Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

26.04.2005 | Дмитрий Багиро

ОЛИГАРХИ УДАРИЛИСЬ В ЦЕНОВУЮ ПОЛИТИКУ

25 апреля Федеральная антимонопольная службы направила крупным нефтяным компаниям России запрос "с целью выяснить степень объективности повышения ими цен на углеводородное топливо в 2005 году". Ответ на запрос должен содержать информацию об объемах добычи сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов, объеме и стоимости сырья, поставляемого на нефтеперерабатывающие заводы России, отпускных ценах этих заводов, а также об оптовых ценах сбытовых предприятий, розничных ценах на бензин на автозаправках и общем числе заправок каждой из компаний по всей России.

Кроме того, ФАС запросила сведения о динамике цен и объемов нефтепродуктов, реализуемых для сельхозпроизводителей. Информация должна быть предоставлена с указанием и обоснованием дат изменения цен. Все запрашиваемые сведения должны поступить в ФАС до 10 мая, после чего сотрудники антимонопольной службы намерены тщательно проанализировать ее в течение двух недель и вынести свой вердикт относительно обоснованности ценовой политики, а также о санкциях в отношении нарушителей антимонопольного законодательства, если признаки подобных злоупотреблений буду обнаружены. Речь может идти о штрафах в размере необоснованно полученных доходов, а также о возбуждении дел против отдельных нарушителей закона или против группы компаний, в случае если будет установлен факт картельного сговора.

В то же время представители нефтяных компаний дружно утверждают, что рост цен обусловлен действиями объективных причин, в первую очередь, ситуацией на мировых рынках и связанных с мировыми ценами налогов. При этом, судя по заявлениям самих нефтяников, многие компании проводят весьма взвешенную ценовую политику. Так, по словам представителя ЛУКОЙЛа, цены на его заправках не повышались с декабря прошлого года. Другая крупная компания, "Роснефть" с марта не увеличивает цены на поставки сельхозпроизводителям.

Однако такую политику могут позволить себе только крупные вертикально-интегрированные компании, являющиеся монополистами на региональных рынках, закрепленных за ними еще в начале 90-х годов, в момент их создания. С другой стороны, следует отметить, что только эти компании могут позволить себе замораживание розничных цен, сохраняя рыночные цены на оптовом рынке.

Между тем подобная политика ставит в крайне невыгодное положение владельцев независимых АЗС, которые, закупая бензин по рыночным ценам на оптовом рынке, не могут конкурировать на розничном рынке с АЗС крупных компаний. В итоге получается, что при любой ценовой политике, будь то фиксирование или отпускание цен, крупные компании в той или иной степени используют свое монопольное положение на рынке нефтепродуктов.

Таким образом, можно говорить о том, что причиной издержек в ценообразовании является структура нефтяного бизнеса России, заложенная еще при создании первых компаний. В результате, как отмечают нефтяные аналитики, в России фактически нет нормального рынка нефтепродуктов, поскольку он изначально оказался поделен между крупными монополистами. Одновременно это положение закреплено и в законе "О конкуренции", разрешающем одной компании владеть до 30% рынка.

В качестве возможного решения предлагается скорректировать антимонопольное законодательство, понизив существующий порог хотя бы до 15-20%. В противном случае правительство будет вынуждено и дальше вплотную заниматься проблемой цен на нефтепродукты во время каждой посевной и уборочной кампании.

Другое "быстрое" решение подсказывает пример Украины, где правительство Тимошенко пошло по пути госрегулирования цен на нефтяном рынке. В России также есть сторонники подобных решений, однако, учитывая то возмущение, которое вызвал в России волюнтаризм украинского премьера, было бы естественно предположить, что ФАС будет искать рыночных решений.

Даже учитывая тот очевидный факт, что рыночный подход не обеспечит быстрого падения или хотя бы остановки роста цен, этот путь все же является более предпочтительным, поскольку в этом случае проблему ценообразования можно решить, если и не раз и навсегда, то хотя бы на обозримое будущее, сохранив конкуренцию и не выдавливая с нефтяного рынка мелкий и средний бизнес.

Однако в нынешней ситуации, когда в СМИ регулярно появляются пугающие прогнозы относительно дальнейшего увеличения цен, которые и так уже повысились на 15-30%, правительству - если оно хочет избежать роста инфляции и недовольства населения - видимо, придется договариваться с нефтяниками или, как предлагают некоторые эксперты, на время подготовки либерального решения установить временный потолок роста цен, исходя из темпов инфляции, запланированной МЭРТ.

Впрочем, особенно надеяться на то, что на этот раз будет найдено комплексное и дальнесрочное решение, особенно не приходится, поскольку аналогичные проблемы возникали ежегодно, но до принципиальных решений дело так и не дошло. Следовательно, нет никаких оснований полагать, что в этом году все будет иначе. Тем более что сам факт начала проверки ценовой политики нефтяных компаний может дать хотя и незначительный, но быстрый эффект.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net