Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

11.11.2009

Скорее лис, чем лев

По своему характеру Медведев предпочитает позиционную борьбу, осторожные движения, а вовсе не резкие шаги, считает президент Центра политических технологий Игорь Бунин.

— Стоит ли ждать от Медведева кадровой революции?

— Нужно понимать, что представляет собой система, в которой Медведев работает президентом, и что представляет собой Медведев как политик. Начнем с системы: он — назначенный президентом Путиным президент Медведев. И он должен соблюдать правила преемственности. Есть еще субъективный фактор — личный характер Медведева, который скорее лис, чем лев, если использовать терминологию Макиавелли или Парето. По своему характеру он предпочитает медленную позиционную борьбу, осторожные движения, а вовсе не резкие шаги. Путин, кстати, совмещал черты льва и лиса, а Медведев, по крайней мере пока, львиные повадки не демонстрировал.

— Есть еще одна проблема — откуда брать новые кадры? Ведь как было сказано в известном фильме, «Ленинград — город маленький»…

— Да, медведевская «запасная скамейка», в отличие от путинской, крайне коротка. У Путина там находилось огромное число кагэбэшников и просто силовиков, огромное число питерцев, а у Медведева ближний круг — это юристы из питерского университета. Это тоже важное ограничение для радикальной кадровой работы.

— Тем более что другой элиты у него просто нет.

— Да, на кадровую проблему можно взглянуть и шире и к естественным ограничителям Медведева отнести и тот состав элиты, которая ему досталась. Там ведь революционеров-реформаторов, и даже просто сторонников «нового курса», если можно назвать политику Медведеву «новым курсом», не так уж много. Такого рода политики, конечно, там есть, но в основном преобладают оппортунисты: скажут делать, они сделают, но без особой рьяности. Это объективные ограничители.

— То есть революций не будет?

— Минуточку! Я этого не говорил. Медведеву в какой-то момент нужно проявить себя по-царски. А царское поведение предполагает что? Головы срубил, в одном месте сложил, новых назначил — вот тогда ты царь. У меня такое ощущение, что время «расстрела перед строем» приближается. Такая децимация просто необходима с точки зрения самоутверждения президента, и он это прекрасно понимает. Кто попадет в состав этих «счастливчиков» и сколько их будет, сказать трудно. Ведь это зависит не только от личностных характеристик Медведева и даже не только от санкции Путина, но и от того, когда будут найдены новые люди и согласованы новые кандидатуры. Но то, что «расстрела перед строем» не избежать, я почти уверен. Можно ли это будет назвать «кадровой революцией»? Почему бы и нет. То, что недавно Медведев публично жестко запретил высшим чиновникам возглавлять спортивные федерации, на мой взгляд, говорит как раз в пользу того, что Медведев приближается к психологическому рубежу, за которым он уже может пойти на кадровую революцию.

— Вы говорили о том, что для таких решений нужно одобрение Путина. А вы вообще как оцениваете соотношение сил внутри тандема?

— Я могу лишь сказать, что не согласен с оценкой Медведева как путинского местоблюстителя. Это не так, он не местоблюститель. Он — назначенный президент со своим кругом задач и ответственности.

— Но неумолимо приближается 2012 год, который всех должен расставить по своим местам — президентов отдельно, местоблюстителей отдельно. И у элиты в связи с этим заметные колебания: можно ли ставить на Медведева? И на кого равняться?

— Окончательного ответа на этот вопрос мы еще долго не получим. Но Путин уже дал понять, что претендует на пост президента. И это, конечно, дезориентирует элиту, а самого Медведева раньше времени превращает в «хромую утку». А если такая угроза есть, так кто ж за ним пойдет? Тут все очевидно. Но Медведев даже с этой точки зрения должен будет самоутвердиться как президент и сделать это достаточно жестко. В противном случае оставшиеся три года пройдут впустую. Поэтому если он хочет остаться в истории, а я думаю, что он хочет: человек он честолюбивый и не может не думать о том, каким образом он войдет в учебники истории, ему хочешь не хочешь придется проявить львиные качества. Самый удобный способ это сделать — вплотную заняться кадрами. И я думаю, он будет принимать решения очень жестко.

— Можно ли говорить о кадровой революции как непременном условии реализации заявленного Медведевым курса на модернизацию: не будет одного, не получится и другое?

— Модернизация, строго говоря, бывает в двух формах: технократическая, не включающая политическую составляющую, и демократическая модернизация, несущая в себе политическую составляющую. Пока речь идет только о технократической модернизации: с теми же самыми кадрами, при той же политической системе, соблюдая правила преемственности, мы пытаемся модернизировать экономику, налоговую систему, социальную сферу, не трогая политику. Но мы видим, что такая модернизация наталкивается на очень простую вещь. Элита думает, что модернизация является суррогатом, пиаровским жестом, и не воспринимает ее всерьез. А поскольку существованию самой элиты ничего не угрожает — нет альтернативных партий, способных прийти к власти, стабильность! — сама элита не модернизируется — не демократизируется, не либерализируется. Зачем? В итоге лозунг модернизации постепенно превращается в лозунг ускорения — как в середине 80-х, при Горбачеве. Лозунг начинает выхолащиваться. Все это понимают, но, с другой стороны, судьба того же Горбачева не дает возможности действовать иначе: все боятся радикальных шагов и отпускают завинченный клапан по сантиметру.

— Возникает ощущение замкнутого круга.

— Возникает. Но по другой версии, это попытка пройти между Сциллой и Харибдой.

Материал опубликован в журнале «Профиль» 02.11.2009 г.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net