Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

20.10.2009 | Анатолий Медведев

Урегулирование по схеме турецких протоколов

10-го октября в Цюрихском университете были подписаны документы о нормализации отношений между Арменией и Турцией. Свои подписи под "Протоколом о развитии двусторонних отношений" и "Протоколом об установлении дипломатических отношений" поставили министры иностранных дел Армении и Турции Эдвард Налбандян и Ахмед Давудоглу. На церемонии подписания присутствовали министр иностранных дел Швейцарии, выступающей посредником в процессе урегулирования, Мишлин Кальми-Рей, глава МИД России Сергей Лавров, госсекретарь Соединенных Штатов Хиллари Клинтон, верховный представитель по внешней политике и безопасности Евросоюза Хавьер Солана и глава МИД Франции Бернар Кушнер. О том, что процесс урегулирования отношений проходит негладко, свидетельствовала более чем 3-часовая задержка церемонии подписания…

По сообщениям СМИ, причиной задержки стало намерение министра ИД Турции Давидоглу упомянуть в тексте заявления, с которым он должен был выступить после подписания протоколов, Нагорный Карабах. Было ли это сюрпризом для Налбандяна? Стороны дают противоречивые ответы на этот вопрос. Турецкая сторона утверждает, что Налбандян давно был ознакомлен с текстом заявления Давудоглу, армянская – что лишь за 2 часа до срока подписания. По сообщению “Российской газеты”, считающейся официозом Кремля, “становилось все более очевидно, что Армения и Турция находятся в шаге от крупного дипломатического разочарования”. По данным издания, ситуацию спас министр ИД России Сергей Лавров: “Лавров взял в руки ручку, бумагу и от руки написал на английском: "Эдвард! Соглашайся на церемонию без заявлений". Под этим документом свои подписи кроме российского министра тут же поставили Кушнер, Солана и Жбогар”.

Так или иначе, 10-го октября протоколы были подписаны, 14-го октября президент Армении Серж Саргсян и президент Турции Абдулла Гюль в турецком городе Бурса дружно радовались забитым в ворота сборной Армении мячам, и теперь на носу следующий, пожалуй самый трудный этап – ратификация протоколов парламентами обеих стран. Турция уже заявила, о том, что парламент начнет заседания, посвященные ратификации 21 октября. Официальный Ереван дату внесения вопроса о ратификации протоколов в повестку дня Национального Собрания пока не называет.

В целом, ход процесса урегулирования армяно-турецких отношений вызывает сильную обеспокоенность как в самой Армении, так и в диаспоре. Наглядной демонстрацией негативного отношения диаспоры стали те массовые акции протеста, которые прокатились в странах “общеармянского турне” Сержа Саргсяна. В частности, в Париже армяне Франции не дали ему возложить венок к мемориалу Геноцида армян, в Лос-Анджелесе этот венок после возложения разодрали, а в Бейруте президента Армении охраняла от армян чуть ли не вся ливанская армия. Тем не менее, все это не помешало Сержу Саргсяну вернувшись в Армению заявить о “понимании”, которое он нашел у зарубежных армян.

Обеспокоенность происходящим, на фоне странного в целом молчания, время от времени звучит и в Нагорном Карабахе. Так, по словам председателя Общественного Совета по внешней политике и безопасности НК Масиса Маиляна, “сегодня отчетливо видно, что турецкие власти связывают ратификацию Протоколов в своем парламенте именно с карабахским вопросом, имея ввиду территориальные и политические уступки со стороны армян”. “Турция пытается использовать как международное давление, так и международный интерес в вопросе армяно-турецкого потепления (тому пример - присутствие высокопоставленных чиновников мирового ранга на церемонии подписания в Цюрихе) в вопросе Карабаха", - отметил он, выразив уверенность, что турки попытаются сфокусировать этот интерес на территориальных уступках армян в Карабахе.

Не лучше обстоят дела и в самой Армении. На сегодняшний день против ратификации выступают практически все политические организации, за исключением партий правящей коалиции: Республиканской партии Армении, председателем которой является Серж Саргсян, “Процветающей Армении” и “Оринац еркир”.

Главным камнем преткновения для успешного завершения начатого процесса являются несколько пунктов протоколов, в случае ратификации которых, по мнению ряда экспертов, Турция полностью удовлетворит свои требования. В частности, по мнению оппозиционного Армянского Национального Конгресса (АНК), созданием "подкомиссии, занимающаяся исторической плоскостью", которая должна заниматься "уточнением проблем, существующих между двумя народами", ставится под сомнение факт Геноцида армян. Не меньше тревог внушает и пункт о "...территориальной целостности, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела других государств", что напрямую ассоциируется с территориальной целостностью Азербайджана. То есть это можно трактовать как то, что Ереван де-факто и де-юре должен согласиться с тем, что решение Нагорно-Карабахского конфликта возможно лишь в рамках территориальной целостности Азербайджана.

