Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

15.06.2009 | Татьяна Становая

Муртаза Рахимов против Кремля

На прошедшей неделе достаточно активно обсуждалось громкое интервью президента Башкирии Муртазы Рахимова «МК», где он жестко раскритиковал политическую систему, антикризисную политику и партию власти. Ожидалось, что после этого последуют ответные действия: «Единая Россия» пригрозила исключить Рахимова из партии, однако после встречи ее руководителей с премьер-министром Владимиром Путиным дело не дошло даже до критики. Тем временем, 11 июня Ассамблея народов Башкирии выступила за большую автономию республики. При этом Рахимов отказался от более радикального сценария, по которому планировалось предложить референдум об изменении Конституции республики (введение элементов парламентской республики, при которой все члены правительства и премьеры назначались бы только с согласия Госсовета). На Ассамблее прозвучал традиционный набор претензий республики к федеральному центру.

Напомним, что интервью вышло 5 июня в «МК». Там президент Башкирии заявил, что в России централизация власти хуже, чем это было в Советском Союзе. «У нас сейчас все насаждается сверху. По отношению к местным проводится политика недоверия и неуважения. Я считаю неправильным, например, что в последние годы местные кадры в региональных представительствах федеральных ведомств заменяются на присланных из центра», - отметил он. Раскритиковал президент республики и партию власти, а точнее один из партийных тезисов – вывести региональные отделения из-под влияния губернаторов. В итоге он и вовсе поставил под сомнение всю партийную систему с одной доминантной партией. «Очень плохо, что все контролирует одна партия. Должно быть как минимум две партии - точно так же, как в Англии и Америке», - считает он. Наконец, не обошел критикой Рахимов и антикризисную политику правительства – а это уже удар лично по премьеру Владимиру Путину. Он призвал «прекратить торговать нефтью», назвав это «преступлением», заявил о необходимости перевооружения производства и, наконец, возмутился той помощью, которую получают от государства сегодня крупные частные компании. «Я не понимаю: зачем нам спасать Дерипаску (гендиректор холдинга «Базовый элемент» Олег Дерипаска) и прочих олигархов? Если они плохие менеджеры, пусть на их места придут другие» - заявил Рахимов.

Конфликт Рахимова с Кремлем длится уже много лет. В его основе - проблема смены главы республики, которая де-факто находится под политическим контролем клана Рахимовых и имеет исторические амбиции на автономию. На протяжении нескольких лет Кремль озабочен поиском преемника нынешнего президента. При этом набор претензий к главе Башкирии постоянно растет вместе с напряженностью в отношениях между республикой и федеральным центром. Поэтому, в первую очередь, ситуация имеет республиканское измерение.

В последний год ситуация вокруг Рахимова особо обострилась. Летом прошлого года он вместе с Юрием Лужковым и Минтимером Шаймиевым выступил за возвращение прямых выборов глав регионов. Через некоторое время президент России Дмитрий Медведев жестко пресек дискуссию, указав, что кто не согласен, может уходить. Дискуссия действительно после этого прекратилась, и новых публичных выступлений не было. Однако проблема кадровой ротации в национальных республиках (равно как и в Москве) осталась.

В течение года Рахимов последовательно терял основные рычаги управления внутри своей республики. Он проиграл в конфликте с главой своей администрации Радием Хабировым (последний был уволен со скандалом, после чего был приглашен на работу в Кремль – явный знак недоверия президенту республики), потерпел поражение на партийном поле, не сумев поставить под контроль оппозицию в лице регионального отделения «Справедливой России». Теряет Рахимов контроль и над силовыми структурами. В конце прошлого года Следственное управление СКП возбудило дело против начальника УФМС по Башкирии Ирека Иткулова за служебный подлог. Вскоре его место занял бывший заместитель главы СКП по Башкирии Борис Гузаиров. Однако гораздо более важной стала смена главы МВД республики. Преемником ушедшего с поста министра генерал-лейтенанта Рафаила Диваева, который был ключевой фигурой, обеспечивающей силовой ресурс Рахимова, был назначен Игорь Алешин. Он покинул пост главы МВД Карелии, то есть также является для республиканской элиты «внешним». Показательно, что глава комитета по законодательству Павел Крашенинников в декабре прошлого года заявил, что главная задача Алешина - пресекать попытки втягивания правоохранительных органов в политические интриги республики. Тем самым, федеральный центр предупредил Рахимова от попыток сохранить собственный, политически лояльный силовой ресурс.

