Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

06.04.2005 | Георгий Ковалев

ГЕНЕРАЛЫ И БЕСПАРТИЙНЫЕ ДОПУЩЕНЫ К ВЫБОРАМ

Пришло время провести ревизию предложений председателя ЦИК Александра Вешнякова по замене смешанной избирательной системы при выборах депутатов Госдумы на пропорциональную. Вчера комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал принять 15 апреля во втором чтении новую редакцию закона "О выборах депутатов Государственной думы ФС РФ". Из рассмотренных на вчерашнем заседании комитета 900 поправок к принятию одобрено 254. Как выяснилось, глава Центризбиркома, отстаивая свою точку зрения, все же пошел на компромисс с единороссами, лоббирующими большинство поправок.

Как ни противился глава Центризбиркома, представленным в комитете единороссам большинством голосов удалось продавить поправку, позволяющую партиям включать в свои региональные списки так называемых "свадебных генералов". Между тем предложение Вешнякова передавать депутатские мандаты от одной партии к другой в случае отказа лиц, возглавляющих федеральный и региональные партсписки, работать в парламенте без уважительной причины было одним из немногих достоинств законопроекта. Таким образом, на ближайших выборах мы вновь можем столкнуться с ситуацией, когда в списках той же ЕР окажутся хорошо узнаваемые и популярные в народе фигуры, которые впоследствии откажутся от своих мандатов в пользу малоизвестных коллег по партии. Впрочем, учитывая падение популярности ЕР в регионах роль "свадебных генералов", способных повысить электоральную популярность партии власти, только возрастает.

Вторым существенным моментом в законопроекте, который также претерпел изменение, является предел допустимого расходования средств на избирательную кампанию. В этой связи напомним, что единороссы первоначально настаивали вообще на отмене предельной суммы избирательного фонда (действующая редакция закона предусматривает максимальный размер фонда в 260 млн. руб.). Более того, некоторые депутаты предлагали даже отменить ответственность за финансовые нарушения в форме снятия с регистрации и отмены результатов выборов. Аргументация Вешнякова против принятия такого рода поправок сводилась к тому, что деньги не должны стать решающей силой на выборах, "тем более с учетом исторического периода, в котором мы находимся, - когда произошло первоначальное накопление капитала, в том числе и не всегда законными способами". Поэтому в конце марта глава ЦИК в интервью НГ заявил о том, что он готов пересмотреть предельный размер избирательного фонда до "300, 400, 500 млн. руб. - это цифры, о которых можно говорить". В результате между Вешняковым и единороссами был найден компромисс - предельную сумму расходов на избирательную кампанию было принято увеличить до 400 млн. руб. По мнению Плигина, с принятием этой поправки "лицемерия с использованием денег поубавится и будет введено их свободное обращение". Впрочем, это вряд ли: работа агитаторов, руководителей кампании, доверенных лиц и представителей кандидата в избирательных комиссиях как оплачивалась "в черную", так и будет оплачиваться, что уж говорить об оплате контрпропагандистских акций.

Среди прочих решений, вынесенных на вчерашнем заседании комитета, стоит выделить еще четыре. Во-первых, было решено сохранить положение о запрете создания избирательных блоков на выборах в Госдуму. Тем самым будет положен конец появлению популистских коалиций, в которые входят партии, по одиночке ничего из себя не представляющие. Можно, конечно, согласиться с желающим сохранить свой партийный бренд лидером "Народной партии" Геннадием Гудковым в том, что без избирательных блоков партийный спектр будет не полон. Однако если учесть взятый Кремлем курс на преодоление дробности партийной системы путем укрупнения партий, это решение выглядит весьма логичным.

Во-вторых, претерпело некоторые изменение положение, касающееся включения в региональные списки людей, не являющихся членами партии (это положение было включено в текст закона, дабы не нарушить Конституцию России, предусматривающую, с одной стороны, пассивное избирательное право, а с другой, право на определение своих политических взглядов). В соответствии с текстом законопроекта, в федеральный список кандидатов включается не более 450 человек, как членов партии, так и иных лиц. При этом доля лиц, не входящих в партию, не должна превышать 50% от общего числа кандидатов. Учитывая современные российские реалии, а также практику включения "независимых" кандидатов в избирательные списки, можно предположить, что в действительности свобода реализации пассивного избирательного права будет существенно ограничена партийной бюрократией, а сама эта система приведет к коррумпированию региональных отделений партий и центральных аппаратов.

В-третьих, вчера была принята поправка вице-спикера Госдумы Олега Морозова, который предложил увеличить минимальное количество региональных групп с 72 до 100, но не более 120. При этом до конца осталось непонятным, будет ли изменена методика распределения мандатов между группами с чрезвычайно сложной, предложенной Вешняковым, на уже привычную, действующую сейчас. Дело в том, что при увеличении минимального количества региональных групп до 100 и сохранении "вешняковской" методики получится, что от территории, в которой партийный список набрал наибольшее количество голосов в процентном отношении к другим региональным спискам, депутатский мандат под номером 4 (первые три мандата получит три лидера федерального списка) будет выделен автоматически, а вот второй мандат будет получен лишь за номером 104. И это при том условии, что партия наберет столько голосов, чтобы их впоследствии можно было конвертировать в более чем сто депутатских мандатов. Вопиющая по несправедливости система, ведь при определенных и, скажем прямо, далеко не редких раскладах может получиться так, что региональный список, набравший, скажем, 20% голосов будет иметь в Госдуме столько же представителей, сколько и список, набравший 5%.

Кроме этого, члены комитета одобрили поправку, предусматривающую увеличение нижнего порога заградительного барьера с 3% до 4%. Таким образом, если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7% и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании, подано в совокупности 60 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также только списки тех партий, которые набрали не менее 4% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Сложно представить, чтобы партии, набравшие менее 1-2%, попали бы в Госдуму, однако в соответствии с одобренной вчера комитетом поправкой вне стен парламента окажутся и те политические силы, которые представляют интересы уже миллионов граждан страны.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net