И то, что эта обеспокоенность оправдана, подтверждает не только турецкая сторона, которая устами своего премьер-министра Эрдогана неоднократно за этот небольшой промежуток времени прямо заявляла, что до урегулирования карабахского конфликта граница с Арменией не откроется, но и различными источниками “крестного отца” армяно-турецкого сближения, США. Так, по сообщению Associated Press, в день подписания армяно-турецких протоколов высокопоставленный представитель Госдепартамента США на условиях анонимности заявил, что США заинтересованы в разблокировании армяно-турецкой границы, в первую очередь, в связи с возможностью открытия нового транзитного коридора из Ирака через Турцию и Армению в Азербайджан – к Каспийскому побережью, а далее в Среднюю Азию и Афганистан.

Речь идет о возможности переброске сил США из Ирака в Афганистан. А это означает, что если и не одновременно, то следом за открытием армяно-турецкой границы встанет вопрос открытия армяно-азербайджанской, что в свою очередь будет означать быстрое претворение в жизнь “мадридских принципов” урегулирования Карабахского конфликта, начиная с вывода армянских войск с “оккупированных” территорий… И не только это. По словам влиятельного американского сенатора Ричарда Лугара, прописанная в протоколах армяно-турецкая историческая подкомиссия "содействует снятию разногласий вокруг событий 1915 года". "Дебаты вокруг инцидентов 1915 года влияют на политику США и практически каждый год они встают перед Конгрессом США. Это что-то нездоровое для нас и для наших отношений с Турцией и Арменией", - заявил Лугар.

Реакция властей на опасения армянского общества вызывает недоумение и усиливает тревогу. “В протоколах нет слов Геноцид и Карабах, а значит и не о чем волноваться” - такие, поражающие уровнем своего примитивизма ответы на фоне вышеуказанных заявлений еще больше углубляют недоверие общества к сложившемуся режиму, еще больше подчеркивают уязвимость положения Армении в этом процессе. Фактически неоднократно высказывавшиеся АНК предупреждения о том, что нелегитимная власть под личиной “продвинутости” будет искать себе поддержку вне страны посредством неоправданных внешнеполитических уступок оправдались. И остановить или хотя бы смягчить этот губительный для страны процесс сегодня уже можно лишь одним путем – сменой власти. Об этом АНК также говорил, предлагая Сержу Саргсяну подать в отставку, пока еще не все потеряно.

Казалось бы, все ясно: есть сторонники ратификации договоров и есть ее противники. На самом деле ситуация в Армении значительно сложнее. Если радикальная оппозиция в лице АНК еще с прошлого года предупреждала об опасности еще тогда ставшего гласным армяно-турецкого переговорного процесса, указывая на недопустимость создания “комиссии историков” и на угрозу для армянской стороны в вопросе Карабаха, то “новая оппозиция” в лице АРФ Дашнакцутюн и примкнувших к ней сегодня партий-марионеток “очухалась” лишь после 31-го августа – дня публикации парафированных армяно-турецких протоколов. Да и то не сразу. Свой протест АРФД решила начать выражать лишь с 15-го сентября, да и то весьма странным образом. Партия вдруг решила обвинить во всех бедах министра иностранных дел Эдварда Налбандяна и выдвинула требование о его отставке. Свое требование АРФД подкрепило… “посменной голодовкой”. Такое “ноу-хау” политического протеста, как и совершенно абсурдное требование отставки ничего не определяющего чиновника, вызвало лишь недоумение и иронию общественности.

Совершенно очевидно, что акция имела целью не столько помешать тогда еще только подписанию протоколов, сколько отвлечь внимание общественности от АНК. Фактически идея властей о создании “третьей силы”, призванной расколоть оппозицию, начала воплощаться на волне угроз национальным интересам. При этом нельзя не отметить, что сами же власти и являются инициаторами этих самых угроз. О том, что действия и “протесты” АРФД санкционированы властями подтверждает как нежно-трогательное отношение к ее акциям правоохранительных органов страны, так и упорное нежелание выдвигать требование об отставке главного виновника происходящего – Сержа Саргсяна. И хотя, начиная с 15 сентября, внезапно “прозревшая” Дашнакцутюн не жалеет усилий, чтобы не давать Сержу Саргсяну совершать “фатальные ошибки” и не давать ему идти по “неправедному пути”, действующий президент продолжает их последовательно совершать. И, судя по всему, пойдет по своему “пути” до конца. Но несмотря ни на что, вопрос отставки “оппозиционеры” не поднимают. Зато не жалеют сил для нападок на лидера АНК Левона Тер-Петросяна.

