Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
13.08.2009 | Сергей Мусиенко
Беларусь как инкубатор для «легализации» новых олигархов
В последнее время стало так много конфликтов в межгосударственных отношениях России и Беларуси, что кажется – вот-вот и мы достигнем «точки невозврата». «Сахарная» (2005), «нефте-газовая» (2006-2007) и, наконец, «молочная войны» (июнь 2009-го) заметным образом сказались на интеграционном процессе двух стран. Почему происходят эти конфликты? Как изменить ситуацию? Что нужно для возрождения проекта «Союзное государство»? Почему Бородин хочет присоединить к нему ГДР? Что за особый генофонд у белорусов и о чем говорил Медведев в Брестской крепости? Об этом и многом другом «Политком.ру» рассказывает белорусский политолог, руководитель аналитического центра «ЕсооМ» Сергей Мусиенко.
«Мы ощущаем себя гражданами пространства от Калининграда до Курил»
- Встреча президента Александра Лукашенко с Папой Римским, вступление Белоруссии в «Восточное партнерство», получение кредита от Международного валютного фонда, «торговые войны» с Россией, – все это могло вынудить Белоруссию однозначно интегрироваться с Западом. Действительно ли руководство страны выбрало такой однозначный путь?
- Нас – белорусов – удивляет однозначность оценки ситуации в Беларуси с российской стороны в последнее время. В вашем вопросе эта нота прослеживается – вы решили за нас, что мы выбрали один вектор. На самом деле мы его не выбирали.
Нам иногда кажется, что в России попросту нет людей, профессионально оценивающих ситуацию в Беларуси. Все толковые специалисты просто занимаются другими направлениями российской внешней политики, а нам достаются только маргиналы от аналитики, которые «наушничуют», что мы уходим в Европу. Да никуда мы не уходим, не собирались уходить и не уйдем!
Нельзя забывать, что у нас нешуточный товарооборот с Российской Федерацией, существует, вообще-то, Союзное государство.
Более того, у нас более 12% жителей Белоруссии – русские по национальности. Еще больше тех, кто по переписи – белорусы, но у них один из родителей – русский. Получается, что порядка четверти населения или даже больше связано родственными связями с Россией! Поэтому у нас просто физически не может вызреть желания оторваться от России! От чего отрываться? От своих родителей? От своих братьев и сестер?.. Я имею в виду вполне конкретное родство, а не эфемерно-мистическое.
Россия – единственная страна, с которой у Белоруссии нет границы, да и у России это единственная открытая граница. Правда, часто бывает, что это плохо. Но хорошо, что нас не держат на границе. Зачем нам лишаться этого блага? Это ведь утилитарные вещи – люди не пойдут против того, что хорошо.
Еще – совместное прошлое в Великой отечественной войне. Кто-то может сказать – «Да упоминание об этом – просто игра!» Не игра! Тут серьезное отношение к Войне! Это как рвать по живому, особенно для людей старшего поколения. Они умирали за общую страну, а не за свору олигархов, и не мыслят себя иначе как с Россией!
При всей своей малости – нас менее 10 млн. – мы ощущаем себя гражданами огромного пространства – от Калининграда до Курил! У нас идут все ведущие информационные каналы российского ТВ, совокупный тираж российских газет больше, чем местных белорусских. Мы прекрасно осведомлены о политической и общественной ситуации в России. Мы живем в общем мире!
А со стороны России идет жесткий фильтр: в Россию поступает дозированная, препарированная, зачастую только протокольная информация. Однако в последнее время наметились небольшие подвижки в лучшую сторону.
Госрейдерство
- Тем не менее, между нашими странами идут «торговые войны». Как с этим быть?
- Эта тенденция была и раньше. Это же не исходит о людей – люди в эти вещи не играют. Это не исходит от нас.
Эти, как вы их назвали – «торговые войны» – это просто желание передела сфер интересов, получения актива по сниженной стоимости. Форма рейдерского захвата с использованием административного аппарата и других возможностей Российской Федерации.
Яркий пример – ситуация с сахаром. Эшелоны с ним из Беларуси остановили на границе прямо перед Новым годом. Пострадали, кстати, российские предприятия и детишки, которые хотели полакомиться сладким на праздник. При обследовании Федеральной таможенной службой России 550 вагонов, ни в одном из них не был обнаружен тростниковый сахар, но для белорусских производителей ввели так называемый “профиль риска” (как для злостных контрабандистов), а премьер-министр РФ Михаил Фрадков заявил, что рассчитывает на введение добровольных ограничений на экспорт сахара из Белоруссии! А к нам в это время пошли ходоки – «Давайте-ка мы купим у вас предприятия»… Естественно, в такой ситуации легче давить – белорусские предприятия-то терпели убытки.
