Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

17.12.2009

Давлатали Назриев: «Образ Таджикистана в российских СМИ отстает от реалий сегодняшнего дня»

Не секрет, что в последнее время ряд комментариев, высказанных российскими политиками и экспертами в СМИ по острым и проблемным вопросам внутренней и внешней политики Таджикистана, в корне отличался от оценок таджикских официальных лиц и журналистов. Почему это происходит? В числе главных причин взаимного недопонимания начальник Управления информации Министерства Иностранных Дел Республики Таджикистан Давлатали Назриев называет неполную информированность российских журналистов о политической и экономической ситуации в Таджикистане. Приводя примеры успешного межрегионального сотрудничества России и Таджикистана, таджикский дипломат считает, что образ Таджикистана в массовом общественном сознании россиян должен быть иным, он должен формироваться как дипломатами, так и российскими СМИ, а также путем расширения прямых культурных контактов.

- Господин Назриев, нередко бывая в Таджикистане, я могу отметить, что коренное население Вашей республики в целом знает о России больше, чем россияне знают о Таджикистане. Так ли это?

- Да, я с Вашим мнением согласен, и вот почему. Основную часть новостей из России граждане Таджикистана получают из средств массовой информации. Благодаря спутниковому телевидению, население Таджикистана имеет возможность принимать многие российские телеканалы. Спутниковые антенны стали привычны не только в таджикских городах, но и в сельской местности. Кроме того, о событиях, происходящих в России, таджикистанцы могут узнавать из выходящих в Таджикистане газет на русском языке, а большинство населения русским языком хорошо владеют. Значительная часть новостей поступает и от трудовых мигрантов, работающих в России.

- А как используются в Таджикистане такие источники информации, как Интернет и мобильная телефонная связь?

- Как и в России, у нас за короткое время появился ряд интернет-провайдеров, и государственные структуры и СМИ все больше используют возможности Интернета для получения и распространения информации. Успешно функционируют таджикские Информационные Агентства, которых в России уже хорошо знают благодаря их сайтам. Другие виды СМИ также создают свои сайты. Конечно, состояние и содержание многих из этих интернет-ресурсов, особенно государственных структур все еще оставляет желать лучшего. Но факт остается фактом – шаг за шагом интернет превращаются в один из основных источников информации. А сегодня не менее 10 - 15 процентов населения Таджикистана имеет доступ к интернету, что с учетом многих факторов, на наш взгляд, является неплохим показателем. Особенно быстро интернет развивается среди учащихся старших классов и студентов. А это – многие десятки тысяч человек. И молодые люди, так же, как их российские сверстники, читают российскую прессу, свободно общаются в социальных сетях. Что же касается мобильной связи, то, сколько, например, стоит минута Вашего разговора при звонке из Москвы в Душанбе по мобильному телефону?

- Примерно 1 доллар США за 1 минуту…

- А у нас в Таджикистане разговор с абонентом в России стоит порядка 6 центов за минуту. И час работы в интернете в любом душанбинском интернет-кафе - порядка 20 российских рублей. А это примерно в 3 раза дешевле, чем в городах России, и в 7 раз дешевле, чем в аэропорту «Внуково». Именно поэтому в таджикской столице практически все старшие школьники и большинство взрослого населения республики (всего примерно 20 процентов населения) уже имеют мобильные телефоны, и могут подолгу общаться с россиянами и со своими близкими, живущими и работающими в России.

- Вернемся, однако, к основной теме... Работает ли в таджикском МИДе группа мониторинга российских СМИ, и какие выводы делают Ваши специалисты?

- Конечно, мониторинг зарубежной прессы у нас ведется. И каждый мой рабочий день начинается с изучения зарубежной прессы, в том числе российской, – газет, журналов. Знакомлюсь я и с публикациями СМИ в Интернете. Судя по тем материалам, которые публикуются в открытой российской прессе, я должен сказать, что объем и содержание информации в российских СМИ о Таджикистане далеко не отражают те реалии, которые происходят в нашей стране. Происходит это потому, что довольно большая часть информации о Таджикистане и о событиях в нашей стране подается так называемыми «экспертами» по Центральной Азии, которые постоянно живут в России. Причем некоторые из них вообще не были в нашей стране или были у нас, но очень давно. Поэтому часто бывает, что, читая некоторые материалы в российской прессе, приходится удивляться, насколько далеки их оценки от реальности.

