Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

16.01.2010 | Сергей Слободчук

Выборы шахматного короля

Вроде бы все понятно: фамилии фаворитов, лозунги и обещания, день первого (17 января) и второго тура (8 февраля). Вот только за предвыборным спектаклем с декорациями и фейерверком, как почти всегда бывает, где-то в тумане прячутся ответы на более важные вопросы. Какой будет Украина после февраля 2010-го года – парламентско-президентской, парламентской или президентско-парламентской республикой? Стоит ли ожидать досрочных выборов парламента? А самое главное – здесь мы рассматриваем только реалистичные кандидатуры – чем президент Яценюк или Литвин будет отличаться от президента Ющенко, Тимошенко, Януковича?

У-клукс-клан

Для того чтобы лучше понимать ситуацию, сразу же делаем сноску: несмотря на «оранжевые», «бело-голубые», «красно-белые» знамена и костюмы, все без исключения украинские политические персонажи в первую очередь жестко завязаны на кланы и финансово-промышленные группы. Именно позиция финансовых и медиа-спонсоров является определяющей при принятии как экономических, так и политических решений. Вот почему, например, фракция БЮТ изо всех сил продавливает закон о 13%-ной пошлине на ввоз новых автомобилей (в их рядах – автомобильный олигарх Васадзе), а «литвиновцы» стараются приватизировать такое направление работы Верховной Рады как принятие аграрных законов.

Линия раздела пролегает в другом: одни являются вольными стрелками, работая на гонорарной основе, вторые намертво привязаны только к одной из группировок.

К первой группе относятся действующий президент Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко, Владимир Литвин, Арсений Яценюк, Александр Мороз, Петр Симоненко. Чисто клановые политики – это позавчерашний день для Украины, поэтому во второй категории - только Виктор Янукович.

Исключением пока считается разве что Анатолий Гриценко – он позиционирует себя как финансово, организационно и политически независимый от крупного олигархического бизнеса. Правда ли это, покажут только время и пристальное внимание СМИ.

Идеальный президент?

Арсений Яценюк уже несколько лет, а конкретно – с начала 2000-х – считается перспективным политиком, в которого выгодно инвестировать деньги, должности, медиаресурс. Несмотря на бездарную кампанию, он пока что стабильно удерживает 1-е место в хит-параде «новых лиц» украинской политики. Но самое главное, пока что социологические опросы отдают ему 3-е место на президентских выборах (первые два - это Виктор Янукович и Юлия Тимошенко, соответственно).

Сегодня Яценюк громогласно заявляет, что идет на выборы «только побеждать», после неминуемой победы обязательно распустит парламент, а в долгосрочной перспективе клянется провести ряд необходимых для страны реформ – начиная с аграрной и заканчивая местным самоуправлением и новой индустриализацией.

Без сомнения, все это благие побуждения, вот только вырисовывается несколько досадных «но»…

Во-первых, у Яценюка нет даже намека на собственную фракцию в парламенте. А значит, его реальный круг полномочий на посту президента будет минимальным. В этом случае у руля останется парламентское большинство во главе с премьер-министром.

Во-вторых, в случае победы, он, конечно же, мог бы распустить Верховную Раду и провести парламентские выборы, о чем он уже не раз уверенно заявлял. Но… для роспуска, по Конституции, нужны четкие основания. А самое главное, Указ о роспуске будет немедленно опротестован в Конституционном суде, где разные судьи находятся под влиянием Ющенко, коммунистов и Партии регионов. Для страховки остается еще сеть административных судов, которые тоже вставят палки в колеса.

Смущает и то, что в своих обещаниях он тактично замалчивает, откуда возьмутся средства для проведения обещанных реформ – ведь Яценюк даже не намекнул на то, что собирается менять экономическую модель олигархического капитализма.

Поэтому, случись вдруг победа, он станет идеальным президентом. Для олигархии, конечно. Послушным и подконтрольным. Если проводить какие-либо аналогии, то первым на ум приходит Роберт, граф Парижский, которого при похожих обстоятельствах раздирающие Францию на куски феодалы выбрали королем. Почему именно его? Как самого слабого и бедного. А значит, безопасного и управляемого.

Социалист-правоцентрист

Играющий на этих выборах роль украинского социалиста (и при этом, возглавляя партию с типично правым названием Народная) Владимир Литвин не может похвастаться большой фракцией в парламенте – у него всего 20 мандатов. Литвин – внеклановый персонаж, то есть, берется лоббировать и обслуживать интересы любой из ФПГ. Примерно половина фракции Блока Литвина контролируется спонсорами, с которыми таким образом рассчитывались за финансирование избирательной кампании 2007-го года. Есть и другая сторона медали: Народной партии и ее сателлитам принадлежит наибольшее количество депутатов местных советов. Это мощный ресурс из примерно 27 тысяч депутатских мест, полученных по итогам выборов 2006-го года (тогда на местных выборах бренды Народная партия и Народный Блок Литвина прошли в 89 % районных советов и почти в 60 % областных, но в парламент проект не попал, «зависнув» в районе двух с половиной процентов).