И при этом ранее эти же предприятия были модернизированы (самими белорусами!), под кредиты в российских банках! Поэтому я и называю эти «войны» формой рейдерских захватов. Точно такая же ситуация была с молоком. Российский министр сельского хозяйства Скрынник заявила, что в России есть компании которые хотят купить 12 белорусских производств!
Первое действие, которое мы рассматриваем как отход России от интеграции – это выход РФ в одностороннем порядке из соглашения о равных ценах на энергоносители, когда у Смоленска своя цена, у нас появилась другая, вроде бы международная. Но между Россией и Белоруссией есть межгосударственное соглашение, а главное - у нас нет границы! Это как отсекать Краснодарский край от остальной России. Как белорусским предприятиям конкурировать с российскими, если у вас цена на газ была в 2,5 раза меньше на уровне 2007 года?! Был расчет, что после того, как повысят цену на газ, Беларусь ляжет и ее можно будет оптом «прибить» и скупить. Мы очень подходим в качестве инкубатора для «легализации» новых олигархов, но «высиживать» и модернизировать предприятия должны сами белорусы. Есть аппетиты, у тех господ в России, кто не успел примерить на себя звание олигарха, в отношении: «Белкалия», БМЗ, Белаза, «Нафтана» и целого ряда других производств. Думают, если за ваучеры или на аукционах, это получилось в Росси, то можно сделать и в Беларуси. Но у нас не только другая ситуация в политике, но и другой менталитет, да и как-то уже мы насмотрелись на Ваших социально - ответственных олигархов!
- Белорусское руководство собирается терпеть такое и дальше?
- А как внятный человек может такое терпеть? Отсюда наше желание продолжить нормальную работу с Европой и со всем миром. Но в России это вызывает непонятную озабоченность, которая активно транслируется через СМИ. Нам это не понятно. Если мы – братский народ в Союзном государстве, то почему же вы раньше сами нам не помогали выйти из изоляции?! Если взглянуть на историю, то нельзя назвать аналогичных примеров в мире, когда государство вышло из политической изоляции без потери лица и больших финансовых ресурсов. Другие примеры имеют иную подоплеку.
Мы по своей истории и положению вынуждены дружить с соседями. У нас нормальные отношения с Литвой, Латвией, Польшей (при всех нюансах) и Украиной. А у России? Только мы – стратегический партнер, это плохо!
Поэтому населению непонятно, почему россияне рубят по живому. Кстати, и россиянам, судя по откликам в СМИ, была в целом не ясна подоплека «молочного конфликта». Они ведь привыкли к качественным продуктам из Беларуси. Раньше у нас никогда не было претензий к качеству продукции ни от Роспотребнадзора, ни со стороны потребителей.
Когда Белоруссию вынуждают останавливать растущее производство, то это раздражает. Любое шевеление России отдается дрожью по всей Европе, а тем более, Белоруссии.
В действиях Онищенко есть какая-то неадекватность! Такая же, как в случае запрета поездок детей на учебу в Великобритании. Это похоже на какие-то разборки чиновников и олигархов, дети которых должны ехать туда то ли в первый, то ли во второй раз или получать дипломы. А теперь они их не получат? Похоже на месть.
Пугающая клоунада
- Несмотря на это, Союзное государство, кажется (судя по торговому обороту), живо и сохраняет потенциал для улучшения отношений…
- Безусловно. На мой взгляд, сильно вредят процессу фигуры людей, которые руководят этим процессом. В частности, это касается Павла Павловича Бородина. Когда между Россией и Белоруссией возникают какие-то трения, то он исчезает из информационного пространства. Хотя по своему должностному положению Бородин должен в первые минуты экономического конфликта, под несуществующими флагом и гербом Союзного государства, которые он не смог создать за столько лет, бежать и отстаивать интеграционные интересы наших стран, а не быть над схваткой. Согласитесь, он должен был с позиции секретаря Союзного государства урегулировать вопросы сертификатов Роспотребнадзора и пр.
А в России, тем временем, выводов касательно него не делается. Ведь он вызывает стойкую неприязнь большинства руководителей белорусских предприятий. Как только он на каком-либо мероприятии приближается к ним, промышленники тут же дистанцируются – устали от пустой болтовни. Сначала я думал, это личное. Но потом увидел это в разных регионах страны.
- Может, все это свидетельствует о том, что в России отказались от проекта Союзного государства?