- Интересно, эти Ваши наблюдения относятся только к центральным российским СМИ, или к областным тоже?

- К сожалению, мы не можем мониторить всю российскую провинциальную прессу. Но мы хорошо видим, что все «дежурные» эксперты, которые чаще других комментируют события в нашей стране, находятся, в основном, в Москве, в различных Центрах и институтах. Возможно, в России у кого-то сложилось мнение, что эти эксперты на самом деле ведут такую объемную работу по изучению Центральной Азии и процессов, которые происходят в Таджикистане. Но у нас выводы – совершенно другие. Информация подается зачастую однобоко, и образ Таджикистана в российских СМИ россияне часто видят, как в кривом зеркале.

- А какие отношения сложились у Управления информации таджикского МИДа с Посольством России в части обмена информаций?

- Отношения очень хорошие. И с российским Посольством в целом, и с пресс-службой Посольства. Персонал Посольства России в Таджикистане – это высокопрофессиональные дипломаты и сотрудники, хорошо знающие нашу республику. Я, например, часто встречаюсь с советником-посланником, очень грамотным дипломатом Камилем Магомедовым, долгое время возглавлявшим пресс-службу Посольства. И никаких проблем в наших связях нет. Но образ Таджикистана в российских СМИ формируют все-таки не дипломаты, а журналисты…

- А Вы могли бы привести примеры, когда информация о Таджикистане подавалась недостоверной или искаженной?

- Не хочу вспоминать и называть фамилии авторов такой «информации», но такие примеры были нередко. Комментарии о ситуации в Таджикистане, с которыми мы категорически не согласны, были и у депутатов Государственной Думы. На некоторые высказывания российских госчиновников мы реагировали официальными нотами МИДа…

- Господин Назриев, а как Вы оцениваете связи обмен информацией с российскими регионами?

- Правительства Таджикистана и России придают огромное значение региональному сотрудничеству. В настоящее время у нас налажены хорошие отношения с более 70 регионами Российской Федерации практически по всем направлениям. И рост товарооборота между нашими странами во многом объясняется расширением региональных связей. У нас были и остаются хорошие связи с Москвой, Санкт-Петербургом...

- Вы можете привести примеры такого сотрудничества?

- Один из таких примеров - сотрудничество со Свердловской областью, где есть большая таджикская диаспора. На уровне хозяйственных субъектов наглядным примером двустороннего сотрудничества является работа совместного российско-таджикского предприятие ЗАО «Промышленно-Финансовая Компания «УралПромСервис». На базе АООТ «Ремонтно-экскаваторный завод» города Душанбе организована постоянно действующая выставка-продажа дорожно-строительной и транспортной техники предприятий Свердловской области и регионов Урала. В последние годы у нас сложились замечательные отношения с губернатором Свердловской области господином Эдуардом Росселем. Эдуард Эргартович сам бывал в Таджикистане, а в текущем году в Екатеринбурге президент Таджикистана Эмомали Рахмон и губернатор Эдуард Россель открыли  Генеральное Консульство Таджикистана. Поэтому нам бы хотелось бы, чтобы новый губернатор Свердловской области господин Александр Мишарин также посетил Таджикистан и продолжил взаимовыгодное сотрудничество с нашей республикой. Опыт сотрудничества со Свердловской областью положительно сказывается на расширении и развитии торгово-экономических и культурных связей с другими регионами Российской Федерации. И я бы хотел также отметить хорошие отношения, которые сложились с россиянами у нашей многочисленной диаспоры в целом ряде других регионов.

- Вы имеете в виду «народную дипломатию»?

- Да, именно это я имею в виду. Сейчас из-за дороговизны авиационного сообщения число туристов из России в Таджикистане намного меньше, чем это было в советский период. Поэтому прямой культурный обмен между россиянами и гражданами нашей республики приобретает особое значение. Кроме властей Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, я бы хотел поблагодарить руководство Ивановской, Тверской, Новосибирской областей. В этих регионах, где активно развивается сотрудничество с Таджикистаном, наша диаспора чувствует себя достаточно комфортно.