В списке спонсоров Литвина аграрные бароны, то есть крупные земельные феодалы и торговцы сельскохозяйственной техникой, топливом, удобрениями, запчастями, олигарх Игорь Шаров, а также бизнес-группа Андрея Иванова-Василия Хмельницкого. Если Литвину и удастся победить, что очень маловероятно, так как его кампания на победу не нацелена и свои преимущества он не использует, то в итоге он оказывается в чуть лучшей ситуации, чем Яценюк. Вариант со знаком «плюс» - его фракция входит в состав большинства, вариант «минус» - большинство будет антипрезидентским, а парламент распустить он, аналогично Яценюку, не сможет.

Чтобы наладить контакт с парламентом, Литвину придется искать точки соприкосновения с крупнейшими фракциями – БЮТ (156 депутатов) и Партии регионов (173). В первом варианте премьер-министром остается Юлия Тимошенко, без вариантов. Во втором случае, скорее всего, Виктор Янукович. Впрочем, остается минимальная возможность, что Литвину удастся склонить «донецких» к варианту, когда коалицию составляют Блок Литвина, Партия регионов и коммунисты, а премьер-министром выдвигают более компромиссную фигуру, скажем, Николая Азарова.

Итак, краткий итог: учитывая невозможность распустить парламент и скромное количество штыков в его фракции, это будет зависимый от парламента президент. Фактически, в этом случае Украина качнется в сторону парламентской республики практически в чистом виде. Влияние президента на парламент, где он имеет всего 20 штыков, будет минимальным, а если фракции Литвина и позволят участвовать в большинстве, то только в качестве гуманитарной помощи.

Королевский абсолютиз

С одной стороны, Юлия Тимошенко начинала в 90-е как представительница молодой ветви «днепропетровского» клана. С другой, сегодня она - внеклановый персонаж. Хотя при этом продолжает оставаться таким же прочным порождением феодальной системы, как и все остальные.

Политическая опора премьер-министра – одноименный избирательный блок, имеющий вторую по величине фракцию в парламенте и достаточно широкое представительство в местных советах (с увеличивающимся количеством депутатов с востока на запад). К числу преимуществ кандидата Тимошенко можно отнести админресурс – сегодня она контролирует всю исполнительную вертикаль министерств и ведомств плюс перевербовала на свою сторону часть губернаторов – а также лежащий в собственном кармане госбюджет. Кроме того, в Украине определенное влияние на избирательный процесс имеют местные советы и районные администрации, где также во многом представлены тимошенковцы. Еще одна «фишка» предвыборной стратегии премьера – ставка на ресурс бизнес-структур. Это прекрасно характеризует список ее доверенных лиц, который на востоке страны представлен множеством директоров крупных промышленных предприятий.

Если отбросить всю мишуру типа тура эстрадных звезд, роликов, громких заявлений, биг-бордовой кампании «Вона працює» («Она работает») etc, каркас избирательной кампании Тимошенко - взаимовыгодное сотрудничество с большинством украинских финансово-промышленных группировок. Расчет четкий и верный – распоряжаясь бюджетом и полномочиями правительства, Тимошенко проще договориться напрямую с конкретным олигархом, а свои пакеты депутатских голосов в разных фракциях парламента и подконтрольные СМИ они пусть «строят» сами. Причем, из-за кризисной ситуации в экономике украинские ФПГ сегодня заинтересованы в спасательном круге от Тимошенко независимо от политических симпатий или партийной принадлежности конкретных олигархов.

Хотите конкретики? Например, неудачная попытка продать государственный Одесский припортовый завод была «заточена» под группу «Приват» (олигархи Коломойский-Боголюбов-Мартынов). Или распространенная практика, когда Кабинет Министров закрывает глаза на то, что многие предприятия с государственным капиталом, например, «Укртатнафта», безжалостно эксплуатируются «приватовцами» в интересах своего кармана. Еще один пример - реверанс в сторону зятя экс-президента Кучмы медиамагната Виктора Пинчука, который буквально на днях получил возможность без таможенных сборов и НДС приобрести за рубежом и ввезти в Украину оборудование для своего завода «Днепросталь» на сумму в 140 миллионов евро.

Из этой же серии многочисленные льготы Индустриальному союзу Донбасса (бизнес-активы советника Тимошенко Гайдука и его партнеров Таруты и Мкртчана). Список примеров можно развивать и развивать, но на самом деле на льготно-финансовую иглу удалось подсадить практически всех.

Содержание слов «президент Тимошенко» с первой же минуты будет отличаться от реального круга возможностей Ющенко. Во-первых, за ней сохраняется пусть формальное, но большинство. Во-вторых, вторая по численности – 156 «штыков» -фракция в парламенте, которая может стать основой для нового большинства - теперь уже с включением части депутатов Партии регионов.

Если этот сценарий сработает, Украина становится президентско-парламентской республикой по типу Франции, где реальным руководителем правительства будет президент Тимошенко. Досрочные парламентские выборы маловероятны – бютовцы в любом случае не смогут увеличить свой контингент депутатов. Более актуальной задачей для Тимошенко станет новый вариант Конституции, закрепляющий президентско-парламентскую форму правления – не за горами парламентские выборы 2011-го года. А это новая Верховная Рада и новое большинство, совсем необязательно пропрезидентское. Но в направлении политреформы она рискует напороться на сопротивление части даже своей фракции – депутатов, которые делегировались в список по квотам олигархов.

