Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

29.07.2009

Майдан погиб навсегда?

Политика делается либо в кабинетах, либо на улицах. И если в кабинетах ее творят, в основном, люди зрелого возраста, то улица отдается на откуп преимущественно молодым. Безбашенная молодежь, которой нужно выплеснуть пар из-за своего потерянного будущего, прокладывает дорогу «дядям» повзрослее. При этом улица кует кадры и для власти. Заметим, это справедливо лишь для неустойчивых обществ. Фокус внешнеполитического обозрения в который уже раз перемещается на Украину – там затевается большая игра с большими ставками. На кону страна с 46-миллионным населением, мощной добывающей и обрабатывающей промышленностью и гигантскими транспортными возможностями. Поэтому кое-кому не жаль пустить в котел политической борьбы юные души. Не дурно было бы узнать, кто она вообще такая – современная украинская молодежь? Во что верит? И верит ли вообще? Кого поддерживает? Готова ли выйти на улицы? И кто на сей раз поведет студентов и малоимущих на новый Майдан? В атмосферу молодой и радикальной Украины погружаемся вместе с политологом, директором Центра исследований проблем гражданского общества (Киев) Виталием Куликом.

- Современная украинская молодежь в идейном плане кто? Социалисты, либералы, демократы, коммунисты, может, просто пофигисты?

- Картина двоякая. С одной стороны есть тотальный отказ молодых от любой идеологии. Большинству политика не интересна. С другой стороны, в последние два года – идеологизация наиболее активной части молодежи (15%-20%). Причем этот процесс тоже двоякий. Набирают популярность как ультраправые идеи, связанные с бон-хэдовской субкультурой (расизм и ультранационализм), так и ультралевые - антифа (антирасистская и антинацистская субкультура). Происходят столкновения между двумя этими движениями, что повышает идеологический арсенал этих группировок и формы самоорганизации. Молодые ультралевые влияют на все левое движение и могут составить конкуренцию ультраправым в уличной политике.

- С кем хочет себя видеть молодежь Украины – с Европой или с Россией?

- По ценностным ориентациям 85%-90% молодежи является демократически настроенными, позитивно относящимися к европейским ценностям и однозначно для себя выбравшими интеграцию в Европу. Только около 15% молодежи Украины видит будущее своей страны в союзе с РФ. Это означает одно – однозначное движение молодых украинцев в сторону Европы. Но значительная часть молодежи ничего не будет делать, чтобы европейский выбор воплотился в жизнь! Молодые декларируют, но не ведут себя как консерваторы, либералы, демократы и пр. То есть примерно у 60% молодых граждан ценностные установки существуют, но нет гражданской позиции.

- Как партии используют молодежный ресурс? Если вспомнить Майдан, то этот ресурс был чуть ли не основным инструментом уличной политики…

- На данный момент роль молодежек в партиях значительно упала. Партийное руководство, конечно, пытается использовать молодежь для мобилизации, но не обеспечивает дальнейший карьерный рост лидеров и активистов своих молодежных объединений. Это приводит к тому, что часть молодежи уходит из партийных молодежек. В Украине также существует феномен молодежных партий, которые делают ставку в основном на молодых и эксплуатирует идею прихода молодежи к власти. Это Молодежная партия Украины, это «Молодая Украина», это партия «Пора» и некоторые другие политические организации. Молодость для них – брэнд. Но эти силы так же не имеют успеха, потому что молодые не инвестируют свои интересы в эти политические силы.

В Украине развивается новое социальное движение – неофициальная, небюрократизированная сеть молодежных объединений. Она существует как на местно, так и на всеукраинском уровнях. Эти объединения, как правило, ставят себе конкретные конкретных локальные цели – борьба против повышения тарифов, против принятия Трудового кодекса, за создание сетевых инициатив в поддержку независимых студенческих профсоюзов и т.д. Эти движения пока не носят партийного окраса и четкой идеологической ориентации. Главное для них – достижение социально значимых целей. В таких сетевых объединениях принимают участие как правые, так и левые. И подобных инициатив довольно много.