- С началом строительного сезона в Россию приезжают на работу миллионы граждан из стран СНГ, в том числе из Таджикистана. Помогает ли таджикское государство своим трудовым мигрантам в их адаптации на рынке труда России?

- По трудовым мигрантам из Таджикистана россияне судят о нашей стране. И мы очень заинтересованы, чтобы, находясь в России, граждане Таджикистана не только соблюдали российское законодательство, но и достойно представляли нашу страну. Празднование в России нашими соотечественниками Навруза, например, вызывает у россиян, мало знающих о Таджикистане, большой интерес к нашей стране. И все публичные мероприятия, которые проводит наша диаспора в регионах России с участием коренного населения, с участием местной власти, мы можем только приветствовать. Конечно же, оказать диаспоре особую финансовую помощь в организации праздников мы не можем. Но в проведение дней наших национальных культур в России и в Таджикистане и мы, и российская сторона вкладываем значительные средства. Что же касается информации о том, что ожидает наших граждан в России, - такую информацию мы людям даем. Так, к примеру, практически все трудовые мигранты имеют информационные листовки, подготовленные Министерством труда и социальной защиты Таджикистана. Сотни тысяч граждан Таджикистана посмотрели специально снятый и записанный на DVD-диски документальный фильм «Москва равон шудем…» («Едем в Москву…») – о реалиях, с которыми сталкиваются трудовые мигранты в Российской Федерации. Фильм снят при поддержке представительства Международной Организации по Миграции в Таджикистане.

- Чья это хорошая идея, снять такой фильм?

- Наверное, не очень важно, чья это идея сделать фильм. Важен результат - с течением времени у администраций российских регионов становится меньше проблем с трудовыми мигрантами из Таджикистана. И мы рады, что в формирование у россиян нового образа Таджикистана вложен и наш труд. Должен сказать, что за последние годы отношение к нашим гражданам у россиян значительно улучшилось. Люди все видят. И россияне ценят то, что подавляющее большинство наших граждан работает в России качественно и добросовестно. Абсолютное большинство таджикских рабочих не злоупотребляет спиртными напитками, ведет себя достойно. Добавлю также, что потребление алкоголя и нецензурные выражения - это вообще не в наших национальных традициях, а производство спиртного в Таджикистане постоянно сокращается.

- Значит, можно сделать вывод, что в тех регионах, где Таджикистан хорошо знают, складываются взаимовыгодные деловые отношения с Вашей республикой?

- Безусловно. Когда идет обмен информацией на разных уровнях, когда люди имеют возможность узнать о культуре и традициях другой страны, - вопросы бизнеса, вопросы товарооборота тоже решаются успешно.

- За последние годы в Таджикистане многое изменилось. Построены сотни километров автодорог, туннели под перевалами, много мостов. Но гражданская война 90-х годов привела к значительному оттоку из Таджикистана многих специалистов. Что делается для того, чтобы вернуть их?

- Такой процесс уже идет. Но мы и сами готовим специалистов, в том числе – в Российско-Таджикском Славянском Университете, работа которого финансируется российской стороной. Таджикистан богат природными ресурсами. У нас, например, расположено одно из крупнейших в мире месторождений серебра - Большой Канимансур. Поэтому одно из основных направлений нашей работы – привлечение инвестиций. Сейчас к Таджикистану повышается внимание со стороны ряда зарубежных инвесторов, в частности – из богатых арабских стран. А инвестиции, как известно, идут туда, где для них создаются благоприятные условия – хорошая законодательная база, низкий уровень налогов. И нам хотелось бы, чтобы российских инвестиций в экономику Таджикистана тоже стало больше. Россияне должны знать, что 90-е годы, когда Таджикистан считался государством, ослабленным гражданской войной – давно прошли. Именно поэтому мы приглашаем к нам в Таджикистан российских журналистов, - тех, кто сможет рассказать россиянам, что это действительно так.

Беседовал Андрей Захватов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net