Коллективный президент

Категорию «клановых» политиков – пережиток 90-х годов – представляет разве что Виктор Янукович – политическое «лицо» финансово-промышленных группировок Востока (избирателей юга Украины и Крыма «донецкие» по итогам последних двух лет потеряли).

Сегодня Янукович – один из самых популярных (наравне с Тимошенко и Яценюком) политиков Украины. Более того, вместе с Юлией Тимошенко они пока что являются двумя бесспорными фаворитами президентских выборов.

Вместе с тем, фундамент Януковича - финансово-промышленные группировки Донбасса – одновременно являются и его главным барьером. У Януковича и у возглавляемой им Партии регионов один и тот же диагноз. Дважды выигрывавшие парламентские выборы «регионалы» так и не смогли стать политической силой всеукраинского масштаба, оставшись партией крупного бизнеса Донбасса, партией донецкого анклава. Аналогично Янукович, несмотря на все усилия и рекламу, за все эти годы так и не смог перерасти имидж представителя только одного – «донецкого» клана.

Президент Янукович будет обладать самой мощной фракцией в Верховной Раде.

В итоге возникает два реалистичных варианта развития ситуации и еще один – типично украинский.

Вариант первый – зависит от ответа, будет ли фракция ПР входить в состав большинства. Президент Янукович с опорой на самую крупную фракцию (173 депутата) в Верховной Раде и перспективой сколотить большинство – такой вариант уже сегодня вызывает автоматическое противодействие со стороны всех остальных олигархических группировок. Почему? Они справедливо опасаются перераспределения своей собственности в пользу «донецких». Именно поэтому такой козырь в руки президенту Януковичу никто не даст – это будет президент без большинства.

Если большинства нет, существующая модель власти превращает Януковича в Ющенко №2 – президента с ограниченными полномочиями, находящегося в противостоянии с Кабинетом Министров, парламентом, а с учетом настроений западных областей – еще и местными советами. В этом случае премьер-министром останется Юлия Тимошенко – благодаря выстроенной ею модели спасения бизнеса олигархов за счет льгот и денежных вливаний государства.

Вариант номер три основывается на особенностях Партии регионов и украинской конституционной модели. Не забываем, что по сравнению с «королевой» Тимошенко Янукович – всего лишь один из феодалов. Поэтому возможна ситуация, когда новое большинство будет создано, вот только ориентироваться оно будет на фигуру премьер-министра, а не президента Януковича. А тому, как сегодня Ющенко, придется оспаривать с помощью вето и Конституционного суда законы, принятые его же собственной фракцией.

А что там с таким вектором как досрочные выборы? Да, на волне победы «регионалы» могут попытаться их объявить, чтобы количественно увеличить свою фракцию и провести в Раду потенциальных союзников по коалиции. За такое решение без колебаний подпишутся не имеющие представительства в Раде Тягнибок, Гриценко, Яценюк, Тигипко, но… его в штыки встретят и заблокируют все без исключения парламентские партии, день ото дня теряющие поддержку избирателей. Аналогично не просматривается вариантов, как Янукович сможет реализовать конституционную реформу для усиления президентских полномочий – здесь на пути станут интересы крупного бизнеса его же собственной Партии регионов. Что мы имеем в итоге? Как это ни смешно звучит, но в случае победы Януковича главой государства будет не Янукович, а коллективный президент – главные акционеры Партии регионов.

Выбор без выбора

Но самый главный выбор – именно тот, что прячется за скобками. Выбор 2010-го года - это не кандидатуры фаворитов Тимошенко или Януковича. На самом деле, с точки зрения дальнейшей судьбы государства Украина, между ними нет никакой разницы. И первая, и второй представляют только сверхкрупный олигархический бизнес. И первую, и второго на пост №1 двигают не общественные движения или политические партии, а паразитирующие на государстве Украина ФПГ.

И Тимошенко, и Янукович – это переход от олигархической модели экономики к украинскому варианту государственного капитализма. Первую будут толкать к этому стремление увеличить президентские полномочия и сохранять свою популярность, чтобы иметь мощную фракцию в парламенте и возможность остаться на второй срок. А это невозможно в существующей системе координат – малоуправляемый парламент и олигархическая модель экономики превращают президента во временную фигуру, разменную монету, которой можно жертвовать для каждых следующих выборов. Янукович изначально повязан по рукам и ногам интересами крупного капитала, поэтому пойдет на передел в интересах одного клана, а затем пост президента будет использован как инструмент, чтобы разграничить сферы влияния и закрепить для избранных монополию во всех доходных секторах экономики Вариант Тимошенко будет более оперативным, вариант Януковича – болезненным и долговременным. Разница – только в фамилиях выигравших и проигравших. Что касается интересов украинского общества, которое своими голосами приводит сегодня к власти этот «выбор без выбора», оно записывает себя в проигравшие своими собственными руками.

Сергей Слободчук – политический консультант

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net