Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

17.11.2009 | Николай Пахомов

Китайские ошибки

Иногда отсутствие новостей – тоже новость. Почти незамеченным остался очередной, уже четвёртый по счёту китайско-африканский саммит, состоявшийся в начале ноября в египетском Шарм-эш-Шейхе. По сравнению с прошлыми встречами, воспетыми китайской пропагандистской машиной, чуть ли не как эпохальные события в истории человеческой цивилизации, контраст особенно заметен. Для этого есть свои причины, понимание которых может оказаться важным для российской внешней политики.

Ещё пару лет назад среди наблюдателей самого различного рода царило почти единодушие: наступление Китая в развивающихся странах, в основном по средствам «мягкой силы», объявлялось неотвратимым и победным. В обоснование приводились списки причин – Китай умело работает над своим имиджем, активно занимается различной благотворительностью, помогает экономическому развитию и, самое главное, не вмешивается во внутреннюю политику.

Не были секретом и причины китайской активности: рекордные темпы экономического развития требуют рекордного количества ресурсов, находящихся в небольших государствах, жаждущих зарубежного добросердечия. США и страны Западной Европы, часто былые колониальные властители, быть добрыми, безусловно, не хотели, главным образом, требуя некоей демократии. Да и имея такую демократию дома, западные державы и их представители, вроде крупных транснациональных компаний, работать в развивающимся мире должны были с оглядкой на свои электораты. А там не все понимали, зачем помогать зарубежным диктаторам убивать повстанцев ради экономических прибылей. В конце концов, в государствах, где сегодня активен Китай, работать часто просто опасно.

Китайским добытчикам не до этих страхов – ресурсы на родине очень нужны. Учитывая, что для богатых сырьём бедных государств они партнёры очень удобные, дела у китайских компаний шли с нарастающим успехом. Шли до определённого момента. Уже когда китайско-африканские саммиты стали постоянными, всё больше стало голосов, утверждавших, что китайцы ведут себя в Африке (и не только) как новые колонизаторы. Заметили это и местные жители развивающихся государств, кое-где даже начавшие нападать на служащих китайских компаний, требуя к себе справедливого отношения.

Обозначилась и другая, досадная для официального Пекина тенденция: западные государства и компании стали обращаться к китайскому опыту, воспринимавшемуся в качестве успешного. То есть, и про демократию стали забывать, и Муамара Каддафи с коллегами-деспотами принимать, как дорогих гостей. Так совпало, что на той же неделе, когда проходила встреча в Шарм-эш-Шейхе, в «Нью-Йорк Таймс» вышла статья, критикующая Францию за последние успехи в общении с одиозными африканскими диктаторами. Если верить газете, то пока народы страдают, официальный Париж изо всех сил старается дружить с тиранами.

Пожурить Францию в США почётно даже для либеральной газеты, однако при самых небольших усилиях журналисты могли бы составить список аналогичных претензий к внешней политике США. Впрочем, как Великобритании, Италии и целого ряда других государств Западной Европы. В последнее время все они пытаются повторить успешный китайский опыт, ставя бизнес на первое место, мало вмешиваясь, к ужасу многочисленных организация глобального гражданского общества, во внутреннюю политику африканских государств.

Однако идя по китайским следам, они рискуют повторить китайские ошибки – закрывать глаза на происходящее в странах можно до определённого момента. Помня, что их руки развязаны хорошими отношениями с правителями, китайские компании чувствовали себя вправе вести себя в Африке как хозяева, что не могло не вызвать гнев местных жителей. (К африканским примерам трений и даже насилия недавно добавились сюжеты трудностей китайских компаний в Ираке.) Совершенно справедливо многие наблюдатели указывают на успехи Китая в работе с зарубежным общественным мнением, однако успехи эти скорее следует искать в азиатских государствах. В Африке китайцам не до любезностей – сырья и топлива нужно много и быстро.

Выступая с посланием к Федеральному собранием 12-го ноября, касаясь внешней политики, Дмитрий Медведем, скорее всего, имел в виду отношения с государствами развитыми, когда говорил: «наша внешняя политика должна быть исключительно прагматичной, на особом контроле должна быть дипломатическая работа в интересах именно экономики страны». Однако эти слова могут относиться и к курсу по отношению к развивающимся странам, богатым ресурсами.

Рано или поздно эти ресурсы не помешают и России. Другое дело, что в отличие от Китая и большинства западных государств, нынешние потребности в ресурсах не так остры. Это означает, что можно не торопиться, потратить время на тщательную разработку политики по отношению к этим странам, подумать о том, что нужно сделать, чтобы завоевать расположение их населения, а не купить благосклонность правительств.

Именно нынешними трудностями Китая в Африке можно объяснить дефицит победных реляций по итогам совещания в Шарм-эш-Шейхе. Приостановится ли китайская экспансия в Африке, станет понятно в ближайшее время. В любом случае, российским дипломатам стоит внимательнее наблюдать за этой экспансией. Не похоже, что российское руководство собирается отказываться от амбициозной внешней политики, помогающей внутреннему экономическому развитию, а российское экономическое присутствие в Африке этому развитию помочь может значительно.

Николай Пахомов - эксперт Института демократии и сотрудничества (Нью-Йорк)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net