Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.06.2009 | Георгий Векуа
Грузия на перепутье
После войны в августе 2008 года прошло чуть менее года и понемногу начинает проясняться политическая ситуация в Грузии. Несмотря на кажущийся хаос и ослабление центральной власти в Тбилиси, режим Саакашвили, на самом деле, консолидировался после войны, сомкнул свои ряды и сейчас его позиции, на наш взгляд, не только не слабее прошлогодних, но чуть ли не сильнее.
Рассмотрим чуть подробнее этот «парадокс». Казалось бы, после поражения в августовской авантюре и вынужденного признания Россией независимости двух сепаратистских республик Саакашвили должен был напрочь утратить легитимность (и так стоящую под большим вопросом из-за фальсификаций на президентских выборах) и остатки доверия в стране и превратиться во второго Ющенко с двухпроцентным рейтингом. Тем более, что вся риторика Саакашвили, начиная с прихода к власти в результате т.н. революции роз, была основана на лозунге «возвращения потерянных территорий». А перед выборами 2008 года он торжественно дал клятву в телеэфире, перед своими сторонниками, что «передаст в руки своему преемнику объединенную Грузию».
К этому надо добавить мировой экономический кризис, усугубленный в Грузии военным конфликтом, что привело к бегству из страны инвесторов и антинародную политику усиленной вестернизации, проводимую режимом со дня прихода к власти. Все это вместе вроде должно было привести к взрыву всенародного негодования и ненависти к Саакашвили и его окружению. И действительно, митинги 9 апреля и 26 мая, когда собрались десятки тысяч (по некоторым данным, свыше ста тысяч) тбилисцев для выражения протеста властям, говорят о потенциале массового недовольства и гнева. Более того, часть толпы 26 мая была настроена крайне радикально и требовала от лидеров оппозиции решительных действий.
Однако, оказалось, что вся эта шумная и немного бестолковая кампания грузинской оппозиции пока лишь сыграла на руку Саакашвили и стала инструментом «выпускания пара». Саакашвили списал экономическое обнищание народа, вызванное его политикой конфронтации с Россией, на войну, на мировой кризис, а теперь еще и на происки оппозиции, за спиной которой, как постоянно намекают представители режима и контролируемые им средства информации, также стоит Россия. В условиях жесткого кризиса и попутного массового, целенаправленного промывания мозгов население теряет способность адекватно оценивать ситуацию и становится как бы в роли заложника у террористов, у которого иногда проявляется странная симпатия к похитителям (т.н. стокгольмский синдром). Можно привести другой пример, когда некая страна попадает в блокаду и ее власти списывают все невзгоды на внешних и внутренних врагов, что приводит к сплачиванию большей части населения вокруг этой власти. Эти примеры показывают, что кризисное, шоковое сознание имеет свои особенности, которые можно использовать для достижения неожиданных, нелогичных на первый взгляд результатов.
Именно это и произошло и происходит сейчас в Грузии. Саакашвили, а точнее, его советники, пиар-специалисты и политтехнологи (предположительно, западного «производства») спровоцировали местную оппозицию на продолжительную и довольно бессмысленную акцию, ввергли сознание народа в вялотекущий, управляемый, продолжительный шок и перемещав в это состояние шока и усталости плачевные итоги августовской войны и экономической катастрофы, в значительной степени нейтрализовали их опасный для себя взрывной потенциал.
Это не значит, однако, что Саакашвили уже достиг той цели, чтобы спокойно проводить выборы, пусть и в привычной для себя манере массовых фальсификаций. Одиозность режима настолько очевидна, что и с помощью изощренных действий властей и ежедневного «промывания мозгов» населения не удается пока загасить неприязнь и даже ненависть к режиму со стороны многих социальных групп и слоев, значительной части интеллигенции и т.д. Особенно это заметно в Тбилиси, где у населения есть хоть какой-нибудь альтернативный источник информации в виде двух маленьких оппозиционных телеканалов (также и большая часть газетных тиражей распространяется в столице). Но при сохранении нынешних тенденций, возможно Саакашвили удастся вытянуть рейтинг до того минимального уровня, который позволит проводить ему выборы, добавляя себе привычную фору в виде фальсификаций и привлекая на помощь своих западных покровителей.
