Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

19.02.2010 | Борис Макаренко

Нет приемлемой унификации?

«Нет приемлемой унификации», - сказал про законодательные собрания субъектов федерации Председатель Государственной думы Борис Грызлов. Прозвучало как вердикт: и вот уже «Единая Россия» предлагает поправки в президентский законопроект, устанавливающий рамки для численного состава региональных парламентов. Этими поправками предполагается, во-первых, запретить двухпалатность в региональных легислатурах, во-вторых, навести «приемлемую унификацию» в их названиях.

На эту инициативу «единороссов» у меня возникает три вопроса. Первые два – достаточно короткие, третий требует более обстоятельных размышлений.

Первый вопрос: а зачем это вообще? Ясно, что на содержательную ткань региональной политики такие реформы существенного воздействия не окажут. Тогда что: сэкономить бюджетные средства? Да, ликвидация двух сохранившихся в России региональных верхних палат какую-то экономию даст. Но переименование всех региональных «дум» (так изложил суть этой поправки «Коммерсантъ»), это ломка 29 уставов субъектов федерации, переделка всех вывесок и бланков – какая уж тут экономия. Нет, не в бюджете дело. Скорее всего – это попытка изобразить реформу политической системы таким образом, чтобы в ней, упаси Господи, что-нибудь и впрямь не поменялось.

Второй вопрос: а нужно ли так жестко регламентировать с Охотного ряда политическую систему регионов? «В Конституции двухпалатный парламент определен только на федеральном уровне… Смысла в двухпалатном парламенте в регионах нет никакого, кроме удовлетворения амбиций местных властей… Более того, они стали называть свои парламенты Государственными думами такой-то области. Это неправильно», - откровенничает депутат-единоросс А.Москалец. Про то, есть ли в этом смысл – поговорим ниже. Но напомним г-ну Москальцу, что Конституция никак не ограничивает субъекты федерации в таких деталях организации своих органов государственной власти. Такие ограничения налагаются «регулярным», а не конституционным федеральным законом об общих принципах организации органов власти. И каждое ограничение – свидетельство того, что сами регионы оптимизации своей политической системы не хотят или не могут этого сделать. Как пришлось когда-то сверху устанавливать предельные сроки пребывания на губернаторских постах, как сейчас приходится задавать «вилки» численности депутатов. Про отмененные приказом сверху выборы губернаторов я лучше умолчу. В переходном обществе совсем обойтись без такого федерального вмешательства, очевидно, невозможно. Вопрос – о его разумных границах и о формах воздействия, т.е. это проблема не конституционности, а целесообразности. Если «Единая Россия» - доминирующая партия с большинством практически во всех законодательных собраниях, почему нельзя то же самое сделать силами депутатских фракций в этих собраниях? Ну, по вопросу о численности депутатов региональные «партийцы» еще бы сопротивлялись – это прямой их интерес, но двухпалатность и название – не может федеральная «Единая Россия» убедить товарищей по партии? Авторитета не хватает?

Наконец, третий вопрос – а целесообразны ли такие новшества? Тут надо задуматься.С названиями легислатур субъектов Федерации мировой опыт разнообразен. Там, где федерация конструировалась в уже сложившемся или вновь обретшем независимость государстве (Канада, Индия, Германия, Австрия), как правило, эти названия унифицированы. Но в США, где появление региональных легислатур предшествовало складыванию независимого федеративного государства, парламенты штатов назывались по-разному, причем и в новообразуемых штатах они получали наименование по коллективной воле жителей, а не по приказу из Вашингтона. Всего сегодня на 50 штатов приходится 5 вариантов названий, причем в двух старых штатах легислатура даже именуется «High Court», где последнее слово восходит не к «суду», а к заседанию представительного органа при монаршем дворе (а переводить, естественно, его приходится как «собрание»). Но одна закономерность прослеживается четко: по указке с федерального верха название сложившегося органа народных представителей просто так не меняют – даже в ФРГ и Австрии города, получившие статус федеральных земель (Вена, Бремен, Гамбург), сохранили за такими собраниями исторические названия органов городского самоуправления, а не стали «ландтагами». Объединившийся Берлин сам выбрал для себя новое название муниципального собрания.

