Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
29.12.2009 | Борис Макаренко
Внешняя политика: начинаем умнеть?
Примерно год назад мне довелось принять участие в подготовке доклада (под руководством профессора А.Ю.Мельвиля) о внешнеполитическом потенциале России в 2009 г. (http://www.inop.ru/files/Chapter11.pdf). Вывод, к которому пришли авторы доклада: «на приоритетных международных направлениях, где у России имеется значительный потенциал влияния (например, в отношениях со странами СНГ) эффективность его использования зачастую оказывается невысокой». Авторы рассматривали ситуацию начала 2009 г. как точку бифуркации для внешней политики России, когда в новой складывающейся геополитчиеской ситуации открывалась возможность воспользоваться складывающейся полицентричностью структуры международных отношений. Иначе говоря, речь шла о модернизации внешнеполитического курса. Что же нам принес 2009 г.? Как всегда в России – хорошие новости перемешаны с плохими.
Главное – страна устами своего президента – провозгласила намерение перейти к «умной политике» - это прозвучало в статье Д.А.Медведева «Россия, вперед», а потом повторено с трибуны Ярославского форума – первой попытки организовать международный диалог политиков и экспертов на тему современного миропорядка на российской почве (сам по себе шаг в сторону «поумнения» политики). Фраза про «нечего надувать щеки» из Послания Президента – из того же ряда. Отношения с внешним миром ставятся в прямую зависимость от нужд модернизации страны – в том числе, притока инвестиций, технологий, кадров из наиболее развитых стран. Но от декларации до воплощения путь неблизкий.
Если в одной фразе – то в 2009 г. удалось не создать новых завалов (кроме, может, запутавшейся до предела ситуации с вступлением в ВТО) и начать выстраивание новых, неконфронтационных отношений с Европой и США - прогресс на американском направлении более заметен, но лишь потому, что слишком далеко они откатились назад в предшествующие годы. Но и на этих направлениях «новое качество» пока не создано, а в «ближнем зарубежье» особенно радоваться нечему.С Европой год начался очередной «газовой войной», итоги которой однозначно не оценишь. С одной стороны, кризис «разрулили», а 2010 Европа встретит без страхов за подачу российского газа; подписали даже соглашение о механизмах взаимодействия на случай возможных конфликтных ситуаций. Но и поставки нашего газа в Европу сократились, и приверженность «Старого света» диверсификации импорта энергоностелей лишь усилилась. Да и по Энергетической хартии продвижения нет, а без нее трудно выйти на новое базовое соглашение о сотрудничестве с ЕС. Диалог по проблемам безопасности начался, но далеко не продвинулся: возобновил работу совет Россия – НАТО и приняла реальную форму российская концепция новой европейской безопасности. Но эти диалоги начинаются с весьма низкой точки: без НАТО Европа свою безопасность не видит, так что если мы хотим продвинуть свое видение «Хельсинки – бис», то надо строить архитектуру европейской безопасности с учетом этого фактора. Да, традиционный атлантизм безнадежно устарел, да, в интересах России не допустить его расширения на Восток, но единственный способ подвигнуть Европу на «переосмысление НАТО» - это показать конструктивную роль России в обеспечении безопасности в Европе и за ее пределами.
Последствия грузинской войны, казалось бы, купированы – но «Восточное партнерство ЕС» - прямое ее следствие. Европа четко обозначает свой интерес к усилению влияния в СНГ, предпочитая действовать «мягкой силой» даже в отношениях с таким изгоем, каковым до недавнего времени была Беларусь. Мы же слишком медленно излечиваемся от роли «большого брата», командующего некогда братскими республиками. Попытки сохранить монополию влияния должны смениться той же «мягкой силой» и умением находить взаимовыгодные решения конфликтных проблем. Наши соседи дают к тому достаточное количество сигналов – будь то туркменский (с участием и других центральноазиатских государств) газопровод в Китай, участие в проекте «Набукко» или нормализация отношений Армении с Турцией.
На пространстве СНГ есть примеры «умной политики» - взвешенная и конструктивная позиция России по затяжному политическому кризису в Молдавии или декларированный нейтралитет в украинской избирательной кампании и заблаговременное решение «газовых отношений» с этой страной на будущий год. Но на Украине российская власть не без оснований предполагает смену президента и уже делает «домашнее задание» по выстраиванию «постющенковских» отношений. Что же касается другого нашего «проблемного соседа» - Грузии, то будем надеяться, что 2010 год продолжит череду событий, начатую открытием пограничного пункта «Верхний Ларс» и допуском чартерных рейсов грузинской авиакомпании в Россию. Гнев в адрес Саакашвили многократно им заслужен, и реально говоря – перспективы коренного улучшения отношений при его президентстве практически равны нулю, но нужно учиться разделять правителя и народ, который всегда будет нам соседом и соседом важным. Нужно сохранить гуманитарную базу отношений с Грузией и сообщение с союзной нам Арменией.
Что же касается российско-американских отношений, то здесь хороших новостей больше, чем плохих. Вместе с Бушем с повестки дня двусторонних связей ушли такие болезненные темы, как размещение элементов американской ПРО в Центральной Европе и форсированное принятие в НАТО Украины и Грузии. Не нужно только заблуждаться относительно ставшего постоянным интереса Запада притянуть обе страны поближе к себе – этот тренд никуда не уйдет, значит, нужно договариваться о «правилах игры». Устранение этих острых разногласий позволило добиться существенного прогресса и в переговорах о контроле над стратегическими наступательными вооружениями, и по иранской проблематике. Можно огорчаться тому, что договор не удалось подписать ни к дате истечения срока действия предыдущего, ни даже к концу года. Но логичнее радоваться, что обе стороны не делают из этого трагедию и полны решимости заключить такой договор в обозримом будущем, когда каждая сторона будет уверена, что он соответствует ее интересам. По Ирану сохраняются разногласия, но, по крайней мере, Россия демонстрирует большую решимость не допустить нуклеаризации этой страны и не молчит, когда иранский режим выступает с воинственными антисемитскими заявлениями или подавляет силой демонстрации оппозиции. Пора отучаться заигрывать с экстремистами, даже назло Америке – достаточно посмотреть, до чего ту же Америку довело заигрывание назло нам с исламистами в соседнем Афганистане.
По совокупности – год кажется переходным. Россия осознает необходимость «умной политике» и начинает ей учиться – будем надеяться, что ученик окажется способным.
Борис Макаренко – Председатель Правления Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.