Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

24.07.2009 | Борис Макаренко

Первая святость Руси

24 июля исполняется 994 года мученической гибели князя Бориса, который вместе с погибшим вскоре его младшим братом Глебом стал первым русским, канонизированным русской и византийской православными церквами. Русское православие чтит память этих русских святых 6 августа по григорианскому календарю. Мы же осмелились опубликовать этот текст сегодня – потому что в XI веке еще не было деления на григорианский и юлианский стили – событие произошло именно 24 июля.

Недавно святые мученики удостоились рецензии со стороны нашего премьера, увидевшего их изображения на картине Ильи Глазунова: «Отдали все без борьбы… Легли и ждали, пока их убьют». Только почему именно эти, «отдавшие все без борьбы» святые, как гласит предание, являлись русскому воинству в канун Невской битвы, князю Дмитрию в канун битвы на Дону… не их равноапостольные отец Владимир и бабка Ольга – монархи со славным перечнем побед и деяний, а два юноши, ничего в своей жизни не успевшие сделать, кроме как «лечь и ждать»?

Ответ прост: их мученическая смерть осталась в памяти российского государства и российского народа. Она, как бы сейчас сказали, вызвала широкий общественный резонанс в низах и была подхвачена удельным новгородским князем Ярославом, бросившим вызов захватившему престол Святополку и использовавшим в блестящем пиаре XI века народное возмущение братоубийством. Именно в эти годы родилось в русском языке слово «окаянный» - уподобившийся Каину, т.е. братоубийца – с этим нелестным титулом и вошел в русскую историю злосчастный Святополк.

«Слабость» житийного Бориса двоякая – во-первых, он действительно не вступил в борьбу за власть. Откроем Карамзина. После известия о смерти князя Владимира, Борис, находившийся в походе с отцовской дружиной, которая воспринимала его как военного вождя и вероятного наследника, не решился на захват власти: «Товарищи побед Владимировых говорили ему: «Князь! С тобой дружина твоя и воины отца твоего; поди в Киев и будь Государем России!» Борис ответствовал: «Могу ли поднять руку на брата старейшего? Он должен быть мне вторым отцом». «Сея нежная чувственность, - продолжает Карамзин, казалась воинам малодушием: оставив Князя мягкосердечного, они пошли к тому, кто властолюбием своим заслуживал в их глазах право царствовать». [Н.М.Карамзин, История государства российского, Т.2, гл. 1] Так что не первый раз князю Борису бросается упрек в слабости.

Вторая слабость – «легли и ждали»: согласно житию, Борис в преддверии неминуемой смерти молится и благодарит Господа за испытание веры и мученичество во имя Его. Покорно навстречу своей судьбе плывет Глеб.

Попробуем разобраться с этими двумя слабостями, начав с последней. О смерти братьев мы, казалось бы, знаем удивительно много для события почти тысячелетней давности, включая имена и убийц, и того венгра Георгия, который пытался защитить Бориса своим телом – хоть открывай уголовное дело. Но в этом житийном рассказе есть свои неувязки. Могли ли княжичи, воспитанные как воины, рыцари, «лечь и ждать»? Шансов выжить у них практически не было, но свою жизнь они не могли не защищать до последнего – иного не позволяла этика воина. Во всяком случае, это относится к Борису: Глеб еще подросток, к тому же «детеск телом», т.е. не атлетичен по сложению.

