Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

26.04.2005 | Наталья Серова

РОССИЮ ВЫГОНЯЮТ ИЗ ГРУЗИИ

25 апреля по результатам закрытых переговоров между министрами иностранных дел России и Грузии, Сергей Лавров и Саломе Зурабишвили сообщили журналистам о прогрессе, достигнутом в ходе обсуждения вопроса о сроках и порядке вывода российских военных баз с территории Грузии. Судя по сделанным заявлениям, речь идет о возможном начале "поэтапного вывода" российских баз уже в текущем году и завершении этого процесса к началу 2008 года.

При этом Сергей Лавров, назвав достигнутый прогресс "предельным", особо подчеркнул, что - в случае достижения окончательной договоренности - на начальном этапе будет выводиться "военная техника и те объекты, которые не входят в инфраструктуру военных баз". В свою очередь Саломе Зурабишвили оценила итоги переговоров как "определенный" и "реальный" прогресс и пояснила, что в ходе встречи обсуждался не только вывод российских баз, но и вопросы, касающиеся создания совместного антитеррористического центра, границ, виз и урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.

Одновременно глава грузинского МИДа подчеркнула, что "дьявол кроется в деталях" и что она "должна посмотреть на эти детали, прежде чем дать рекомендации своему президенту", поскольку она "никогда не дает президенту поверхностных рекомендаций". Кроме того, госпожа Зурабишвили сообщила, что если в работе над договором будет достигнут прогресс, Михаил Саакашвили, возможно, посетит Москву 8-9 мая для подписания этого документа.

Из всего сказанного вроде бы следует, что проект соглашения предложен российской стороной, однако достаточно мрачные и невнятные комментарии Сергея Лаврова наводят на мысль, что Россия пошла на серьезные уступки, причем уступки эти были вынужденными. И действительно, судя по обозначенной дате завершения вывода российских баз, речь идет о компромиссе в пользу Тбилиси: грузинская сторона настаивала на "немедленном выводе баз", называя в качестве срока конец 2005 или конец 2006 года, Россия говорила о восьми годах, а в итоге договорились о конце 2007 года.

Здесь, однако, стоит напомнить о том, что согласно договоренностям, достигнутым в 1999 году на саммите НАТО в Стамбуле, Россия должна была вывести свои войска с территории Грузии еще в 2002 году, а сейчас уже апрель 2005-го, однако российское руководство в течение долгого времени не обращало внимания на стамбульские соглашения. Одновременно бросается в глаза, что последний раунд переговоров проходил в обстановке жесткого давления на Москву со стороны Тбилиси.

Около месяца назад грузинский парламент предъявил России ультиматум, приняв постановление "О российских военных базах, дислоцированных в Грузии", согласно которому нахождение российских военных на территории Грузии было признано незаконным, в связи с чем от России потребовали ликвидировать свои базы до 1 января 2006 года. Кроме того, грузинская сторона пообещала начать блокаду баз, если до 15 мая 2005 года все вопросы об их выводе не будут урегулированы.

Под "блокадой", как стало ясно из заявлений грузинских политиков, подразумевались такие меры, как перекрытие поставок горючего и арест банковских счетов российской группировки. В качестве подтверждения серьезности своих намерений Тбилиси запретил пролет над территорией Грузии самолетам российских ВВС и в течение двух месяцев не выдавал грузинскую визу командующему Группой российских войск в Закавказье Александру Беспалову.

Одновременно министерство финансов Грузии обнародовало сумму российского долга Грузии за пребывание на ее территории российских военных. При этом вопреки всем договоренностям счет ведется с 1991 года. В итоге, по подсчетам грузинского Минфина, за аренду земли, бытовые услуги, налоги и проч. Россия должна Грузии около 550 млн. долл. Еще 400 млн. Грузия намерена потребовать "за причиненный экологический ущерб". В итоге российский долг Грузии в несколько раз превысил ее задолженность за поставки электроэнергии из России.

Еще одной любопытной деталью стали комментарии главы правительства Грузии Зураба Ногаидели, заявившего, что ни о какой компенсации за вывод российских баз речи идти не может: "Ничего компенсировать мы не собираемся… Единственное, что мы готовы, может быть, сделать - это вместе с Россией работать над возможными источниками финансирования вывода российских вооружений с территории Грузии". В качестве таких "источников" Ногаидели назвал США и ЕС.

В сочетании с заявлениями госсекретаря США Кондолизы Райс, которая на прошлой неделе, будучи в России, снова настаивала на скорейшем выводе российских военных из Грузии, вся эта история с форсированным выводом российских баз наводит на мысль о том, что их территория, скорее всего, будет использована для размещения контингента США или НАТО, которых грузинские политики давно хотят видеть на месте российских миротворцев.

В свою очередь сюжет, касающийся выдавливания из Абхазии и Южной Осетии российских миротворцев, несколько проясняет слова Саломе Зурабишвили о неких договоренностях относительно урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. Картину дополняют заявления главы правительства Грузии, сделанные в Тбилиси как раз в тот момент, когда Сергей Лавров вел переговоры с Саломе Зурабишвили, и касающиеся развития российско-грузинских экономических отношений.

Суть этих заявлений Зураба Ногаидели сводится к тому, что грузинская сторона удовлетворена ростом товарооборота между двумя странами, показатели которого - несмотря на политические трения - почти в два раза превысили в 2004 году аналогичные данные за 2003 год. Кроме того, рассчитывая на развитие экономических и улучшение политических отношений с Россией, Грузия "не собирается предпринимать никаких шагов по ограничению участия российского капитала в инвестиционных или приватизационных процессах в Грузии".

На основании всей этой информации совершенно невозможно понять, что именно произошло в отношениях между Москвой и Тбилиси и какими причинами объясняется неожиданная уступчивость Москвы. Еще больше запутывает картину реакция СМИ, комментарии которых колеблются в широком диапазоне от вполне оптимистического "достигнут прорыв" до пессимистического "Грузия переиграла Россию".

Тем не менее, последняя, пессимистическая оценка представляется более адекватной, хотя бы потому, что, во-первых, Россия уходит из Грузии, а во-вторых, речь идет о гораздо более сжатых сроках, нежели те, на которых настаивало российское руководство. Кроме того, пакетное обсуждение вопроса о быстром выводе баз, участии США и ЕС в финансировании этого процесса и об урегулировании проблем Абхазии и Южной Осетии подтверждает худшие прогнозы относительно прихода на Кавказ американских военных - на территории российских баз, и голубых касок НАТО - на место российских миротворцев.

С другой стороны, России не стоит рассчитывать на выплату грузинских долгов, поскольку к концу следующего года ей будет предъявлен гораздо более значительный счет, который, с большой вероятностью, будет поддержан "европейским сообществом" в лице ЕС, и в этой ситуации трудно предположить, что Москва - по крайней мере, до окончательного разрешения всех этих ситуаций - решится повысить цены на российские энергоносители.

Между тем так и осталось непонятным, какие именно дополнительные аргументы заставили руководство России пойти на уступки. Ведь единственным бонусом, предложенным Москве, стало любезное приглашение в Грузию российских инвесторов. Однако интересы работающего в Грузии российского бизнеса не соизмеримы с геополитическим поражением России, создающим прецедент для аналогичного давления на нее в Армении, Молдавии, Украине и других государствах СНГ.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net