Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

17.06.2009

Сергей Толстов: «Новая газовая война может привести к ЧП в Украине»

«Газовая война» января 2009 года между Россией и Украиной не закончилась – она просто перешла в другую фазу. Борьба нарастает в начале каждого месяца – из-за очередной расчетной даты. 7-е числа каждого нового месяца ждут остановки транзита газа в Европу. Ситуация в последний месяц осложнилась критическим состоянием НАК «Нефтегаза Украины». Как заявил уполномоченный президента Украины по вопросам энергетической безопасности Б. Соколовский, «Нефтогаз» получит деньги для расчетов за газ путем привлечения кредита (3,8 млрд. грн.) у государственного «Ощадбанка», который, в свою очередь, увеличит уставный фонд за счет резерва НБУ». По мнению ряда экспертов, «Нефтегаз» близок к банкротству. В условиях политического кризиса на Украине и приближающихся президентских выборов новый конфликт может стать более «горячим», чем он был этой зимой. Кто может выиграть от нового конфликта – президент Виктор Ющенко, премьер Юлия Тимошенко, Россия или ЕС? Поглотит ли «Газпром» украинскую газотранспортную систему? Удастся ли создать международный консорциум, следящий за транзитом газа через Украину? И какое же на самом деле состояние дел у «Нефтегаза Украины»? Своим мнением на этот счет делится Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных исследований (Киев).

- Действительно ли ситуация в НАК «Нефтегаз Украины» настолько плачевна? Спасет ли НАК от банкротства кредит от «Ощадбанка»?

- Кредиты «Нефтегазу Украины» со стороны украинских госбанков – это паллиативная мера. Решить проблему такая тактика не может. Тот факт, что ситуацию с оплатой текущих поставок газа удалось «решить» в начале июня за счет эмиссии гривни – с последующей конвертацией в доллары из резервов центрального банка, не дает оснований полагать, что такие меры можно будет применять постоянно. Спад в украинской экономике в первом квартале – более 20%. Плюс к этому 14% спада в четвертом квартале 2008 г.

До тех пор, пока не начнут работать экспортные отрасли, о нормализации положения говорить не приходится, несмотря на то, что правительство отказалось от публикации экономической статистики. Но украинский экспорт зависит от внешнего спроса. Длительная депрессия в странах ЕС угрожает законсервировать экономический спад в Украине, что ведет к пересмотру экономических прогнозов в сторону серьезного ухудшения.

Финансовая ситуация НАК «Нефтегаз Украины» критическая. Согласно выводам, которые озвучил президент В.Ющенко, баланс компании не позволяет привлекать средства, поскольку её кредитные обязательства превышают годовые поступления. Долговые обязательства НАК «Нефтегаз Украины» составляют 80 млрд. грн. За последние 18 месяцев объем долговых обязательств компании увеличился с 26 до 80 млрд. грн. Куда ушли эти деньги никто не знает. Трудности с оплатой газовых поставок «Нефтегаз Украины» испытывал уже в ноябре – декабре 2008 г.

Что делать дальше – не понятно. В.Ющенко и Ю.Тимошенко однозначно не смогут прийти к общему мнению. Не думаю, что у них есть внятные программы решения проблемы. В.Ющенко предлагает немедленно повышать цены на газ для населения до экономически обоснованного рыночного уровня (примерно в три раза). Тимошенко понимает, что такая мера приведет к потере ее шансов на президентство и клянется не повышать цены. Руководство «Нефтегаза», которое полностью контролируется правительством, говорит о планах поднять цены на газ для населения и коммунальной сферы с 1 января 2010 года.

Но даже если цены на газ для индивидуальных потребителей и коммунальных предприятий будут увеличены, это приведет лишь к снижению роста долгов «Нефтегаза», но не спасет его от финансового кризиса, включая выплату прежних долгов, оплату процентов по кредитам и т. п. При этом «Нефтегаз» за счет своих средств должен обслуживать транзит газа в Европу, поскольку со стороны «Газпрома» транзитные платежи уже выплачены по март 2010 г. включительно.

- Выиграет ли Ющенко от гипотетической новой "газовой войны"? Возможно, он попытается переписать договор от 19 января этого года и вновь ввести посредника?

- Новая газовая война не принесет выгоды украинской стороне. Для того чтобы переписать контракты от 19 января нужно вернуть «Газпрому» деньги, оплаченные авансом за транзит и убедить российское руководство в необходимости коррекции соглашений. Как представляется, в сложившихся условиях контракты могут быть изменены лишь по взаимному согласию сторон. Применение каких-либо форс-мажорных принципов возможно лишь в умозрительной форме. Реальных поводов для ссылки на форс-мажорные обстоятельства пока не просматривается.

Для введения посредника необходима заинтересованность российской стороны, причем на уровне первых лиц. Пока главную роль в формировании российской позиции играет премьер-министр В.Путин. Особые расхождения между линией правительства и президента РФ не просматриваются. Возвращение к роли посредника компании «РосУкрЭнерго» или определение другой структуры для выполнения аналогичных функций теоретически возможно, но лишь в случае заинтересованности в этом российской стороны, или хотя бы «мягкого согласия» к возвращению к такой схеме.

Как представляется, точка зрения В.Путина сводится к установлению контроля над украинской трубопроводной системой со стороны некоего контрольного совета, сформированного представителями «Газпрома» и крупных европейских компаний - потребителей газа из Германии, Италии, Австрии, Франции, Нидерландов, Венгрии, Словакии, Болгарии, Греции. Планы создания такой группы уже обсуждались в январе 2009 г.

