Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
15.06.2009 | Татьяна Становая
Кисломолочные отношения
Отношения России и Белоруссии на протяжении прошедшей недели продолжали ухудшаться. 6 июня Роспотребнадзор запретил ввоз в Россию белорусской молочной продукции, что может стоить бюджету этой страны около $1 млрд – это было расценено Минском как введение санкций за нелояльность. Вслед за этим Лукашенко вновь обрушился с критикой в отношении России, объявив курс на стратегическое партнерство с ЕС и отказавшись приехать в Москву на саммит ОДКБ.
Формальная причина запрета на ввоз в Россию белорусской молочной продукции – это несоответствие ее оформления требованиям нового технического регламента. По распоряжению главного санитарного врача Геннадия Онищенко, прекращается ввоз порядка 500 видов молочной продукции разных производителей и оборот уже ввезенной продукции. Днем ранее Александр Лукашенко дал интервью ряду российских СМИ, где рассказал, что правительство России хочет инвестировать в белорусскую молокоперерабатывающую промышленность. Однако в российском правительстве, по словам белорусского лидера, ему поставили ультиматум: «Молоко не будем у вас покупать, пока не отдадите молокоперерабатывающие заводы». «Будем подыхать, выливать это молоко, но вы так вопрос ставить не будете», - сказал Лукашенко российским переговорщикам. Затем количество запрещенных к ввозу наименований молочной продукции было увеличено еще на 800 – в результате, 9 июня Геннадий Онищенко заявил, что «на данный момент практически вся белорусская молочная продукция запрещена для ввоза в Россию».
Все это произошло уже после неудачного визита Владимира Путина в Минск. Там не удалось договориться о выделении кредита в размере $500 млн. По словам российских чиновников, из-за нежелания Минска брать средства в рублях. Однако Минск это отрицает, говоря, что речь идет о разных кредитах, и Россия сознательно манипулирует информацией. Лукашенко также сравнил российского министра финансов с «отморозками», что вызвало публичную критику со стороны президента Дмитрия Медведева, который назвал подобные заявления «недопустимыми». Судя по всему, российско-белорусские отношения на протяжении последних лет шли к тупику.
Напомним, что до 2004 года Москва активно продвигала интеграционный проект, по которому планировалось введение единой валюты, создание единого (в Москве) эмиссионного центра, формирование единого экономического пространства и таможенного союза (последний проект, впрочем, находится на стадии реализации вместе с Казахстаном). Это фактически означало ослабление суверенитета Белоруссии, так как вся кредитно-денежная и финансовая политика была бы сконцентрирована в Москве. Тогда же планировалось совместить этот процесс и с политической интеграцией через принятие Конституционного Акта. Москва планировала включение Белоруссии в состав России на правах автономии, Минск предлагал вариант по аналогии с ЕС. В итоге на кону оказалась судьба самого Лукашенко: перспектива лишения самостоятельности для него была неприемлема, а Москва не хотела «субсидировать» режим без политических и экономических дивидендов.
На смену стратегии создания Союза пришла жесткая стратегия, целью которой было получение контроля над отдельными активами. В Кремле, возможно, посчитали, что «русификация» экономики Белоруссии создаст больше рычагов для влияния внутри страны. Частично такая линия себя оправдала: «Газпром», спустя несколько лет, наконец, добился получения контрольного пакета в «Белтрансгазе». Однако в целом уже сейчас можно говорить, что сложился кризис белорусского направления российской внешней политики.
Россия провела несколько «газовых войн» с Белоруссией, одну нефтяную, вводились санкции по сахару и другим продуктам. В итоге Москва продолжает поставлять Минску самый дешевый газ и самую дешевую нефть. Пошлины на нефть Белоруссия так и не платит. По итогам длительных и очень трудных переговоров Москве также удалось подписать (после целого ряда срывов) с Белоруссией соглашение о единой системе ПВО. В то же время Кремль так и не сумел пока найти поддержку в вопросе признания независимости Абхазии и Южной Осетии (а Минск прямо обвиняет Москву в шантаже).
