Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

26.08.2009 | Татьяна Становая

Бороться с коррупцией будет проще

Правительство пересматривает правила антикоррупционной экспертизы: на сайте Министерства юстиции опубликованы проекты постановлений правительства, которые устанавливают новый порядок и методику проведения антикоррупционной экспертизы. Из 17 коррупциогенных факторов новая методика сохранила только 12. СМИ расценили это как отступление от выбранной ранее линии и попытку правительства пересмотреть правила в сторону смягчения. А по данным «Ведомостей», чиновники Минюста, тем самым, пытаются облегчить себе работу.

Напомним, что правила были утверждены в марте этого года. Тогда создавалось ощущение, что Кремль на фоне кризиса решил активизировать борьбу с коррупцией. Как раз в это время президент провел второе заседание Совета по борьбе с коррупцией (на первом был принят план, вылившийся в набор законопроектов, уже принятых Госдумой). Речь шла о реализации уже ранее запланированных мероприятий или планов. Медведев дал понять, что принятием законов по борьбе с коррупцией дело не ограничится и теперь предстоит принять целый набор подзаконных актов, которые снизили бы коррупционные возможности чиновников. На этом фоне принятие правил проведения антикоррупционной экспертизы в правительстве должно было подчеркнуть синхронность работы правительства и президента.

Правила оценки (критерии) коррупциогенности подзаконных нормативных актов содержали приметы, по которым можно выявить опасную норму. Среди них – неопределенность или отсутствие сроков принятия решений, определении компетенции по формуле «вправе», отсутствие четкой регламентации и т.д. Тогда же было решено, что проведение экспертизы возьмет на себя Генпрокуратура и Минюст. «Это фактически своего рода фильтр, который должен действовать для муниципальных, региональных и федеральных органов власти», - говорил Медведев.

В мае Медведев внес на рассмотрение Госдумы законопроект, который предусматривает антикоррупционную экспертизу. Закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов» (НПА) будет касаться всех НПА всех «органов государственной власти, организаций и их должностных лиц» в вопросах, касающихся прежде всего «прав, свобод и обязанностей человека и гражданина». В отдельный перечень вынесены документы, регулирующие вопросы «государственной и муниципальной собственности, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства и законодательства о лицензировании».

Функции по экспертизе разделят между собой Минюст и Генпрокуратура. Первое займется проектами федеральных законов, указов президента и правительства, «проектами концепций и технических решений», предполагающих разработку законопроектов, а также мониторингом действующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Весь остальной поток нормативных актов станет предметом исследования прокуратуры, хотя реально ее функцией будет реагирование на выявленные факторы коррупционогенности или отслеживание эффективности действующего законодательства (что и так входит в ее функции). Напомним, что сам Генпрокурор России Юрий Чайка не так давно говорил, что наибольшее число коррупциогенных НПА выявлено на муниципальном уровне. Учитывая, что он самый политически бесправный, сразу появляются сомнения в эффективности борьбы с коррупцией как системной проблемой.

2 августа закон об антикоррупционной экспертизе вступил в силу. Именно это и стало для Минюста поводом поменять правила. Как пишут «Ведомости», по новым правилам число коррупциогенных факторов, которые следует искать в творчестве чиновников, сократилось почти на треть: с 17 до 12. В правительстве больше не хотят учитывать такие признаки коррупции, как отсутствие запретов и ограничений для органов государственной власти, отсутствие ответственности должностных лиц и госслужащих за действия (или бездействие), отсутствие указания на виды контроля (в том числе общественного) за действиями органов власти, отсутствие норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов власти. Наконец, из методики исчезло упоминание о коррупциогенных факторах системного характера, т. е. таких, которые можно обнаружить только при комплексном анализе документов: например, нормативные коллизии, возможность разрешения которых зависит исключительно от усмотрения чиновников.

Эксперты издания объясняют это бюрократическими интересами: гораздо проще проверять каждый документ по 12 позициям, чем по 17, объясняет Владимир Южаков из Центра стратегических разработок. Минюст пытается минимизировать собственные усилия. Из списка коррупциогенных факторов исчезли те, которые сложнее всего выявить и устранить. Заметим, что Минюст – политический союзник президента, который даже в такой приоритетной для Медведева теме вынужден искать баланс между своими корпоративными интересами и политическими задачами. Что уж говорить о других ведомствах.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net