Нельзя недооценивать правящий режим в Грузии, а точнее, силы, стоящие за его спиной. Режим уделяет огромное внимание тотальному контролю над информационным полем, особенно над электронными средствами информации. А это уже довольно серьезная гарантия незыблемости правительства, поскольку в наше время тот, кто контролирует масс-медиа, в значительной степени контролирует сознание людей, особенно если применять арсенал лжи и пропаганды на всю мощь, причем профессионально и иногда довольно тонко.
Применяются и другие методы, например, политика «маленьких шагов», которая довольно эффективна в кризисное время, когда восприятие событий т.н. рядовыми людьми меняется, о чем упоминалось выше и когда материальные ожидания населения резко занижены. Такая политика может выражаться в действиях, вроде бы пустяковых, незначительных. Это может быть чем угодно - отремонтировать водовод в селе, установить новые сверкающие урны на улицах или кассовые аппараты в автобусах, починить крышу школы и т.д. Все это еще и показывается каждый день, как бы мимоходом, в выпусках новостей, вместе с вояжами президента, который открывает (часто во второй или даже в третий раз) какие-то объекты инфраструктуры и пр. Таким образом зомбируется, убаюкивается сознание людей, их протестные настроения. Может быть, это трудно понять в России, где уровень жизни, особенно в городах, почти на порядок выше и соответственно, ожидания людей от местной или федеральной власти намного выше, чем в Грузии, где в сельской глубинке даже открытие в селе родника или расчистка оросительного канала является важным событием и автоматически резко увеличивает рейтинг власти, особенно на фоне экономического кризиса и отчаяния людей.
Таким образом, режим Саакашвили добился того, что вместе с экономикой, которая опустилась на дно (и даже еще не достигла этого дна), еще глубже опустились ожидания людей. Они ничего не ожидают и никому не верят, в том числе, оппозиции, которая с поразительным (и подозрительным) упорством не замечает экономическую ситуацию в стране и борется, как она говорит, лишь за «соблюдение прав человека», «свободы слова» и «прав собственности». Население же, ввергнутое в шок и кризисное сознание, озабочено лишь проблемами выживания и удовлетворения элементарных потребностей. В таких условиях, стоит экономической ситуации чуть-чуть улучшиться, например, в результате ослабления мирового кризиса, как правящий режим извлечет из этого максимальные электоральные выгоды, так как пропаганда легко уверит население, что самое страшное позади и «героическая» власть, стоящая на «защите отечества», не дала «обрушиться» стране и даже начала ее вывод из кризиса. А чья политика ввергла в страну в кризис в такой острой форме, уже никого, кроме отдельных представителей маргинализированной оппозиции, волновать не будет.
В пользу того, что режим Саакашвили нельзя недооценивать и принимать его только за сборище параноиков и авантюристов, говорят долгосрочные направления политики, которые с помощью этого режима осуществляются в стране Западом. Прежде всего это политика в сфере образования, которая уже несколько лет полностью отдана выходцам из Института свободы и подобных же неправительственных организаций, основанных и финансируемых Дж. Соросом и другими идеологами современного западного либерализма. Школьные программы и весь образовательный процесс в школе строятся таким образом, чтобы, с одной стороны, понизить стандарт образования в обычных (неэлитарных) школах, с другой стороны, постепенно пропитать сознание подрастающих поколений русофобией, атеизмом, нигилистическим отношением к собственной стране и истории (что иногда «компенсируется» уродливым национализмом), западным пониманием «толерантности», а точнее безразличия ко всему и т.д. Примерно то же самое постепенно делается и с высшим образованием. Что касается русофобии, то она стала уже почти официальной «идеологией» власти, подобно некоторым регионам Западной Украины и даже в большей степени. Русский язык сознательно и интенсивно вытесняется, как из образования, так и из культуры. Дети, молодые люди, все хуже знают русский, все больше среди них таких, которые даже прочитать элементарный текст на этом языке не в состоянии. Таким образом, Грузия становится белым пятном на пространстве, где языком межнационального общения, «lingua franca», является русский язык.
