Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.12.2009 | Сергей Михеев
Карабах – или трудный компромисс, или новый кризис
Все попытки найти компромисс по нагорно-карабахской проблеме пока не достигают успеха. Попытка решить вопрос через урегулирование армяно-турецких отношений, также пока ощутимого результата не дала. Тем временем, очевидно, что компромисс возможен только на пути действительно крупных взаимных уступок.
Только что завершившийся визит турецкого премьера Эрдогана в США также не дал никаких явных надежд на скорое разрешение конфликта. Естественно, что проблема Нагорного Карабаха (в армянской версии – Арцах) не была центральной. Но то, что она обсуждалась не вызывает сомнений. Турецко-американские консультации по этому вопросу косвенно подтверждают версию о том, что наметившаяся нормализация отношений между Анкарой и Ереваном стимулируется из Вашингтона.
Американцы понимают, что одним из залогов относительно пророссийской ориентации Армении является её фактическая блокада со стороны Турции и Азербайджана. Отношения с Ираном также блестящими не назовёшь. К тому же, использование иранского коридора затруднено по многим причинам, включая и сложное отношение к этому со стороны США. Для выхода во внешний мир остаётся лишь Грузия – страна с большими собственными проблемами. Впрочем, и с Тбилиси у Еревана не всё так просто. Армянская диаспора в Грузии всё чаще поднимает вопрос об особом статусе (возможно, автономии) Джавахетии – грузинского района с преобладающим армянским населением.
Таким образом, Армения находится в крайне сложном геополитическом положении. Радикальное изменение ситуации могло бы дать американцам ключ к вытеснению России из Армении, и ослаблению её позиций в Закавказье в целом.
Однако пока этот механизм буксует. Причина проста – снятие изоляции, так или иначе, увязывается с понуждением Армении к решению нагорно-карабахского конфликта. Несмотря на более ранние заявления о том, что армяно-турецкие соглашения не сопровождаются никакими предусловиями, теперь выясняется, что Анкара говорила это только в отношении подписания, а вот ратификация в турецком парламенте, видимо, без условий обойтись не может. В общем, классика жанра – крючок заглатывается вместе с наживкой.
Впрочем, по-другому и быть не могло. Во-первых, в связи со всей этой затеей у турецкого руководства возникла масса проблем как внутри страны, так и в отношениях с Азербайджаном. Кстати, это косвенно подтверждает и участие американцев, которые просто не хотели это делать своими руками, видимо, убедив турок взять «грязную работу» на себя. Так американцам будет потом легче появиться в роли самого главного арбитра. Но, в любом случае, турки не могли слишком долго обходить молчанием вопрос Нагорного Карабаха. Возможно, у американцев, что-то пошло не в том темпе, как им хотелось бы и турки не смогли держать столь продолжительную паузу.
Во-вторых, и американцы понимают, что выгоды от данной комбинации сведутся к нулю, если отношения с Арменией будут налажены за счёт ухудшения отношений с Азербайджаном. А это значит, что надо, как ни крути, решать нагорно-карабахский конфликт.
Но вот это то и есть главная трудность, которая пока не по зубам ни американцам, ни, тем более, туркам. Нагорно-карабахский конфликт до сих пор не урегулирован по одной единственной причине – Ереван и Баку не смогли за все эти годы найти компромисса. Позиции сторон до сих пор практически несовместимы. И посредники здесь почти бессильны. Хотя в обеих столицах любят поискать виноватых среди внешних сил, включая и Россию.
Надо признать горькую истину – Кавказ за многие века так и не научился жить мирно. Он всегда кипел в прошлом. Не может успокоиться в настоящем, что, скорее всего, отрицательно скажется и на будущем. Способность к разумному компромиссу, вообще, никогда не отличала кавказские этносы. Напротив, вспыльчивость характера и чрезмерная гордость на Кавказе всегда считались и продолжают считаться настоящим мужским достоинством. Возможно, именно это специфическое мировоззрение и есть главная причина того, что здесь происходит.
Однако, возвращаясь к проблеме Карабаха, надо сказать, что движение к компромиссу всё же необходимо. Иначе ситуация с каждым годом будет приближаться к очередному вооружённому конфликту. Но, как уже говорилось выше, без действительно крупных взаимных уступок дело с места не сдвинется. Какими могут быть эти уступки? Представляется, что одним из путей движения по пути компромисса может стать решение об освобождении армянами азербайджанской территории, не входящей в состав Арцаха, в обмен на обязательства Баку не прибегать к силовому решению проблемы, к примеру, в ближайшие 15-20 лет и гарантии не блокировать внешние сообщения данной территории. Гарантии эти могут иметь и международное подкрепление в виде организации особой международной миссии наблюдателей, а также сопровождаться программой инвестиций в армянскую и карабахскую экономику. Причём, нарушение договорённостей может быть оговорено строгими и реальными санкциями со стороны коспонсоров процесса. Возможно, на первом этапе реализации данных соглашений речь может идти о сохранении минимального коридора в Армению через город Лачи.
Для обеих сторон это будет трудное решение. Но армяне получат фактическое признание статус-кво Нагорного Карабаха на срок договорённостей, инвестиции и международные гарантии. А Баку вернёт себе реальные территории, сможет частично решить проблему беженцев и отчитаться перед собственным населением об успехе в деле урегулирования конфликта. Одновременно, решение данной проблемы будет переложено на плечи следующего поколения политиков, которые, возможно, проявят большую гибкость и мудрость, хотя бы в силу того, что у них не будет личной памяти о событиях 80-90-х годов прошлого века.
Такой вариант, естественно, не является идеальным. Да и абсолютно новым его не назовёшь. Но никаких других способов продвижения на данном пути, скорее всего, просто нет. Отказ Баку от претензий на данные территории также невозможен, как и отказ Еревана от поддержки Нагорного Карабаха. Таким образом, или трудный компромисс, или снова полный тупик, чреватый в будущем новыми кризисами.
Сергей Михеев – вице-президент Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.