Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Марина Войтенко

Видео

Аналитика

19.06.2009 | Екатерина Поспелова

Эра госрегулирования

Президент США Барак Обама на днях представил свой план жесткого регулирования финансовой системы. Основная идея сводится к расширению существующих органов, в первую очередь ФРС, а также к введению надзора за теневыми секторами экономики. Очевидно, что эти меры приведут к бюрократизации финансовой системы США и не повысят интерес к фондовому рынку со стороны инвесторов.

По плану Обамы в центре будущей машины госрегулирования финансового сектора будет стоять ФРС, на которую возложат ответственность регулирования системными рисками. Федеральный резерв будет контролировать не только банки, но и практически все крупные финансовые компании, играющие системообразующую роль в экономике. Причем администрация президента оставит за собой право деления таких компаний на части или их перевода во временное госуправление. Высшим уровнем контроля будет специально созданный при Федеральном казначействе Совет по надзору за рынком финансовых услуг, в который должны войти министр финансов, председатели ФРС, Федеральной корпорации страхования депозитов, комиссий по ценным бумагам и биржам и по срочной биржевой торговле. Через ФРС, Совет сможет получать информацию от любой финансовой компании, в том числе от ее дочерних структур. Однако контроль ФРС не будет безграничным, ей все равно придется согласовывать с минфином выдачу кредитов крупным предприятиям. По идее автора плана, эти меры позволят видеть всю финансовую картину в целом, что, в свою очередь, будет способствовать оперативному мониторингу возникающих угроз.

Кроме того, план предполагает установление надзора за нерегулируемыми областями финансовых рынков. Например, администрация намерена контролировать внебиржевые финансовые деривативы, в том числе и свопы «кредит-дефолт». В результате будут введены стандарты учета данных и отчетности в этой сфере, учреждены специализированные расчетные дома, а также проведена обязательная регистрация дилеров, работающих на этом рынке. Власти хотят обязать компании, выдающие секьюритизирующие кредиты, экономически участвовать в рисках своего продукта, оставляя на балансе не менее 5% выпуска. По идее участие кредиторов в собственных продуктах может способствовать качеству кредитных ресурсов.

С требованием жесткого регулирвоания финансового сектора также выступил со страниц The Financial Times и известный американский финансист Джордж Сорос. Причем следует отменить, что до кризиса миллиардер не был замечен в симпатиях к усилению госконтроля. Все рекомендации он свел к трем принципам: недопущение разрастания пузырей на рынка; управление доступностью кредитов; полный отказ от саморегулирования рынков.

В частности, для предотвращения пузырей на рынке недвижимости Сорос предложил ввести регуляторы размеров выдаваемых кредитов. В результате сумма кредита должна варьироваться в зависимости от рыночной стоимости залога для ипотеки объектов недвижимости. Естественно, будут установлены маржинальные требования и требования к минимальному капиталу.

Сорос изменил свой взгляд и на саморегулирующие рынки. Если раньше он был уверен, что эффективные рынки стремятся к равновесию и отклонения от этой гипотезы маловероятны, то сейчас Сорос вводит одно – «но» - сегодня рынки далеки от эффективности, поскольку они подвержены дисбалансам. Надеяться на сознательность, компетентность и силу отдельных игроков не приходится. Поэтому финансовый гуру логически подводит нас к необходимости регулирвоания системных рисков. На первый взгляд рекомендации Сороса звучат в унисон плану Обамы. Однако, по мнению финансиста, все усилия по построению системы регулирвоания могут свестись на нет в силу некомпетентности самих же регулируемых органов. Рынки, конечно же, несовершенны, но регуляторы еще более далеки от идеала, в силу своей человеческой природы, сетует Сорос.

Следует сказать, что бывший глава ФРС Алан Гринспен и его единомышленники решительно отказывались контролировать рынки. Тогда Гринспен говорил, что если уж сами рынки не могут четко определить, раздуты они или нет, то регуляторы тем более не смогут это сделать. Поэтому сейчас Сорос настоятельно советует заняться повышением квалификации специалистов регулирующих органов. По его мнению, необходима оперативная система мониторинга рынков.

Пока не понятно, сможет ли справиться с комплексным мониторингом финансового сектора ФРС после расширения ее полномочий, но то, что финансовая система будет жестко бюрократизирована - это факт. По сути дела, усиление контроля со стороны государства может обернуться переносом фондового рынка на нерыночную основу, что, естественно, снизит интерес инвесторов к американскому рынку и усилит волатильность в целом.

Уж точно не прибавит привлекательности рынку и мера усиленного контроля за всеми системообразующими предприятиями со стороны ФРС. Вряд ли будет способствовать повышению эффективности системы менеджмента крупных компаний и перспектива быть распиленными на части или попасть под полное госуправление.

С учетом того, что триллионы долларов, потраченные администрацией на тушение пожара в банковской системе еще в прошлом году, эффективности своей не показали, надеяться на то, что зарегулирование сектора поможет хоть как-то способствовать выходу из кризиса, не стоит. При этом администрация совершенно забывает о росте безработицы и падении производства. Сейчас очень была бы кстати программа поддержки реального сектора экономики. Не надо забывать, что потребительский спрос обеспечивает порядка двух третей ВВП. Но, увы, неизвестно, когда американские власти обратят внимание на реальный сектор.

Екатерина Поспелова – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net