Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

10.09.2009 | Татьяна Становая

Либеральное послание консерватора

Сегодня в интернет-издании Gazeta.ru была опубликована статья президента России Дмитрия Медведева, который обратился ко всем гражданам страны с приглашением принять участие в подготовке ежегодного послания Федеральному собранию. Кроме того, президент презентовал своего рода «вводную часть», которая дает некоторые ориентиры для понимания предлагаемого Кремлем курса. Это первый опыт подобного вступления в диалоге с общественностью, и он хорошо вписывается в стилистику Дмитрия Медведева, тем более что сегодня, в кризис, потребность в таком диалоге особенно актуальная. Однако в данном случае особенно интересна отдельная составляющая послания – а именно – размышления на тему демократии…

Ей посвящено очень много места. Видно, что в ней – один из главных посылов текста. Медведев говорит, прежде всего, о необходимости модернизации, но не только экономической, но и политической. Однако при этом он вынужден решать сразу появляющуюся проблему: он оказывается втянут в дискуссию о судьбах демократии в России и вынужден здесь обозначать некую позицию. Дискуссия, которая идет между либералами, требующими реформ и либерализации, и консерваторами, настаивающими на сохранении и укреплении «вертикали», идет давно и остро. Проблема в том, что любая позиция президента на этом фоне будет использована в дискуссии обеими сторонами в своих целях. И Медведеву важно выступить так, чтобы не поддержать либералов, но остаться либералом, и не согласиться с консерваторами, но не «предать» наследие Путина. И надо признать, он с этим справился блестяще.

Все послание построение на одной идее – России нужна модернизация. Идея давняя и от этого уже сильно «потертая»: несмотря на всю политическую волю и понимание, Россия пока движется по инерционному пути сырьевой экономики. При этом почти в самом начале Медведев дистанцируется от либералов, которые винят в первую очередь в таком положении дел «путинский» политический режим. Соответственно, они считают, что надо сначала либерализовать политическую систему, а потом - в условиях более жесткого контроля - государство заработает как положено. Медведев не стремится принимать эту позицию, указывая, что «демократические институты в целом сформированы и стабилизированы». И хотя он тут же признает, что «их качество весьма далеко от идеала, а гражданское общество слабо, уровень самоорганизации и самоуправления невысоки». Тем самым, он не согласился и с консерваторами (равно как и идеологами «суверенной демократии») в отношении качества и зрелости российской демократии. На этом, на определенном этапе послания, ставится точка, и президент возвращается к проблемам экономики. Это очень важно, потому что тем самым, президент дает понять, что решения проблем управления экономикой, нынешний уровень развития демократии достаточен.

На тему демократии президент выходит позднее, отдельно и совершенно не с той стороны, с которой обычно о ней предпочитают говорить либералы. Медведев рассказал, что демократия возникла недавно, и связал ее расцвет с повышением доступности большинства к элементарным благам. «Чем «умнее», интеллектуальнее, эффективнее будет наша экономика, тем выше будет уровень благосостояния наших граждан. Тем свободнее, справедливее, гуманнее будет наша политическая система», - сказал он. Все это бесспорно, но либералы опять почему-то будут недовольны: а ведь всего-то надо идти и работать, создавать блага, а не выборами заниматься…

Проблему свободы слова и собраний, коррупции Медведев предложил решать через распространение современных информационных технологий. «Общество становится открытым и прозрачным, как никогда. Даже если это не нравится правящему классу», - сказал он. В таком виде, наверное, правящему классу понравится, тем более что это не мешает также открыто и прозрачно не допускать отдельную оппозицию до выборов.

Вообще рассуждения Медведева о том, какой будет политическая система России, кажется, относятся к какой-то другой, несомненно счастливой стране. Эти слова имеет смысл привести целиком: «Политическая система России также будет предельно открытой, гибкой и внутренне сложной… Как в большинстве демократических государств, лидерами в политической борьбе будут парламентские партии, периодически сменяющие друг друга у власти. Партии и их коалиции будут формировать федеральные и региональные органы исполнительной власти (а не наоборот), выдвигать кандидатов на пост главы государства, руководителей регионов и местного самоуправления. Они будут иметь длительный опыт цивилизованной политической конкуренции. Ответственного и содержательного взаимодействия с избирателями, межпартийного сотрудничества и поиска компромиссных вариантов решений острейших социальных проблем. Соединят в политическое целое все части общества, граждан всех национальностей, самые разные группы людей и наделенные широкими полномочиями российские земли». Медведев назвал лишь одно условие «системности»: наличие консенсуса по стратегическим вопросам внешней политики, социальной стабильности, национальной безопасности, основ конституционного строя, охраны суверенитета нации, прав и свобод граждан, защиты права собственности, неприятия экстремизма, поддержки структур гражданского общества, всех форм самоорганизации и самоуправления. Очевидно, что именно отсутствие консенсуса в России не позволяет допускать до выборов внесистемную оппозицию и оппозицию до власти. Кремлю видней…Наконец, Медведев в какой-то момент открыто вступает в дискуссию с либералами, используя традиционное обвинение в их адрес: они «говорят о необходимости форсированного изменения политической системы, а иногда и том, чтобы вернуться в «демократические» девяностые». 70% населения страны дико боятся возврата в 90-е, равно как и ненавидят всех, кто с ними связан. «Но возврат к парализованному государству недопустим», - говорит президент и обществу, и оторопевшим либералами, видимо, и не мечтающих уже об этом. Медведев заявил, что спешка «ради каких-то абстрактных теорий» недопустима. Консерваторам досталось тоже, но значительно меньше (по крайней мере, их ни в чем не обвинили): «не обрадую и тех, кого полностью устраивает статус-кво. Тех, кто боится и не хочет перемен. Перемены будут. Да, они будут постепенными, продуманными, поэтапными. Но неуклонными и последовательными», - сказал Медведев.

Затем он рассказал, что российская демократия не будет «копированной», общество – купленным на гранты, культура переделанной, судебная система импортированной. «Свободу невозможно выписать из книжки, даже если это очень умная книжка», - написал президент, давая снова и снова понять, что Россия пойдет своим, безусловно, свободным путем.

Это, пожалуй, самый либеральный по форме и самый консервативный по сути текст, который можно было видеть от Медведева. Даже несмотря на то, что он обещает перемены. Он не может их не обещать: при любой модернизации изменения политического режима неизбежны. Здесь нет спора между Медведевым и консерваторами, тут спор между Медведевым и либералами, здесь жесткий отрицательный ответ на проект либерализации, который активно предлагается частью экспертного сообщества. Это попытка прекратить дискуссию и закрыть вопрос. Очевидно, что Медведев дал понять, что либералы – это не те союзники, которые помогают ему в продвижении гораздо более политически и личностно значимого проекта по модернизации экономки страны.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net