Экономическое банкротство Грузии, которая держится на массированной помощи западных стран, прежде всего, США, деградация культуры, постоянно понижающийся образовательный уровень и массовая эмиграция из страны не должны вводить в заблуждение, что такая Грузия, урезанная территория времен де-факто президента Саакашвили, неминуемо катится к краху, концу государственности и к полному развалу страны. Видится, все таки, что заокеанские и европейские хозяева режима не оставят его на произвол судьбы и не откажутся от поддержки, явной или неафишируемой. Учитывая же стратегическое значение этой территории, где по узкому коридору ежегодно прокачиваются в обход России и Ирана энергоносители стоимостью в миллиарды и даже десятки миллиардов долларов, близость к горячим точкам России в Северном Кавказе и относительно небольшие суммы, в которые обходятся Западу содержание режима, особенно по сравнению с суммами транзита, можно не сомневаться, что функционирование нынешней правящей «элиты» будет сохранено без кардинальных изменений. А так как режим уже опустил ожидания населения до минимального уровня, даже небольшое улучшение ситуации может быть воспринято им (населением) с облегчением, что обеспечит режиму спокойное существование.
Создает ли для России такая Грузия угрозы? На первый взгляд, непосредственных угроз на данный момент нет. Абхазия и Южная Осетия защищены российскими войсками, вступление Грузии в НАТО и размещение на ее территории войск и военных баз западных стран в ближайшей перспективе нереально. Российские войска находятся в 50 километрах от Тбилиси и считается, что контролируя Абхазию и Южную Осетию в военном плане, Россия имеет своеобразный «блок-пакет» в грузинских делах. Не контрольный, как у американцев, но достаточный, чтобы нейтрализовать особо опасные вызовы ее национальным интересам. Все это так, однако, думается, что в средне- и долгосрочной перспективе, если не ставить на естественное ослабление американских позиций во всем мире в силу глубинных исторических процессов, развитие Грузии по сценарию, по которому она движется сейчас, приведет к окончательному формированию квази-страны, которая станет оплотом русофобской политики в регионе, территорией, напичканной сетями разведслужб США, Израиля и других стран, плацдармом для бесконечных провокаций и подрывных действий против России, а также, возможно, Ирана.
До сих пор российская политика по отношению Грузии (и не только) не могла предложить внятную альтернативу такому развитию событий, не активизировала слои грузинского общества, которые могли бы откликнуться на российские инициативы и начать противодействие многолетней политике западных стран, которые через многочисленные программы сотрудничества, неправительственные организации и культурно-просветительские проекты насаждают свои ценности, методично «выращивают» социальные группы и элиту, которая ориентируются только на Запад и уже почти ненавидит Россию и все русское.
Безусловно, России нужна некая новая идеология или образ, которую она могла бы продвигать и в соседних странах, увеличивая симпатии к себе и постепенно строя единое или объединенное культурно-экономическое пространство. Одной из составных частей этой идеологии должно стать православие, но чтобы диалог в рамках православия активизировался, нужно усилить сотрудничество между православными церквями двух стран. Было бы желательно, чтобы больше грузинских студентов направлялись на учебу в духовные академии и семинарии в России, больше грузинских богословов получали ученые степени в России и т.д. Помощь Грузинской Православной Церкви со стороны РПЦ была бы желательна, так как в Грузии Церковь подвергается сильному давлению со стороны властей и вообще, политического класса (который в значительной степени состоит из американских агентов влияния второго и третьего эшелона), стремящегося использовать ее авторитет в своих целях. Но также очень важно начать осуществление хорошо продуманных политических и культурных проектов в Грузии, помогая созданию новой элиты страны (в нынешней ситуации - контр-элиты). В умении применять политику «мягкой силы» (soft power), вместе с умением вести многоходовые сложные политические игры, виден класс государства, его зрелость и степень живучести на мировой конкурентной арене. Именно таких шагов со стороны России больше всего опасается местная политическая верхушка и постарается создавать препятствия в осуществлении подобных проектов. Однако в этом случае России следует проявить максимальную жесткость и любыми способами пресекать возможные незаконные попытки нынешних властей Грузии силовыми или другими противозаконными способами мешать легальным и конституционным действиям грузинских граждан, использующих свое право на политическую, информационную, издательскую, образовательную или иную деятельность. Только так, на наш взгляд, можно добиться реального ослабления антигрузинского в первую очередь режима Саакашвили и начала процесса избавления Южного Кавказа и ближайшего к Югу России региона от политического «гнойника», в котором, по сути, превращена территория, контролируемая тбилисским режимом.
Георгий Векуа - обозреватель интернет-журнала Caucasia-Experts.org (Tbilisi)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.