Наконец, Рахимов не смог отстоять главу арбитражного суда Башкирии Фаниля Сафина. Кремль отказался продлять ему срок полномочий, после чего глава республики демонстративно назначил Сафина главой министерства юстиции. На место Сафина был назначен «внешний» по отношению к республике человек - судья Федерального арбитражного суда Уральского федерального округа Игорь Арсенов. Его замом в марте этого года стал Максим Бобылев, ранее работавший зампрокурора Советского района Уфы. Он является сыном Петра Бобылева – уволенного в мае прошлого года главы Контрольно-счетной палаты республики. По данным некоторых СМИ, отставка произошла из-за ряда конфликтов с окружением Рахимова. Таким образом, федеральная власть существенно усилила автономию суда от республиканских властей.

Все это означает, что Кремль ведет планомерную работу по внутриреспубликанскому ослаблению клана Рахимовых. При этом сам Рахимов, понимая, что не сможет продвинуть своего преемника, вынужден вступить в жесткий торг с Москвой: ограниченность реальных рычагов для продвижения своей позиции на федеральном уровне вынуждает выступать с такими жесткими интервью. В подвешенном состоянии и судьба ТЭКа Башкирии, который де-факто находится под контролем сына Рахимова Урала. Формально управление башкирским ТЭКом перешло к структурам дружественной по отношению к Рахимову АФК «Система», что расценивается как защитная мера республики. В то же время нельзя исключать, что этот компромиссный (с Кремлем) вариант является «переходной формулой», подразумевающей выведение активов из-под контроля Рахимовых.

Однако в нынешнем контексте поведение Рахимова можно рассматривать и с других точек зрения.Во-первых, Рахимов и раньше позволял себе критические заявления по поводу федеральной политики, однако на этот раз критика звучит беспрецедентно жестко. Это фактически означает переход противостояния в новое качество, что может быть связано и с общими изменениями атмосферы режима, расширением возможностей публичного обсуждения табуированных тем. Действительно, после смены президента многие наблюдатели отмечали, что, несмотря на сохранение в целом стабильности режима (в отдельных случаях можно говорить о его ужесточении, в других – о либерализации, но в целом он остался прежним), в сознании элит происходит некоторое «потепление». Это способствует более открытой дискуссии, провоцирует больше критики и в адрес Кремля, и в адрес премьера и партии власти. Причем это происходит на самых разных уровнях (а также извне и внутри власти) и по самым разным направлениям. Так, достаточно резонансным было заявление помощника президента Аркадия Дворковича, который на Красноярском форуме заявил, что власть была не готова к кризису. Широко развернулась и дискуссия между «охранителями» (сторонниками консервации режима) и «либералами» (ИНСОР) о необходимости проведения политических реформ. Наконец, растет число публичной критики со стороны региональных властей в адрес партии власти: достаточно вспомнить уволенного губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова. Происходит рост конкуренции между губернаторами и федеральной «Единой Россией» за контроль над региональными отделениями партии.

Отсюда и, во-вторых – происходит экспансия «Единой России» на политическом поле, а сопротивление этому растет. Партия власти получила право предлагать президенту губернаторов. Проблема состояла в том, чтобы найти такой механизм, который, с одной стороны, сохранил бы монополию Кремля на принятие решений в отношении губернаторов, но, с другой стороны, приподнял бы «Единую Россию» и через это усилил бы «вертикаль», заставив чиновничество и элиты ориентироваться на партию власти как вертикальный лифт – задача на сегодня крайне трудновыполнимая. Тем не менее, «ЕР» начала активно готовиться к своей новой роли, проводя мониторинг потенциальных отставников и рассматривая некие свои варианты кадрового решения.