У нас на сегодняшний день 27 Законодательных собраний и 26 Дум (областных губернских, городских). В регионах существует 5 Государственных советов, 3 парламента, 4 Государственных собрания, 3 Государственные думы, все еще 5 «Советов». Пять названий региональных парламентов даже в русскоязычной версии содержат термин из языка титульной нации – Курултай, Хурал, Хасэ, Ил Тумэн. Всего же на 83 субъекта федерации мы насчитали 25 вариантов названия высшего органа законодательной власти.

Все эти названия возникали в тяжелый для страны период, когда федеральному центру было не до регионов, и уставы там писали самостоятельно – где копировали федеральное устройство и название парламента, где не копировали. И – при всех неизбежных издержках – эта тяжелейшая работа дала свои плоды. Это – один из первых примеров реального участия провинциальных элит в государственном строительстве, подлинного федерализма. Появление в названиях ряда этих органов терминов на национальных языках – прямое свидетельство конструктивной реализации права наций на самоопределение в рамках единой России (без кавычек и заглавных букв, а действительно единой). Россия – федерация не только полиэтничная, но и многоязычная (в отличие от англосаксонских или германских) – поэтому ничего удивительного, что в названиях представительных ассамблей, например, в Калмыкии, Якутии или Горном Алтае появляются слова на языках титульных народов. Впоследствии сами регионы подправляли эти системы, в т.ч. – переименовывали свои законодательные собрания и упраздняли верхние палаты. Но это делалось не по приказу сверху, а по соображениям целесообразности, осознанной в самом субъекте Федерации.

Хотите запретить слово «дума» в таких названиях? Но в России нет более укорененного в ее истории названия коллегиального представительного органа на местах. Городские Думы существовали со времен Екатерины Второй. Претит слово «государственный» в этих названиях? Тогда надо переименовывать и 5 Государственных советов и 4 Государственных собрания. И главное: все эти законодательные собрания – независимо от названия - по Конституции являются органами государственной власти. Что же здесь «неправильно», г-н Москалец?

«Единая Россия» выступает за консерватизм и сохранение традиций. В символах и именах консерватизм и традиция – важнейшие свойства. Поэтому если мы хотим, чтобы народное представительство было не фикцией, а реальностью и пользовалось авторитетом у граждан, то нужно, по крайней мере, не проявлять неуважения к этим традициям. Очень хотелось предупредить «Единую Россию» от измены собственному идеологическому кредо. Уважение к власти не укрепляется от навязанных, а не рожденных самим народом, переименований.

Что же касается двухпалатности парламентов в субъектах федераций, то это вещь действительно факультативная. В мировом опыте двухпалатность часто является производной от Вестминстера – расселившиеся по миру британцы воспроизводили знакомую модель, и она существует до сих пор в федеративных США, Канаде и Австралии, а если ее и отменяют, как в американской Небраске или австралийском Квинсленде, то исключительно по инициативе местных, а не федеральных законодателей. Но напомним, что двухпалатность в политике может исполнять значимую функцию более точного учета специфических интересов в многосоставных обществах – с существенными территориальными, этническими или иными водоразделами. У нас изначально большинство двухпалатных парламентов возникло именно в этнических республиках или такой полицентричной области как Свердловская. Многие регионы сами отказались от двухпалатности, да, честно говоря, не везде она хорошо работала. Но исключать двухпалатность федеральным законом – все же избыточно: кто может гарантировать, что на каком-то этапе она не окажется действенным политическим институтом для какого-либо региона.

Я – двумя руками за осмысленность реформ политической системы, за уважение традиций. Как старых – именовать местный представительный орган Думой, так и недавних обретений – участия регионов в государственном строительстве. Давайте именно эти традиции сохранять и приумножать – в полном соответствии с кредо «Единой России». А еще одну старую русскую традицию – унификации всего и вся из одного центра – применять с разборчивостью.

Борис Макаренко – Председатель правления Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net