- Сможет ли премьер-министр Юлия Тимошенко использовать гипотетическую остановку транзита газа через Украину, чтобы переписать (при помощи еврочиновников и представителей европейских энергетических компаний) договор от 19 января?

- Попытки вовлечь Европейскую Комиссию в решение проблемы будут предприниматься. Что касается европейских энергетических компаний, они, вероятно, будут склонны поддержать точку зрения В.Путина, но лишь в том случае, если им будет обеспечена решающая роль в контроле над украинской системой трубопроводов.

Нужно учитывать, что по своим экономическим интересам европейские энергетические компании более склонны поддерживать позицию «Газпрома». По политическим интересам – более склонны к линии Европейской Комиссии, которая намерена контролировать и ограничивать деятельность «Газпрома» в рамках ЕС. Очевидно, арбитром в этом вопросе станут правительства нескольких крупнейших стран ЕС, мнение которых сможет повлиять на поведение европейских бизнес-структур.

Что касается возможных попыток Ю.Тимошенко активизировать вмешательство со стороны Европейской Комиссии, можно отметить, что сейчас эта возможность незначительна. Одна из причин в том, что Брюссельская декларация от 23 марта 2009 года, касающаяся газотранспортной системы Украины, уже фактически мертва. Декларация изначально не предусматривала никаких точных обязательств со стороны Европейской Комиссии и международных финансовых структур. Поскольку «Нефтегаз Украины» взял у «Газпрома» авансовые платежи за транзит, предполагавшиеся в декларации меры – раздел «Нефтегаза» на различные компании, повышение расценок за транзит и т. п. становятся практически неосуществимыми.

Очередной призыв Ю.Тимошенко к Европейской Комиссии накануне заседания Европейского Совета в Люксембурге с просьбой дать денег остался без ответа. Ю.Тимошенко все еще надеется, что Европа придет на помощь. Однако для того, чтобы обеспечить прямое вмешательство со стороны ЕС, вероятно, нужно предоставить такие гарантии и уступки, которые явно превышают нынешние полномочия и возможности Ю.Тимошенко. Условно, ЕС может санкционировать предоставление займов денег лишь в обмен на права собственности и полный контроль над украинскими трубопроводами. И то, лишь при достижении компромиссных решений с российской стороной.

- Как Вы думаете, в случае нового газового конфликта, чем он может закончиться?

- Ситуация складывается таким образом, что установление той или иной формы российского контроля за газотранспортной системой Украины можно считать неизбежным. Детали и нюансы пока прогнозировать сложно.

Если конфликт будет развивать в относительно мягкой форме – можно ожидать, что «Газпром» при поддержке, покровительстве и прямом участии В.Путина создаст постоянно действующее совещание представителей европейских энергокомпаний по украинскому вопросу, по типу «комиссии оттоманского долга», созданной в XIX веке европейскими банкирами. В итоге может быть принята схема обеспечения транзита газа, которая фактически отстранит от обслуживания этой операции «Нефтегаз Украины».

В случае жесткого развития конфликта – прекращение поставок Украине, что означает автоматическое прекращение транзита, газовый кризис с неопределенной продолжительностью и асимметричным участием различных субъектов. Затем – многосторонние (с участием ЕС, и возможно, США), и двусторонние (украинско-российские переговоры). И лишь затем – возобновление поставок на основе одного из вариантов урегулирования.

До настоящего времени уже были озвучены такие предложения, как аренда украинской ГТС только со стороны России, продолжение авансовых платежей за транзит газа со стороны России, создание украинско-российско-европейского газотранспортного консорциума.

В кулуарной форме обсуждались планы создания газотранспортного консорциума или контрольного «диспетчерского центра» с участием европейских компаний, но без прямого допуска «Газпрома».

Поскольку кризисная ситуация с расчетами Украины за газ будет возникать ежемесячно, можно предположить, что раньше или позже наступит развязка. Похоже, российское правительство спешит, опасаясь перехода Европейской Комиссии к более активным действиям.

Что касается украинского руководства, по своему менталитету оно более склонно откладывать решение проблемы на потом – до президентских выборов на Украине, которые предположительно состоятся 17 января 2010 года. Причем, не исключено, что они будут проходить в условиях газовой блокады и энергетического кризиса. Разумеется, если до тех пор проблема не будет решена.

Что касается нынешней ситуации, вполне очевидно, что назревание газового кризиса требует участия государственного и политического руководства Украины. Но кто будет этим заниматься. В.Ющенко – вряд ли решится поехать в Москву и начать диалог с В.Путиным и Д.Медведевым с чистого листа. Ю.Тимошенко уже встречалась с В.Путиным в Астане, и, как выяснилось, ее полномочий для решения проблемы недостаточно. Заверения Ю.Тимошенко для европейцев о том, что нового газового кризиса с транзитом российского газа в Европу не будет – чистая демагогия.

Поскольку в силу обстоятельств урегулирование в форме двусторонних или многосторонних переговоров маловероятно, уместно предположить попытку решения проблемы внутриполитическими методами. Например, в случае нового газового кризиса президент Украины вводит чрезвычайное положение, отстраняет правительство от власти и назначает делегацию для ведения переговоров об урегулировании кризиса. Если развитие событий приобретет такой характер, в учет будут приниматься не только экономические и финансовые, но и геополитические факторы.

Беседовал Олег Горбунов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net