Одновременно внутри партии в конце мая создана рабочая группа, которая будет формировать и обновлять кадровый резерв, обобщать предложения региональных отделений партии, готовить предложения по кандидатурам и проводить с президентом консультации. В группу вошло всего 4 партийных начальника: Борис Грызлов как глава Высшего совета, Олег Говорун – начальник управления внутренней политики администрации президента, а также одни из самых влиятельных партийных функционеров - Вячеслав Володин и Андрей Воробьев. Эта группа будет своего рода «согласительной комиссией» между Кремлем и партией, на которой будут обсуждаться кандидатуры будущих губернаторов. Фактически она будет работать под неформальным контролем со стороны Владислава Суркова, что будет гарантией отсутствия разногласий между партией и президентом. Скорее механизм согласования будет обратным: то есть предлагать кандидатуру будет не партия, а Кремль, который через рабочую группу сможет заниматься «партизацией» президентских назначенцев (как один из вариантов). При этом, конечно, не исключено, что и через партию могут действительно предлагаться фигуры, которые смогут пройти президентский кастинг.

В то же время новый механизм должен был предупреждать и внутрипартийные разногласия. По закону решение о выдвижении кандидатур принимает «постоянно действующий руководящий коллегиальный орган партии», которым по уставу является президиум генсовета во главе с Володиным, близким к Суркову. Как писали «Ведомости», этот вопрос беспокоил окружение Грызлова, контролирующего только Высший совет, и еще осенью по его инициативе он поднимался на встречах руководства партии с ее лидером Владимиром Путиным, рассказал источник в окружении председателя Госдумы. В итоге придумали такую конструкцию, чтобы президиум не принимал решения в обход Высшего совета, рассказал «Ведомостям» один из единороссов. Тем более что в уставе партии записано, что кандидатов в губернаторы предлагает бюро Высшего совета «для рассмотрения законодательным органом субъекта предложения президенту». Источник газеты также не исключил, что теперь придется править устав партии, исключив из него требование об участии в консультациях Заксобраний. Напомним также, что только башкирская парторганизация выступила за то, чтобы региональное отделение «ЕР» участвовало в выдвижении кандидатуры губернатора. Однако в центре это не нашло понимания.

Рост амбиций «Единой России» становится катализатором роста конфликтности между губернаторами и партией власти. Сейчас сложные отношения с региональным отделением партии власти имеют многие губернаторы, в числе которых можно назвать главу Кировской области Никиту Белых, Пермской области Олега Чиркунова, Свердловской области Эдуарда Росселя, Нижегородской области Валерия Шанцева и т.д. Иными словами, проблема носит более широкий характер.

Наконец, в-третьих, история с Рахимовым интересна с точки зрения позиции Кремля. Пока единственной публичной реакцией было решение КС России. Он принял специальное постановление о недопустимости включения в республиканские конституции норм о суверенитете и гражданстве. При этом в нем особенно подчеркивается, что «в конституции Республики Башкортостан имеются противоречащие правовым позициям КС РФ ссылки на декларацию о государственном суверенитете республики».

Со стороны же политических лидеров пока никаких публичных высказываний не было (заметим, что и год назад, после скандальных заявлений Шаймиева и Рахимова о выборности губернаторов, реакция носила «отложенный» характер). Однако известно, что после встречи Владимира Путина с «единороссами» 8 июня, тема жестких мер против Рахимова была снята. Ранее о необходимости исключить Рахимова из партии говорил Андрей Исаев. После встречи с премьером Борис Грызлов заявил, что руководство партии пригласит президента Башкирии Рахимова для специального разговора по поводу его критических высказываний в адрес партии и власти. «Пригласим, поговорим, выясним отношения и потом будем делать оргвыводы», - заявил он. Он отметил, что руководство «ЕР» уже не ставит вопрос об исключении Рахимова из партии.

Смягчение публичной позиции партии власти – это вовсе не стремление Путина защитить Рахимова. Это, скорее, попытка не дать «Единой России» слишком сильно вмешиваться в вопросы исключительно кремлевского ведения. Оба участника тандема (и Путин, и Медведев) сейчас пытаются сохранить монополию тандема на принятие решений в данной сфере, лишь подключив «ЕР» к возможности диалога по этой теме. В любом случае скандальное интервью Рахимова – это признак его политической слабости в условиях нежелания терять контроль клана над республикой. Однако при этом он дает понять, что не готов «отдать» республику внешней, не согласованной с интересами клана Рахимовых, фигуре.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net