Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.08.2009
Пределы «обамомании»
На днях исследовательский центр Pew опубликовал данные международного опроса общественного мнения Global Attitudes. Результаты исследования авторитетного агентства свидетельствуют о том, что с началом президентства Барака Обамы отношение к США в мире изменилось в лучшую сторону. В этой связи «Политком.ру» побеседовал о пределах и возможностях «обамомании» с Борисом Макаренко, председателем Правления Центра политических технологий.
- По результатам опроса Global Attitudes, проведенного исследовательским центром Pew, оказалось, что с началом президентства Обамы отношение к США существенно изменилось в положительную сторону. Можно ли сказать, что Барак Обама на сегодняшний день является залогом «мягкой силы» Соединенных Штатов?
- В таком опросе всегда главной интеллектуальной загадкой является определение тонкой грани - положительные сдвиги в отношении к США это реакция на Обаму лично или на изменение курса. Понятно, что эти два фактора связаны. Курс Буша ушел бы вместе с Бушем, и на смену ему пришел бы другой более традиционный для американской политики и более приемлемый для всего окружающего мира. Так что я думаю, кто бы ни пришел на смену Бушу, такая тенденция все равно имела бы место, но, скорее всего, имела бы менее яркую и заметную форму – слишком уж неординарна и интересна личность нового американского президента. Недаром уже появилось слово «обамомания», которая, правда, в России выражается слабее, чем в других странах мира.
- Где, на Ваш взгляд, наиболее популярна «обамомания»?
- Ясно, что именно личность американского президента подействовала на избирателей в западноевропейский странах – например, во Франции и Германии. Понятна реакция лично на Обаму в тех странах, с которыми связана его биография. В последнем опросе исследовательского центра Pew упоминается Индонезия, где популярность США с приходом Обамы почти удвоилась. Мы не знаем, проводился ли опрос в Кении, но если бы проводился, то там показатель был бы еще выше, чем в Индонезии. Когда мы доходим до мусульманских стран, где результаты исследования отношения к США разочаровывают американцев, то ясно, что один Обама все изменить не может. Отношение к Соединенным Штатам как к верному союзнику Израиля в мусульманских странах не может измениться радикально. В то же время сдвиг все-таки есть, пусть и незначительный. Опрос показывает одну очень важную вещь – только потому, что в Америке стал президентом человек с мусульманским именем Барак Хусейн, хотя и христианин, мусульмане кардинально своего отношения к США, естественно, не изменят.
- А как Вы оцениваете мнение о том, что обращении Обамы к мусульманскому миру, произнесенное в Каире, не произвело должного эффекта?
- Не знаю насколько комментарий о том, что речь Обамы в Каире не произвела впечатления, принадлежит исследовательскому центру Pew или это трактовка российских информационных агентств. Но я бы не спешил со скептическими оценками воздействия речи Обамы в Каире, нужно уточнить, что эта речь содержала философский компонент, где Обама пытался объяснить отношение Америки к исламу. Обама во многом использует историческое наследие Джона Кеннеди. Когда Обама выступал с этой речью в Каире, у меня сразу возникла параллель со знаменитой речью Джона Кеннеди на конференции протестантских священнослужителей в 1960 году незадолго до начало его избирательной программы. Он объяснял протестантам, что такое католик в Америке. Не сразу, не одномоментно, но именно эта речь человека, ставшего затем президентом США, лежит в основе «усыхания», а потом и исчезновения недоверия американского общества, преимущественно протестантского, к своим согражданам католикам. Этот процесс занял годы или десятилетия, но начался он именно с этой речи Кеннеди в 1960 году. Конечно, параллель непрямая – к католикам в США до 60-х гг. существовало предубеждение, полноценные ли они американские граждане, нет ли у них лояльности Ватикану, а не Вашингтону. Но в отношениях между католиками и протестантами не было речи об антагонизме, о насильственных конфликтах. Безусловно, водораздел между Соединенными Штатами и исламом гораздо глубже, но параллель, тем не менее, напрашивается. Эффективность речи Обамы в Каире будем оценивать лет через 10, если не через 20. И все зависит, конечно, не от одной удачной или не очень речи, а от многих факторов, будут ли те разумные принципы, сформулированные Обамой в Каире, воплощаться в реальной американской политике.
Беседовала Ольга Мефодьева
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.