Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.04.2005 | Наталья Серова
ВЕСЕННЕ-НЕФТЯНАЯ КАМПАНИЯ
19 апреля конфликт, связанный с ростом цен на украинском бензиновом рынке, между работающими на Украине российскими нефтяными компаниями и правительством Юлии Тимошенко перешел в новую стадию. Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) возбудил дело по признакам антиконкурентных согласованных действий между компаний "Линос", "ТНК-ВР Украина", "ЛУКОЙЛ-Украина", "Литаско-Украина" и "ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ", а также дело по признакам злоупотребления "Торгового дома ТНК-Украина" монопольным положением на рынках нефтепродуктов.
Тот факт, что все это происходит на фоне пресловутой "посевной компании", якобы ставшей причиной переноса визита Юлии Тимошенко в Москву, позволяет предположить, что украинские власти просто встали на защиту интересов отечественных сельхозпроизводителей. Однако в ситуации активной аппаратной борьбы внутри команды Виктора Ющенко и в контексте маниакального стремления части этих элит превратить Украину в независимого от России поставщика энергоресурсов в Европу последние события выглядят как попытка жесткого и откровенного давления на российские нефтяные компании.
Обратившись к истории вопроса, стоит прежде всего напомнить о том, что весной прошлого года российские нефтяные компании поддались на уговоры бывшего главы украинского правительства Виктора Януковича и согласились, принимая во внимание начинающуюся предвыборную кампанию, снизить в мае и в августе рентабельность продаж с 20% до 7%. Как известно, Януковичу это не помогло.
В феврале 2005 года, то есть после выборов и формирования нового правительства Украины во главе с Юлией Тимошенко между официальным Киевом и российскими нефтяниками был подписан меморандум, в котором были согласованы основные направления развития украинского рынка нефти и нефтепродуктов. В частности, речь шла о создании именно рыночных механизмов формирования баланса спроса и предложения на нефтепродукты, что полностью соответствовало декларируемой украинскими властями линии на либерализацию экономики Украины.
На этом, казалось бы, благостном фоне в Киеве начались разговоры о возможности реприватизации нефтеперерабатывающих предприятий, принадлежащих российским компаниям. Успокоить российских предпринимателей взялся президент Ющенко, встретившийся 14 марта с представителями российского бизнеса. Впрочем, судя по сообщениям СМИ, речь о конкретных гарантиях и обещаниях на этой встрече не шла, однако ритуальные заверения про соблюдение рыночных принципов были озвучены.
Тем не менее, ровно через месяц Министерство экономики Украины обнародовало приказ о введении предельных уровней оптово-отпускных цен на нефтепродукты и уменьшении торговой надбавки до 13%. Причем это ограничение - в отличие от прошлого года - распространялось не на время посевных или уборочных работ, а на весь период до 1 января 2006 года. Поскольку российские нефтяные компании обслуживают две трети рынка нефтепродуктов Украины, эта мера была в первую очередь адресована именно им.
А для тех, кто не понял, Юлия Тимошенко разъяснила, что российские владельцы украинских НПЗ "собрались в монопольный картель", чтобы "подзаработать на населении Украины и аграрном комплексе", подняв цены на ГСМ накануне посевной. Пообещав жестко контролировать деятельность российских компаний, Тимошенко подчеркнула, что в случае превышения ограниченного приказом Минэкономики Украины уровня их рентабельности последуют штрафные санкции и изъятие сверхприбыли.
Еще через день киевское региональное подразделение комитета по ценам при правительстве Украины оштрафовало одну из АЗС компании ТНК-ВР за превышение предельных цен на топливо. Оставив за скобками рассуждения об антилиберальном характере приказа, стоит все же отметить, что санкции против ТНК-ВР последовали еще до вступления в силу соответствующего приказа. Во всяком случае представители украинского Минюста заявляют, что этот приказ был подан на регистрацию 15 апреля и, соответственно, вступит в законную силу не ранее 25 апреля.
19 апреля российские нефтяные компании, работающие на Украине, обратились к премьеру Юлии Тимошенко с просьбой о встрече, однако ответа так и не получили. Вместо этого глава украинского правительства провела в тот же день совещание по ситуации на рынке нефтепродуктов с представителями украинских нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий. Судя по комментариям вице-премьера Украины Николая Томенко, определенный консенсус между украинскими нефтяниками и правительством был достигнут.
Одновременно российские нефтяные компании направили письмо главе правительства РФ Михаилу Фрадкову с просьбой принять меры по защите их законных интересов на Украине, включив этот вопрос в повестку предстоящих переговоров с Юлией Тимошенко. Излагая свое видение конфликта, авторы письма сделали акцент на том, что российские компании выполнили все имевшие место договоренности, "приняли меры по обеспечению полной уплаты НДС при импорте российской нефти" и начали реализацию "программы обеспечения села дизельным топливом по льготной цене 2400 гривен за тонну (453 долл.) для проведения весенних полевых работ".
Что касается роста цен, то он, как следует из письма, объясняется как объективным фактором, то есть ростом цен на мировом нефтяном рынке, так и политикой украинского правительства, которое, во-первых, увеличило налоги на нефтепереработку и, во-вторых, подняло тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Этот шаг российских компаний вызвал недовольство в правительстве Украины, члены которого полагают, что российские нефтяники должны работать в Украине по украинским законам, а не жаловаться российскому премьеру Михаилу Фрадкову.
Одновременно все тот же Николай Томенко снова поднял вопрос о пересмотре условий приватизации, озвучив намерение правительства Украины "пересмотреть инвестиционные обязательства", взятые на себя владельцами крупных украинских предприятий. По его словам, правительство Тимошенко намерено исправить ошибки, совершенные прежней властью, которая продавала стратегические предприятия в обмен на политическую лояльность, в том числе и в отношениях между странами.
Тем самым, украинские власти лишний раз продемонстрировали стремление ограничить роль российского бизнеса и сделать ставку на расширение деятельности украинских нефтяных компаний, которые хотя и занимают пока незначительный сегмент топливного рынка, но работают в тесном контакте с правительством Украины. С точки зрения стратегии это означает отказ от особых экономических отношений с Россией, что, впрочем, не исключает эксклюзивных отношений с отдельными российскими компаниями.
Судя по комментариям некоторых украинских политиков, нынешний конфликт затеян правительством Тимошенко главным образом для того, чтобы вынудить глав крупных нефтяных компаний, уклонившихся от встречи с Виктором Ющенко в марте этого года, напрямую обратиться к президенту Украины. Однако в контексте выстраивания "оранжевого" интернационала результаты подобных контактов могут иметь не только экономические, но и политические последствия.
На фоне попыток Украины выдавить с территории страны российский бизнес и, используя Каспийский проект, превратиться в самостоятельного игрока на нефтяной и газовом рынках Европы речь - в среднесрочной перспективе - идет если и не о прекращении российского экспорта углеводородов через территорию Украины, то о создании предпосылок для очень жесткого экономического и политического давления на Россию.
Однако украинская экономика пока еще не готова обходиться без российских энергоресурсов, то есть Украина сегодня заинтересована не в быстром уходе российских компаний, а в достижении неких компромиссных договоренностей. А вот то, чем обернется этот компромисс - временным удовлетворением потребностей Украины и последующим выбрасыванием с ее рынка или укреплением стратегических позиций России и ее бизнеса, - зависит сегодня от российской власти и от руководства российских компаний.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.