Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

09.06.2009 | Николай Пахомов

Другая Америка

Недостатка в предсказаниях крушения Америки не было никогда. В конце двадцатого – начале двадцать первого века большинство из них обещали кончину США по причинам экономическим, например, из-за рекордного бюджетного дефицита. Несмотря на тяжесть нынешнего экономического кризиса, предсказания эти пока не сбылись, однако нет никаких сомнений в том, что происходящие сегодня события вписывают новую страницу в историю США. Самый свежий пример этих исторических перемен – банкротство «Дженерал Моторс». Дело не только в том, что трудно поверить в крушение одного из флагманов американской экономики. Куда важнее, что от последствий этого банкротства американская хозяйственная система не оправиться ещё очень долго.

Переосмыслить предстоит многое. Например, роль профсоюзов. Много сказано и написано о том, как алчные до прибыли финансисты чуть не погубили американскую и, как следствие, мировую экономики. Не следует ли обратить часть критики на профсоюзы?

Десятилетиями они, заботясь о благополучии своих членов, забывали, что благополучие это невозможно без успешности концерна «Дженерал Моторс», на котором члены профсоюзов работали. Более того, американские эксперты и политики могли указать на успех «Дженерал Моторс», «Крайслера» и «Форда» в качестве ответа коммунистической идее – работники автомобильных заводов трудились на безопасных рабочих местах; получали достойную оплату своего труда; в соответствии со своими заслугами росли в заводской иерархии; могли постоянно повышать свою квалификацию; жили в достойных условиях; имели хорошее медицинское и пенсионное обеспечение. Однако результатом такой «райской жизни» стало исчезновение двух из трёх ведущих концернов – социальная нагрузка оказалось неподъёмной. Да и «Форд» «коммунизма» своим сотрудникам уже не обещает.

Банкротство «Дженерал Моторс» в очередной раз заставляет усомниться и в мудрости рынка. Вот, кажется, не справился менеджмент и сотрудники компании (в лице профсоюзов) с задачей поддержания конкурентоспособности своей продукции. Описываемые в учебниках экономики безжалостные законы свободного рынка должны поставить на такой компании жирный крест, очистив место для более удачливых, изобретательных, трудоспособных и трудолюбивых предпринимателей и нанятых ими работников.

В жизни случается по-другому: на помощь потерпевшей неудачу компании по решению Белого дома поспешили американские налогоплательщики, несколько последующих поколений которых уже и без того будут расплачиваться по сегодняшним долгам. Это работающие на администрацию Обамы специалисты могут убедить себя, что государственное вмешательство может спасти «Дженерал Моторс». Обыватели самообманом заниматься не хотят: хотя у концерна в последнее время появилось несколько конкурентоспособных машин, и продажи несколько выросли, в целом его машины американцы покупали плохо.

Даже если администрация Обамы успешно реализует все предложенные меры, избавит «Дженерал Моторс» от приносящих убытки активов, то вряд ли потребители активнее станут покупать автомобили с настолько подмоченной репутацией. Конечно, ставку обещают сделать на неамериканские рынки, в особенности на Китай и Россию, но свою славу «Дженерал Моторс» заслужил в качестве производителя машин американских, и с этой славой, похоже, покончено.

Сегодня трудно поверить, что условия либерализации экономик, которые менее двух десятилетий назад предлагались развивающимся странам для получения финансовой помощи из-за рубежа, назывались «вашингтонским консенсусом» - сейчас в Вашингтоне царят совсем другие настроения, зачастую от экономической целесообразности очень далёкие. Скажем, в качестве основного аргумента в пользу покупки американских машин Обама уже давно предлагает, используя свою популярность, необходимость поддержать отечественных производителей.

В СМИ промелькнула история, что президент Соединённых Штатов, а не, как было бы логично предположить, например, Венесуэлы, пригрозил кредиторам «Крайслера» во всеуслышание объявить, что им не хватает любви к своей стране. (Дело в том, что кредиторы выразили своё недовольство планами правительства лишить их надежд на получение прибыли.) Всезнающие советники Обамы деликатно сообщили начальнику, что среди этих кредиторов организации ветеранов армии, полиции и пожарных частей, желавшие получить прибавку к пенсии для своих членов. Уж этих людей обвинить в дефиците патриотизма трудно – многие из них пролили свою кровь ради соотечественников. Однако государственная машина без лишнего шума смела их со своего пути.

Конечно, на коммунизм, о котором трубят радикально консервативные противники Обамы, это всё пока не тянет. Однако факт состоит в том, что Соединённые Штаты уже не станут той же страной, который были до нынешнего кризиса. Перемены глубоки, предсказать их последствия сложно – может, Обаме действительно удастся построить эффективное социальное государство с сильной экономикой. А, может, наоборот – популистская политика, судорожное государственное регулирование и тесные связи бизнеса и политиков окончательно погубят экономику. Пока же факт состоит в том, что один из символов американского экономического могущества, концерн «Дженерал Моторс» объявлен банкротом.

Николай Пахомов - эксперт Института демократии и сотрудничества (Нью-Йорк)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net