Так, одной из излюбленных тем дашнакцаканов является отождествление первого президента с третьим, якобы последний делает то же, что хотел, но не успел сделать первый. На самом деле, это ни что иное, как профанация. Ни для кого не секрет, что первый президент не допускал внесения вопроса признания Геноцида во внешнеполитическую повестку государства, чем лишал Турцию возможности спекулировать этой темой, а тем более, сделать ее предметом торга. Турция просто не могла предложить Тер-Петросяну создать “комиссию историков”: при том, что официальный Ереван не поднимает такой вопрос, со стороны Турции это было бы нонсенсом. Эту фатальную ошибку, пойдя на поводу у той же АРФД, допустил в свое время второй президент – Роберт Кочарян, а третий, вместо того, чтобы своевременно от нее отказаться, продолжил ее, и, надо отметить, весьма успешно. Для… Турции. Не понимать этого АРФД не может и очевидно, что попытка сместить акценты происходящего в сторону оппозиции делается ею не только по указке властей, но и из чувства самосохранения, из понимания собственной роли во всей этой неприглядной истории. Тем не менее, надо отметить, что “слепленная” властями и дашнаками “национальная оппозиция” начала давать течь: уже две из 11 поддержавших АРФД партий – “Наследие” и “Новые времена” – потребовали отставки Сержа Саргсяна, что, как уже говорилось, вовсе не входит в планы АРФ “Дашнакцутюн”, и тем более Сержа Саргсяна.

Вместе с тем, на прошедшем в субботу круглом столе с участием политиков и политологов, Руководитель Армянского Национального Клуба «Миабанутюн» Смбат Караханян заявил, что: «Армянский мир столкнулся с синдромом «нелегитимной власти» и ощущает на себе их поведенческие стереотипы. Подобные власти всегда в свою поддержку консолидируют как внутри Армении, так и диаспорах, авантюристские, коррупционные и криминальные круги.

Но дело в том, что создавшаяся по своему характеру коррумпированная и криминально-олигархическая власть страдает традиционными для нее пороками:

- недальновидность, особенно во внешней политике

- небоеспособность- перед внешними вызовами

- неминуемый отход от национальных интересов и фактическая потеря суверенитета страны.

Практически все внешние силы прекрасно понимают, с чем имеют дело и что подавляющее большинство населения на самом деле прекрасно представляет себе, что нынешние власти не избраны народом, а в лучшем случае навязаны извне. При этом внешние силы, проводя свои программы в регионе, по сути, попросту тащат за уши своих подручных, чтобы максимально выжать из сложившейся ситуации».

Смбат Караханян полагает, что попытки завуалировать истинные причины сегодняшнего провала армянских властей бесполезны и только отставка президента и властей Армении может как-то разрядить обстановку. Основным поводом, (помимо целого букета вопиющих причин) недоверия к властям Караханян считает их нелегитимность.

Армении как воздух нужны новые легитимные власти, которые опираясь на мнение большинства, смогут осознать ситуацию и представить свои предложения по выходу из кризисной ситуации. То, что происходит на самом деле с точки зрения государственных интересов, у многих экспертов вызывает большой скептицизм. «Сегодня можно сказать, что в футбол играть совсем забыли, одни провалы, в политике дела обстоят чуть хуже, а вот в плане личных интересов у руководства страны есть большие планы, они через свои аффилированные коммерческие структуры, рассчитывают на доли турецкого транзита энергоносителей», - заявил Караханян. По мнению Караханяна, на сегодняшний день вопрос уже не в том, чтобы просто требовать отставки властей, Сержа Саргсяна, а в том, чтобы последовательными шагами добиваться этого, так как только так можно приостановить со стороны руководства Армении разрушительную и антиармянскую деятельность, а также турецкую экспансию в регионе и начала нового витка локальных вооруженных столкновений.

«Ситуация достаточно проста и прозрачна. Либо политические силы будут мобилизовать население страны для борьбы за сохранение национальной государственности и национальных интересов, чего на сегодняшний день добивается Армянский Национальный Конгресс, либо они попросту будут преследовать свои узкопартийные интересы и пытаться разрушить оппозиционное поле, проводя довольно бездарно сдирижированные властями шаги. Однако все эти попытки пустые хлопоты и, в сущности, основаны всего лишь на тот же административно-криминальный ресурс властей», - отметил Караханян.