- Такие люди как Зурабов и Бородин – это люди, уничтожающие взаимодействие с партнерами. Как большой бюрократ Бородин был нужен первые два-три года его пребывания в должности, чтобы разобраться с делами. А дальше – на отдых! Масштаб отношений между нашими странами перерос этого человека – он же неадекватен! Я лично слышал его выступление на международном форуме СМИ (в мае, еще до молочных дел), когда он в Минске в присутствии послов европейских государств заявил, что наш интеграционный союз России и Белоруссии настолько перерос прежний формат, что следующим шагом будет присоединение к нему Восточной Германии… И создание ГБР (Германия, Беларусь, Россия)! Скандала даже не произошло, потому что все понимают, что он – клоун… при власти.
- Может, все же главная причина торможения процесса в том, что Россия предлагает невыгодную модель объединения?
- Главная проблема – не в клоунаде! Но и становиться каким-то регионом, восьмым федеральным округом неприемлемо ни в каком отношении. В Беларуси экономическое и социальное развитие доказало, что наша модель управления более эффективна. Люди же это видят и ценят. А в России спрашивают: «Так почему население не хочет объединяться с Россией в том или ином качестве, ведь мы такие великие?» А у нас представлены все ваши телеканалы! Люди очень хорошо осведомлены о положении в России и сравнивают со своей жизнью. Поэтому народ понимает – такое соединение нам не надо.
Зачастую в России решения принимаются не в интересах граждан РФ. Вот это пугает. Потому что об интересах Белоруссии тем более никто не будет заботиться. У вас исчезают целые отрасли промышленности – авиационная, к примеру. Мы видим, что отношение к своему государству у вашего руководства не на должном уровне. Мы не хотели бы отдавать все на откуп людям, которые развалят промышленность и у нас.
Точка, где Восток сошелся с Западом
- И какое же объединение надо белорусам?
- В действующих документах все прописано. Объединение по типу Европейского союза, с сохранением суверенитета наших государств.
- То есть с созданием исполнительного органа по типу Еврокомиссии?
- Да, но на это не идет Россия – «как это такое маленькое государство будет наравне с Россией?»… А по-моему это благо! Потому что Беларусь – это точка кристаллизации отношений Европы и России. Нас исторически к этому готовили. На нашей земле создали «славянских немцев» - хороших, исполнительных управленцев. Этим занимались Потемкин и Румянцев-Паскевич. Даже Сельскохозяйственная академия в Горках была создана по указу императрицы, чтобы немцы и швейцарцы научили славян работать на земле. Сейчас огромное количество российских кампаний, много банков, нанимают к себе управленцев из Белоруссии.
- Стоит ли вообще объединяться с Россией?
- Да. На протяжении многих лет мы наблюдаем позитивное влияние нашего проекта на российскую государственность и отношение к простым людям. Когда российские чиновники. Мэры городов (Лужков, в частности) приезжают к нам, видят чистоту улиц, четкую работу транспорта и ЖКХ, а потом возвращаются к себе, то они понимают, что надо у себя что-то менять. Так в России начала распространяться служба «одного окна» и очень много других новаций.
Беларусь – вообще очень хороший пример для России – в энергопотреблении, экономической политике и во взаимодействии с другими странами. Мы не можем себе позволить сжигать каждый год 60 млрд. кубов попутного газа, как это делает Россия. Так что, по затрате энергии на единицу выпущенной продукции мы находимся между развитыми странами ЕС и порядка полтора – два раза опережаем РФ. У нас в Венесуэле есть совместные предприятия, добывающие нефть (680 тыс. тонн в 2008 году), а во Вьетнаме и Иране идет подготовка к добыче. Мы выносим наши производства в другие страны – в Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Россию, Украину и т.д. Белоруссия строит микрорайон Каракаса (Венесуэла) – по сути, маленький город. У нас создано, уже после развала СССР, целый ряд новых производств, например: автобусов, трамваев, экскаваторов …
Такие маленькие государства как Беларусь в одиночку не выживают. Нам нужны большие партнеры. Почему им не может быть Россия, не понимаем?!
- Вы чувствуете изменение отношения к Белоруссии с приходом на президентский пост Медведева?
- Странное ощущение. Его визит первый визит за пределы России - в Брестскую крепость обнадежил. Казалось, будет более внятная политика. Но видно, от него не так много зависит, чтобы изменить курс. Некоторые высказывания Кудрина говорят о том, что сложно в российском руководстве достичь единства по ряду вопросов.
Однако со стороны самого Медведева мы иногда видим посыл на развитие отношений. Но исполнители среднего уровня начинают эти инициативы блокировать.
Союзное государство существует для отладки наших отношений. Наша общая историческая память должна возобладать над конфликтами. Если мы будем больше сотрудничать, то сможем ставить и решать стратегические задачи во благо народов. А когда защищаются узкие картельные интересы, то это не справедливо. Есть что-то большее…
Подготовил Олег Горбунов
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.