Объяснение напрашивается достаточно простое. Для византийской церкви было непривычно канонизировать мирян, пострадавших не за веру, а в политической усобице. Как свидетельствуют летописи, греческий митрополит Иоанн, тот самый, который установил святым праздник, был «преужасен и в усумнении» при вестях о первых чудесах на мощах братьев. Даже спустя полвека, при новом перенесении мощей греческий митрополит Георгий «бе не верствуя, яко свята блаженна», т.е. не верил в их святость. Поэтому те, кто утверждал культ почитания Бориса и Глеба, отчасти рождавшийся снизу, отчасти поощрявшийся занявшим киевский престол Ярославом, сознательно или подсознательно искали аргументы, чтобы убедить представителей византийской матери-церкви. Потому-то они в жизнеописании святых подчеркивали их набожность, интерес к житиям святых мучеников, поэтому акцентировали в рассказе об их мученической кончине смирение, обращение последних мыслей и слов к Всевышнему. С этим не стыкуются некоторые детали чрезвычайно подробного, написанного явно со слов очевидцев повествования о непосредственно предшествующих убийству событиях.

Борис, преданный дружиной (которая должна была по нравам того времени остаться с ним, несмотря на отказ вождя идти на Киев), уже понимает всю тяжесть своего положения, но убийц все же встречает «в оторопи», выйдя навстречу им из шатра. Глеб спешит в Киев, обманно вызванный Святополком, и встречает ладью убийц – но гибнет не от их рук, а от ножа собственного повара, находившегося на его же ладье. Налицо признаки не только злодейства, но и измены, коварства, попыток защиты (венгерский оруженосец Бориса Георгий). Так что, если братья и не смогли защититься, то, скорее всего, потому, что были застигнуты врасплох.

Отсюда переходим к обсуждению второй якобы «слабости» - уже одного Бориса, Глеб, равно как и третий погибший по приказу Святополка брат Святослав становятся жертвами продолжающейся усобицы. Борис, хотя и из младших сыновей Владимира, мог рассматриваться как претендент на престол: любим отцом, уже обретавший репутацию полководца – в походе на печенегов с ним цвет отцовской дружины, который и побуждает его захватить власть в Киеве, опираясь на их воинскую силу. Разбираться в мотивах и усобицах политической борьбы тысячелетней давности – дело безнадежное. Но подчеркнем несомненное: Юный князь поднимает очевидную моральную норму – уважение старшего брата и повиновение его воле – до нормы политической – отказа от того, чтобы попытаться перехватить у него власть вооруженной силой. Поступок отнюдь не слабого, но нравственного человека, к тому же с государственным мышлением: он не может допустить, чтобы наследственная власть потеряла легитимность.

Очевидно (попытка реконструкции – целиком на моей совести), авторитет Бориса как «принца крови» и военачальника столь высок, а нравственный поступок столь значим, что Святополк и переметнувшаяся на его сторону дружина считают Бориса слишком опасным конкурентом, которого нельзя оставить в живых. Братоубийство, совершенное зло и коварно, последовавшее после демонстрации лояльности и нравственности – вот что вызвало возмущение киевлян и сочувствие погибшим братьям. Подобная цепь событий имела однозначную трактовку как с точки зрения только утверждающейся христианской, так и языческой морали раннефеодального общества. Последовавшая междоусобная война, в которой Святополк обращался за помощью и к инославному польскому монарху, и творил новые злодеяния (впрочем, обо всем этом мы знаем благодаря летописцам, служившим победителю Ярославу) только усилила и политические, и нравственные основы почитания святых мучеников.

Я не специалист ни в древнерусской истории, ни в житиях христианских святых. Как политолог с историческим образованием, я всего лишь попытался поразмышлять об общественно-политической стороне событий, которые дали русской земле ее первых канонизированных святых. Ольга, Владимир, мученики за веру Федор и Иоанн жили раньше Бориса и Глеба (впрочем, всего на одно-два поколения), но канонизированы были позже. И как мне кажется, из этой истории не следует заведомая «слабость» или пассивность молодых князей. Не за слабость их почитали: напротив, они стали примером нравственного поведения и отказа от потрясения основ монархии, в ту эпоху тождественной государственности.И в заключение, предвосхищая вопрос, пишу ли я о Борисе потому, что сам ношу это имя: ответ положительный. Мне всегда был интерес святой, во имя которого я крещен.

Борис Макаренко – Председатель правления Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net