Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

25.03.2005 | Людмила Столяренко

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША В "СРЕДЕ ОБИТАНИЯ"

18-27 марта в залах Центрального дома художников проходит VIII Московский международный художественный салон-2005. Тема салона - "Среда обитания". Его организаторами выступила Международная конфедерация творческих союзов - правопреемник бывшего Союза художников СССР. В салоне участвуют творческие союзы стран СНГ - Армении, Таджикистана, Азербайджана, Молдовы, Украины... Самостоятельные экспозиции представлены Союзами художников России, Москвы и Санкт-Петербурга, Российской академии художеств. Выставлены также персональные проекты, созданные такими известными мастерами, как Ольга Булгакова, Александр Ситников, Юрий Рысухин, Акоп Акопян.

Слово "салон" давно стало почти ругательным. Его связывают с явлением слишком изысканно-претенциозным, "высоколобым". Или - наоборот - безапелляционно приписывают мастерам кисти или мастихина исключительно корыстное использование салона для того, чтобы продать свои работы.

Истина же, как известно, в середине. Салон - абсолютно нормальное явление общественной жизни, имеющее среди прочих безусловную художественную ценность.

Нынешний салон - диалог между творческой личностью и средой обитания. И тема выставки выбрана не случайно: современное состояние экологии давно вызывает озабоченность мировой общественности. Сегодня насущная необходимость заботы об окружающей среде абсолютно очевидна, а достижение гармонии человека с окружающим миром становится едва ли не главным условием выживания человечества вообще.

Пожалуй, самое интересное в экспозициях нынешнего салона - персональные проекты, вмещающие в себя все мировоззренческое и эстетическое многообразие их авторов.

Вне зависимости от формата, материала, изобразительных форм и жанров в персональных проектах делается попытка осознать, что для человека нового тысячелетия является средой обитания, и может ли искусство влиять на эту самую среду. Злободневные вопросы XXI века! Потому и названия проектов носят характер размышлений: "Вечность. Среда любви", "Гора света", "Физика времени", "Де-формы"… Но есть и вполне земные - "Север", "Ночной город", "Коммуналки"… И даже актуально-политические - например, на тему "оранжевой революции" под названием "Майдан": революционную площадь художники Украины представили в виде стоящей на ледяных шарах огромной ярко-оранжевой стеклянной вазы округлой, тяжелой формы, оплетенной белоснежными полосками.

В море экспозиций можно утонуть. Потому, придя в ЦДХ, нужно сразу определяться с выбором.

Каждому, как говорится, - своё. Моя слабость - керамика. Может быть, потому, что это самый древний изобразительный материал на земле. Теплый, податливый, мудрый.

И, как будто для того, чтобы специально "потрафить" моим пристрастиям, именно керамическая экспозиция открывает весь вернисаж. Да и художник известный, точнее - скульптор, за творчеством которого я слежу уже много лет: Валерий Малолетков - народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор знаменитой "Строгановки", автор книг и огромного количества публикаций об искусстве.

Небольшой зальчик экспозиции персонального проекта Малолеткова вообще выделяется среди прочих какой-то своей мягкой уютностью и колористической теплотой. Ощущение - будто здесь живут люди, и только что, сию минуту, куда-то отлучились. Стены драпированы сиреневой тканью. В центре - огромная ажурная декорация, на которой в пастельных тонах парковой листвы утопает изящная обнаженная женская скульптура.

В углу - фрагмент старинного флигеля в розовых тонах. Ни дать-ни взять - уютный дворик какого-нибудь 18-19 века. На стенах - пласты из шамотной глины, рельефы, покрытые глазурью, а на треугольных черных флагах (дань урбанистике!), свисающих с потолка,- графические рисунки, на которых… - да мы с вами! На стеклянных стеллажах - керамические скульптурные формы, смысл которых не сразу и поймешь - подумать надо.

С рисунками понятно: что из того, что Малолетков - скульптор? Сама видела: карандаш не выпускает из рук. Бытописатель!

Но рисунки все же - форма, что называется, "малая". Очевидная же заслуга Малолеткова в изобразительном искусстве - в другом: он взял и перевернул традиционные представления о декоративном искусстве и сделал керамику живой. Вообще ему удается каким-то непостижимым образом неординарно увязывать "в клубок" композицию цвета, форму рисунка и пространства.

Название его проекта: "Россия - Восток - Запад". И он действительно соединяет в своем творчестве, как пишут критики, "прагматичный рационализм Запада и чувственный гений Востока". Еще и книжки пишет. Одна так и называется: "Между Востоком и Западом".