Что же касается внешних ориентиров Армении, то Караханян считает, что руководство Армении на деле начало осуществлять программу турецкой экспансии во все сферы страны. Очевидно, что новые сегменты в политике, экономике и в других сферах Турция будет завоевывать за счет российских интересов. А пока, как это не удивительно, сам президент Армении заявляет, что еще предстоит развеять эти мнения. Саргсян в ходе встречи с армянской диаспорой в Ростове-на-Дону попытался опровергнуть эту точку зрения, однако даже по его словам еще только в скором времени все должны убедиться в этом. Саргсян заявил: «В скором будущем, полагаю, вы будете свидетелями развитий, которые поставят точку в сомнениях даже самых скептичных». Заметим, что подобные заверения со стороны армянских властей звучат периодически, однако ситуация развивается ровно наоборот и разрыв между словом и делом для властей стала привычным инструментом во внешней политике. Налицо плохо организованная конъюнктурная игра. Скрытая игра на сближение с НАТО и США у армянских властей всегда сопровождалась обильными заверениями и пустыми ходками на поклон. Скорее всего, эти действия - тоже часть западного плана, утверждает Караханян. Заметим, становится популярным анекдот про то, как после 179-ой поездки президента Армении в Москву за год, натовские генералы начали управлять армянской армией и взяли под контроль границы Армении.

Напомним, что позиция Госдепа США была представлена в редакционной статье газеты The Washington Post. «При содействии госсекретаря Клинтон Турция и Армения сделали шаг к сближению, подписав соглашение об открытии границ и нормализации дипломатических отношений. Клинтон уже не впервые на посту госсекретаря доказала, что способна найти выход из тупика и добиться результатов, благоприятных для США» - отметил издание. По мнению США, сближение Турции и Армении будет способствовать стабилизации на Кавказе, откроет новые коридоры экспорта нефти и газа на Запад, умерит российское господство в Армении и устранит повод для трений между Вашингтоном и Анкарой.

Однако вопрос о геноциде армян и неразрешенный конфликт Армении с Азербайджаном за Нагорный Карабах - главные препятствия к осуществлению соглашения. Премьер-министр Турции в воскресенье заявил, что его правительство даст ход соглашению, только если Армения выведет хотя бы часть войск с территории Азербайджана. Госсекретарю Клинтон вновь предстоит тонкая работа по урегулированию споров, заключает The Washington Post.Многие эксперты считают, что еще один всплеск и потрясение в Армении может вызвать нынешняя позиция руководства страны по вопросу Нагорно-карабахского урегулирования. Тем и обусловлено то, что армянские власти начали в поспешном порядке создавать так называемую подручную уличную оппозицию. «Дело в том, что процесс Нагорно-карабахского урегулирования армянское руководство ведет по той же схеме, что и с турецкими протоколами. Строго конфиденциально говоря одно, делая другое. После непродолжительной паузы будет выбран подходящий момент (а сроки уже определены) для того, чтобы также «неожиданно» начать молниеносные фиктивные обсуждения с сожалениями, что ничего в текстах уже невозможно изменить», - утверждает Караханян. Напомним, что по сообщению АПА Премьер-министр Турции Реджеп Таип Эрдоган 14 октября в Анкаре провел встречу с делегацией азербайджанских депутатов. «Премьер-министр еще раз подтвердил слова, сказанные им в парламенте Азербайджана. Турция в своей политике всегда будет учитывать интересы Азербайджана, использует всеми возможности для разрешения нагорно-карабахской проблемы, являющейся самой болезненной проблемой Азербайджана»,- заявил после встречи председатель парламентского Комитета по международным связям Самед Сеидов.Что касается реальной оппозиции – Армянского Национального Конгресса, то ее лидер Левон Тер-Петросян, озвучив на митинге 18-го сентября все последствия политики действующего режима, заявил: “сегодня, как никогда, требуется консолидация всех здоровых сил общества”, АНК на время отстраняется, берет паузу в своих массовых демонстрациях, чтобы дать возможность активизироваться другим политическим и общественным силам, интеллигенции. И сегодня эта пауза, пожалуй, является самым весомым внутриполитическим фактором. Главным следствием этой паузы уже стало то, что многие общественно-политические силы в Армении, Карабахе и в Диаспоре, которые раньше поддерживали режим Саргсяня в борьбе против АНК, по сути поворачивают острие своей критики против режима, волей-неволей становясь союзниками АНК. А это означает, что скоро баланс, установившийся в напряженной политической борьбе между властями и АНК, может измениться в пользу последнего.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net