Тем временем, уже традиционно, как только портятся отношения Москвы и Минска, Александр Лукашенко делает явные жесты в сторону Запада. На протяжении многих лет эта тактика не давала особых результатов: Запад называл режим в Белоруссии «последней диктатурой», были шпионские скандалы, провальные попытки реализовать «оранжевый сценарий». Ситуация поменялась в прошлом году, после войны в Грузии. ЕС начал корректировать свою политику в отношении Белоруссии, включив страны в программу «Восточное партнерство». На прошедшей неделе, после встречи с министром иностранных дел Словении Самуэлем Жбогаром, Лукашенко заявил о готовности усилить европейский вектор внешней политики государства.
Переговоры между главами МИД России и Белоруссии на прошедшей неделе закончились ничем. Глава МИД Сергей Лавров заявил, что Россия не вводила санкций против Белоруссии в отношении молочной продукции. По словам министра, подобные решения некорректно называть санкциями. «Это мера, которая продиктована исключительно заботой о здоровье потребителей», – констатировал он. Он также заявил, что Россия не связывает практическое взаимодействие с Белоруссией с признанием Минском Южной Осетии и Абхазии. «Мы никого не упрашивали и не будем упрашивать признавать Южную Осетию и Абхазию, – подчеркнул министр. – Мы никогда не увязывали эту тему с вопросом практического взаимодействия наших государств». Лавров напомнил, что «это делали другие, в частности, официальные представители Евросоюза, которые обусловили приглашение Белоруссии в «Восточное партнерство» отказом от признания Южной Осетии и Абхазии».
Москва пошла на некоторые уступки Минску. Так, согласованное вступление в ВТО было одним из главных требований Александра Лукашенко при создании Таможенного союза. Кроме того, 11 июня Владимир Путин сообщил, что достигнута договоренность с Белоруссией по молоку. «Будет снижаться завоз сухого молока, но увеличиваться тех товаров, которых нам не хватает, – творог, сыр», – сказал он. Но в реальности договориться не удалось – по утверждению властей Белоруссии, «несмотря на все усилия, предпринятые белорусской стороной по выходу из кризисной ситуации, российская сторона демонстрирует неготовность к разрешению проблемы».
В связи с этим Александр Лукашенко 13 июня отложил вылет в Москву для участия в намечавшейся сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, а на следующий день участие Белоруссии в саммите было вообще отменено. При этом необходимо отметить, что речь шла не о «проходном» мероприятии, а о значимом саммите, на котором официально оформлялось создание Коллективных сил ОДКБ. По словам пресс-секретаря МИД Белоруссии Андрея Попова, «в настоящее время мы являемся свидетелями открытой экономической дискриминации со стороны одного из государств ОДКБ против Белоруссии по важной товарной группе. Подобные действия объективно подрывают экономическую безопасность - то есть основу основ стабильности и, соответственно, комплексной и всеобъемлющей безопасности». В свою очередь, высокопоставленный источник в Кремле отреагировал на демарш белорусской стороны внешне спокойно, намекая на зависимость находящейся в кризисе экономики Белоруссии от российской поддержки: «Для руководителей любого государства очень важно правильно понимать интересы собственного народа, трезво оценивать экономическую ситуацию в стране и делать правильные и взвешенные выводы, а не поддаваться амбициям и эмоциям».
Пока события в российско-белорусских отношениях развиваются по сценарию эскалации напряженности, означающему ужесточение позиций обоих участников конфликта. Это угрожает не только развитию двусторонних отношений, но и созданию Таможенного союза, который является стратегически важным для России проектом. Однако, учитывая коррекцию позиции Европы в отношении Белоруссии, возможно, Москве придется в ближайшее время пересматривать белорусское направление своей внешней политики и искать позитивную повестку в данной сфере.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.