Малолетков - экспериментатор, но и любитель вечных ценностей. Он убежден: гремучая евро-азиатская смесь, текущая в жилах миллионов россиян - причина всех наших исторических, экономических, политических и культурных парадоксов и нелепостей. Малолеткова эта непостижимость России, в равной мере непонятная и Востоку, и Западу, давно заботит, но в тоже время эта генетическая двойственность для него - неиссякаемый источник идей и творческого вдохновения.

Он - скульптор неожиданный и парадоксальный. Его работы - стихия метафор, ассоциаций, аллегорий, метаморфоз. На глиняных пластах изображены летающие рыбы и люди, у которых за плечами - крылья, а на лицах - маски, скрывающие их истинную суть. Древние морские раковины, странные птицы, причудливые космические превращения… Философское осмысление бытия (влияние Индии!) застает тебя, вечно бегущую, врасплох - тут надо остановиться, стряхнуть суету и пристально вглядеться в цвета, рельеф, расшифровывая, извлекая из глубокого цвета пластов скрытые знаки и образы. И названия - соответствующие: "Люди и маски", "Ловцы счастья", "Тризна смерти", "Полет рыб"…

Кстати сказать, созданные Малолетковым в Палеонтологическом музее РАН рельефы под названием "Сотворение мира" вошли в Книгу рекордов Гинесса как крупнейшие произведения керамики ХХ века. Да что там - его работы хранятся в лучших музеях и частных коллекциях России, Великобритании, Греции, Италии, ФРГ, Бразилии, США, Японии….

Вот казалось бы: "титульный", известный художник. Недавно исполнилось 60 лет. Но кто знает малолетковский (вот уж, правда, смешно!) возраст - смеются: годы теряются в его энтузиазме и оптимизме, которого хватит на десятерых: живой, общительный, остро воспринимающий жизнь во всех ее проявлениях. Потому не удивительно, что рядом с фигурами людей-животных из очень сложного философского цикла "Переселение душ" он взял и расположил вполне земные вещи - глиняные пласты цвета морской волны с добросовестно выписанными на них частушками, из которых, кстати, не выброшены даже самые ядреные слова. Собственными глазами видела, как сановные чиновники из кремлевской администрации на одной из выставок стыдливо прикрывали их бумажкой, дабы не смущать начальственных персон - и смех, и слезы! А тут публика охотно читает: "Не любите, девки, море, а любите моряков…" или "Лучше Гагров места нету…"

Этот художник - как эквилибрист: не только на стыке культур, но и на стыке скульптуры, графики, живописи и пространства. Но, несмотря на мозаичность, - невероятно цельный. Узнаваем в каждой своей работе. Вот схвачены в остановившемся мгновении узнаваемые персонажи (серия "Россияне"), каждый - в своем образе, но в едином авторском стиле: тут и Ахматова, и Цветаева, и Гоголь, и Есенин, и Татлин, и Пушкин с Натали… У многих за спиной… крылья. Сделанные примерно в одном масштабе, они воспринимаются живой ностальгической картинкой ушедших эпох. Тут и цари, и поэты… Но все - равны: все - россияне.

Про любовь у Малолеткова разговор особый. Она воплощается в самых немыслимых формах - женском сапожке-крепости, в морской вазе, в ночном полете двоих, в одинокой фигуре женщины, повернувшейся к нам спиной… Мягкие, приглушенные краски, причудливые формы пластов и рельефов…

Чуть в сторону - вот вам и летние забавы: скульптура стоящей на голове женщины, смешно жонглирующей мячом, или другая - в дурашливом кувырке. Пласт с беззаботными дачниками, другой - где девочка с бабочкой… Радость разлита - будто всюду льется летнее солнце. Ну, разве что только птички в ЦДХ не поют…

Что и говорить: среда обитания нынче, особенно в громадном городе, - сплошь "постмодерн", причем в самом неприглядном его воплощении: от ржавых железяк на обочинах дорог до бил-бордов с кричащей рекламой на автозаправках, от паутины проводов, опутавших старинные московские улочки до мусорных свалок во дворах - чуть сверни в ближайшую арку…

Человеческая среда обитания - это то, что внутри. Что греет, что дает повод радоваться жизни. Что заставляет смеяться и плакать. Думать. Что не дает поддаваться суете, лености и тяжести будней, но заставляет вас однажды вдруг взять и заглянуть в мир, где обитает непобедимая внешней средой живая человеческая душа.

А вы говорите - салон!

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net