- Вы сказали, что в молодежной среде есть радикализация справа (ультранационалисты) и радикализация слева (антифа). Что становится для них полем битвы – вся страна или отдельные регионы? Либо этой битвы вообще нет?

- У нас уже есть битвы и есть первые убитые, как среди ультраправых, так и ультралевых. В апреле был убит Максим Чайка, один из лидеров ультраправых Одессы. Убит людьми из антифа. Для ультраправого движения Украины появились первые «иконы» и первые мифы.

Источник распространения ультраправых – нестабильная политическая и ухудшающаяся экономическая ситуация. К ним идут выходцы из рабочих окраин, из техникумов и ПТУ, то есть неимеющие высшего образования. А если и имеют, то они – выходцы из рабочих семей, живущих ниже уровня среднего класса. Антифа – наоборот, люди, в основном имеющие высшее образование, но они так же выходцы из рабочих семей, из «немажорной» среды. К радикализации в обоих случаях подталкивает отсутствие будущего.

Главная борьба между правыми и левыми – это борьба за контроль над уличной политикой. И правые и левые принимают участие в социальных акциях протеста. Но и тут между ними есть смычки. В этом году правые впервые вышли 1 мая на свою акцию социального протеста. В этот раз для них 1 мая было праздником солидарности и социальной справедливости, как и у левых.

- Кто-то из больших политигроков будет использовать ресурс ультраправых и ультралевых . Пока такой опеки нет, но возможно их мобилизуют к президентским выборам, когда кого-то не устроят их результаты?

- Во-первых, естественно, что в среде ультраправых активно работает партия «Свобода» Олега Тягнибока. Именно под «Свободу» была проведена мобилизация значительной части бон-хэдовского и национал-социалистического движения.

Есть попытки определенных политических сил установить контроль над ультралевым молодежным движением. Речь идет, например, о небольшой сетке организации марксистов, которые сейчас близка к Леониду Грачу. Есть попытка консолидировать новых левых в одноименном движении. Но это не партия, а объединение разнообразных молодежных инициатив. Новые левые имеют определенной идеологической и политическое влияние на антифа, но они не контролируют это движение. Настоящее ультралевое движение на данный момент автономно и непартийно. Его подогнать под выборы невозможно, а вот ультраправое – наоборот!

- У нас в России очень активно используется ресурс футбольных фанатов. Их используют от ДПНИ до ЛДПР и партии власти. Используют ли этот ресурс на Украине? И кто это делает?

- Большинство наших футбольных фан-клубов или аполитичны или правоориентированы. Например, фан-клуб «Динамо» (Киев) до недавнего времени был ориентирован на ультраправых – партию «Свобода» и ряд других бон-хэдовских структур. В Украине существует только один клуб, который условно мы можем назвать «красным» или ультралевым. Это «Арсенал (Киев). «Шахтер» (Донецк) – аполитичный фан-клуб. В то же время фанаты «Шахтера» сотрудничают с Партией Регионов и иногда составляют для нее массовку. Но я не знаю случаев, чтобы «Шатер» использовал свой фан-клуб в качестве боевой единицы. Но в то же время, я знаю, что отдельные партии используют болельщиков «Динамо» в качестве боевой единицы в Киеве. Это в основном «Свобода», раньше это была «Пора». Хотя сам клуб принадлежит бывшему социал-демократу Суркису, к тому же еврею по национальности.

- В январе 2010 года, наверняка, будут обиженные результатами выборов. Это может быть как Тимошенко, так и ПР. Может ли в таком случае одна из политсил отмобилизовать свой электорат, в том числе молодежь, на новый Майдан?

- Новый Майдан сможет привлечь большие массы людей, только если будет проходить в форме фестиваля-карнавала. Но у меня есть сомнения, что молодежь будет стоять до конца и проявлять такой же энтузиазм, как это было в 2004 году. Идейных на Майдане-2 не будет - только материально простимулированные люди. Как только начнутся первые холода, проблемы с финансированием, трудности на работе и учебе значительная часть молодежи уйдет с этого Майдана. Не будет той атмосферы 2004-го. Будет небольшое политическое мероприятие. Не более того!

Беседовал Олег Горбунов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net