Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

26.11.2009 | Ольга Мефодьева

Инновационный цикл и госкорпорации

Вчера Дмитрий Медведев провел очередное заседание комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики. После пяти тематических совещаний, посвященных основным приоритетам российского пути инновационного развития, шестое было посвящено, так называемому, «инновационному циклу». На этот раз президент озаботился функционированием цепочки: разработка фундаментальных инновационных технологий – адаптация к потребностям рынка – создание спроса на инновации – выпуск конкретного товара. Для стимулирования полноценного инновационного цикла члены комиссии посоветовали президенту посвятить следующие заседания среднему бизнесу и крупным корпорациям, в частности, государственным.

Вчерашнее шестое заседание президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики проходило в стенах Московского государственного университета. Ректор МГУ Виктор Садовничий с гордостью демонстрировал главе государства новый суперкомпьютер, превосходящий по своим характеристикам многие зарубежные аналоги. Суперкомпьютер научно-исследовательского вычислительного центра МГУ обладает производительностью в 420 -350 Тфлопс, число процессов составляет 8892, число ядер – 35778. Изобретение отечественных компьютерных гениев занимает 12 место (!) в мировом рейтинге суперкомпьютеров top-500. То есть Дмитрию Медведеву перед началом заседания показали, чем же все-таки в российской инновационной сфере можно гордиться. К тому же демонстрация суперкомпьютера не была случайной и по другой причине – отечественное достижение демонстрировало непосредственную реализацию высокого инновационного замысла и его прикладную работу на благо и процветание, что было актуально в контексте тематики заседания под названием «инновационный цикл».

Как известно, прошлые заседания были посвящены пяти основным направлениям инновационного развития – энергоэффективность, ядерные технологии, космические технологии и их прикладное применение, медицинские технологии и информационные технологии. Теперь же президент организовал дискуссию на тему создания полного инновационного цикла, что логично – подумав над разработками, нужно понять, как их внедрять и кому они в итоге будут нужны. По словам Эльвиры Набиуллиной, по пяти приоритетам в бюджете выделено 620 млрд. рублей, для их эффективного финансирования необходимо распределить средства по «инновационному циклу». По логике, под инновационным циклом, как правило, понимается разработка высоких технологий, их адаптация под потребности рынка и внедрение в производство. Пожалуй, основным элементом в инновационной цепочке является не только развитие центров по созданию инноваций, а наличие инновационного стимула у рыночных агентов, то есть средних, крупных бизнесов. Вот здесь, как правило, и начинаются основные сложности. По мнению экономиста Игоря Николаева, главным стимулом к внедрению инноваций является конкуренция на рынках. В России же ситуация такова, что конкурентное преимущество большинства российских предприятий создается не на основе предложения уникального продукта потребителю, что является толчком для развития и поглощения новых знаний, а на основе симбиоза с органами государственной власти, административный ресурс которых, получаемый за откаты, и является залогом победы над другими компаниями. В данном случае эффективность инновационного цикла напрямую связывается с функционированием бюрократического аппарата, что автоматически формирует запрос на разрыв этой пагубной связи.

Иначе, такая логика противоречит инновационному развитию, не давая возможности ему окрепнуть, то есть институционализироваться. Главный вопрос в этом контексте заключается в том, есть ли понимание данного положения дел у российского руководства? Отчасти, возможно, да. Так, на заседании Эльвира Набиуллина порекомендовала президенту обратить внимание на средний бизнес и меры по его поддержке, так как именно этот слой экономических игроков во всем мире является наиболее активным потребителем инновационного продукта. Глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс заметил, что неплохо было бы подумать над ролью крупных корпораций, так как в этом случае можно рассчитывать на спрос именно в сфере высоких технологий. Чубайс предложил специально для крупных бизнесов разработать «инновационные программы». Дмитрий Медведев благосклонно отреагировал на идею главы «Роснано», предложив на одно из следующих заседаний пригласить глав всех государственных корпораций, «а то они варятся в собственном соку». Судя по всему, один из вариантов изменения статуса госкорпораций, о чем заявил Медведев в послании Федеральному Собранию, будет связан с привнесением в их деятельность ярко выраженной инновационной составляющей. Насколько это эффективно, можно будет судить после оглашения конкретных предложений. Пока же идея кажется сомнительной – госкорпорации не справились с более простой задачей управления активами и развития проектов, поэтому ожидать стимулирования инновационных программ через деятельность этих субъектов тоже нереалистично. Возможно, заинтересованность президента предложением Чубайса связана со стремлением продемонстрировать свое влияние на процесс реформирования госкорпораций, который целиком стремится взять под контроль правительство.

В качестве «сухого остатка» нынешнего заседания является обещание Медведева создать необходимую нормативно-правовую базу для поддержания «инновационного цикла». Собственно говоря, нынешняя дискуссия членов комиссии проходила в традиционном ключе – много идей хороших и разных, об эффективности которых можно будет говорить только после их реализации.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net