – всенародно избранного президента – Россия не вырвалась бы из под руин рушащегося Союза; без лидера, победившего косный Съезд народных депутатов, не легла бы на курс модернизации и демократизации, без лидера как института не прошла бы этим курсом, вопреки сопротивлению оппозиционного большинства законодателей, без лидера не восстановила бы управляемость государством в нынешнем веке. Да и сегодня – как и на протяжении прошедших двух десятилетий, разумная финансовая политика не устояла бы перед нарастающим популистским давлением снизу, особенно в эру сверхвысоких нефтяных доходов. Беда только в том, что оборотной стороной такого «лидерства как института» стала установка лидера на контролирование всех остальных институтов. «Современность» в XXI веке достигается лишь самодеятельностью институтов – свободного рынка, самоорганизуемого гражданского общества, плюрализмом политических акторов. Но эту-то самодеятельность «верх» всегда и развивал, и сдерживал одновременно – «тащил и не пущал». Похоже, мы подошли к точке, когда нужно сделать выбор в этой дилемме.

Во-вторых, не бывает политики (равно как и экономики) без элит. И даже в плебисцитарной демократии элиты играют свою роль, участвуют в процессе принятия политических решений (иначе они перестают быть элитами). Вопрос только в том, какова эта роль. В нынешней России из всех элитных иерархий главной и абсолютно доминирующей стала иерархия бюрократии – федеральной, региональной, госкорпоративной. А остальные иерархии – деловая, научная, интеллектуальная, культурная – оказываются в подчиненном, зависимом положении: им предложено «встраиваться» в единый государственный организм и выполнять в нем функциональные роли, получая взамен право на существование и «консультацию», но не более того (так рождается особая неокорпоративистская модель).

90 лет назад Макс Вебер в статье «Правительство и парламент в реконструированной Германии» указывал, что хороший парламент (то есть демократия) становится площадкой рекрутирования для лидеров, плохой (то есть отсутствие демократии) – для бюрократических карьеристов и демагогов, а люди с лидерскими задатками находят себя «в гигантских предприятиях, картелях, банках и торговле». Увы, у нас и «картели, банки и торговля» встроены в вертикаль, на верхних этажах которой слишком много «карьеристов и демагогов».

Поняв это, легко получить ответы на часто задаваемые вопросы, почему у нас такое невысокое качество элит и такой низкий горизонт стратегического мышления. Возьмем лишь небольшой набор свежих цитат: «без активной позиции предпринимательства все намерения государства создать инновационную экономику ничем не закончатся» [Д.А.Медведев на встрече с представителями предпринимательского сообщества 26 мая], “необходимо повышать в деловой среде статус и престиж инноватора… создавать моду на креатив… поменьше «плача Ярославны», побольше конкретных предложений» [В.В.Путин на совещании в Торгово-промышленной палате в тот же день]. Наконец, «нет механизмов, которые стимулируют бизнес вкладывать деньги в инновации… наш бизнес… вообще не мотивирован заниматься такого рода деятельностью… это проблема интеллектуальная, проблема идеологическая. Пока бизнес вместе с государством, конечно, не осознаёт, что это важно для развития страны, ничего происходить не будет. В других странах это же осознали, осознали в Японии, осознали в Китае, осознали в Корее, и они не боятся рискнуть этими деньгами» [Д.А.Медведев на встрече со студентами Тихоокеанского университета 21 мая].

Что значат все эти высказывания лидеров страны? Не менее и не более чем признание, что запуск инновационной экономики, мягко говоря, не очень получается, т.е., к “smart Russia” мы не очень движемся. А главная причина, если вчитаться в эти же слова – в отсутствии стимулов у бизнеса к тому, чтобы творить и рисковать. А стимул (ой, буду сейчас звучать как классик марксизма) есть концентрированное выражение веры в свои силы и доверия власти и обществу – что не задушит налогами и проверками, поощрит или, по меньшей мере, подстрахует риски. Если этот стимул будет создан, он будет означать уже не встраивание, а собственную, автономную, институциональную роль элиты бизнеса не только в экономике, но и в политике (а за нею потянутся и интеллектуальная, и иные элиты). Так что, мы приходим к тому же, с чего начали: обновление общественного договора нужно. И нужно оно не из каких-то идеалистических или эгоистических соображений, а для того, чтобы продвинуть инновационную экономику. Чтобы мы еще успели пожить в «smart Russia».

Борис Макаренко - председатель Правления Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net